Украинский IT-рынок в 2004 г.

25 январь, 2005 - 00:00Володимир Поздняков

Результаты работы IT-компаний в первом полугодии 2004 г. были весьма обнадеживающими. Летние месяцы, несмотря на опасения, также не принесли спада. Об этом в августе охотно говорили производители и продавцы ПК. Но никто из игроков – сборщиков, интеграторов, дистрибьюторов, реселлеров – полгода назад не мог предугадать, как же будут развиваться события в стране и как они отразятся на их деятельности. В сентябре в ответ на вопрос "Компьютерного Обозрения" о том, насколько успешным станет 2004 год для IT-бизнеса (itc.ua/18488), представители украинских компаний прогнозировали рост всего рынка на уровне 30%, а отдельных его сегментов (ПО) – до 40%.

В ноябре стало очевидно, что значительного роста не будет. Например, у большинства производителей ПК продажи в декабре составили лишь 50–60% ожидаемых. Ведущие интеграторы вместо 25–30% годового прироста бизнеса зафиксировали 18–20%. Завершение "длинных" проектов было отложено на 2005 г. Правда, к концу года неосвоенные бюджетные средства все же попали на рынок и обеспечили некоторые дополнительные проценты роста.

Владимир Букреев, "МКС"

"Количество розничных продавцов увеличится в первую очередь за счет выхода на рынок крупных сетей и специализированных магазинов. В целом конкуренция станет жестче, работать будет труднее, но интереснее".


С другой стороны, розничные сети хоть и сетовали на невыполнение планов в ноябре-декабре, но именно крупная компьютерная розница в 2004 г. добилась, на наш взгляд, наиболее впечатляющих результатов и продолжила перетягивать на себя покупателей с рынков и небольших торговых точек. Этому всячески способствовали и действия сетей супермаркетов бытовой электроники, и новые масштабные проекты традиционных игроков данного рынка, такие как City.com.

Не менее успешным был 2004 г. и для дистрибьюции: ведущие игроки заявляют о 60–70%-ном росте бизнеса. Знаменательно и то, что в прошлом году шесть крупнейших дистрибьюторских фирм (ASBIS, DataLux, Elko, ERC, MTI, "Квазар-Микро") выступили инициаторами создания Ассоциации, объединяющей работающие в данной сфере компании. Думается, что в 2005 г. эта организация, появление которой ожидалось уже давно, привлечет основных дистрибьюторов и будет содействовать созданию благоприятных условий для развития их бизнеса.

В целом же, учитывая работу всех сегментов, общий рост IT-рынка в 2004 г. можно оценить в те самые 30%, на которые мы надеялись год назад.

Персональные компьютеры и серверы

По прогнозам, которые мы делали в начале прошлого года (и уточняли в августе), емкость украинского рынка ПК локальной сборки должна была составить не менее 1 млн устройств. К сожалению, в связи с ситуацией вокруг выборов, этого не произошло: мы считаем, что в 2004 г. отечественные сборщики произвели и реализовали в Украине не более 900 тыс. систем (рост – 13%).

При этом немного выросла суммарная доля ведущих игроков, выпускающих свыше 10 тыс. ПК в год (этой теме был посвящен спецвыпуск "Компьютерного Обозрения", # 31–32). Так, если в 2003 г. 11 компаний (Prime Computer, "МКС", "Квазар-Микро", e.verest, K-Trade, DiaWest, "Навигатор", Compass, "АМИ", "Версия", "Спецвузавтоматика") контролировали 20–21% рынка (около 170 тыс. систем), то по итогам 2004 г. им принадлежит уже 24% (примерно 220 тыс.).

Украинский IT-рынок в 2004 г.
Украинский IT-рынок в 2004 г.
Украинский IT-рынок в 2004 г.
Украинский IT-рынок в 2004 г.
Украинский IT-рынок в 2004 г.
Украинский IT-рынок в 2004 г.
Украинский IT-рынок в 2004 г.
Украинский IT-рынок в 2004 г.
Украинский IT-рынок в 2004 г.
Украинский IT-рынок в 2004 г.
Украинский IT-рынок в 2004 г.
Украинский IT-рынок в 2004 г.
Украинский IT-рынок в 2004 г.
Украинский IT-рынок в 2004 г.
Украинский IT-рынок в 2004 г.

"В личном зачете" традиционно лидирует Prime Computer, но эта компания не работает на розничном рынке и практически все свои системы поставляет в корпоративный сегмент. В рознице за призовые места боролись с десяток брендов, но, на наш взгляд, еще рано говорить о явных предпочтениях потребителей в пользу одного-двух-трех из них. Словом, как и прежде, ни один из украинских производителей компьютеров еще не подошел к символической отметке 5% рынка (50 тыс. ПК), свидетельствующей о появлении в стране действительно национального компьютерного бренда. Судя по всему, этого не произойдет и в нынешнем году, хотя в течение 2004 г. можно было слышать такие заявления. В то же время мы не исключаем расширения списка ведущих игроков в 2005 г. за счет двух-трех новых компаний и увеличения совокупной доли лидеров до 27–28%.

Владимир Шаров, Intel

"Местные компании начинают проводить определенную сегментацию своих решений, они стараются не просто собирать ПК, а выпускать системы, которые максимально соответствовали бы тому или иному сектору рынка. Просто обезличенные ПК продавать становится все сложнее – уровень цен на них и конкуренция не позволяют заработать".


Самым быстрорастущим сегментом рынка ПК в 2004 г. был SOHO: сборщики заявляют о более чем двукратном росте продаж в розничных сетях. Кстати, если говорить о каналах сбыта компьютеров, то активнее всего увеличивались продажи в супермаркетах бытовой электроники ("Фокстрот", "Эльдорадо" и др.). Думаем, в нынешнем году борьба за потребительские кошельки разгорится в основном между ними и специализированными IT&T-сетями ("Юнитрейд", "МКС", "ДиаВест").

Среди положительных тенденций в конце прошлого года продавцы компьютеров называли тот факт, что розничные покупатели все большее предпочтение отдают не заказным, а готовым системам (itc.ua/19561), на них приходится от 60 до 85% ПК, приобретаемых в магазинах. А в качестве главного негативного фактора, повлиявшего на сбыт в предновогодний сезон, отмечается снижение покупательской активности из-за политической нестабильности.

В минувшем году осталась неизменной тенденция увеличения доли AMD: по оценкам экспертов, процессорами этой марки оснащены до 40% выпущенных в 2004 г. систем. Напомним, что в 2003 г. их было 35%, и мы прогнозировали рост ее доли до 45%. Однако несмотря на то, что компания действительно немало сделала для укрепления своих позиций (в июне поставки процессоров AMD начала ISA Hardware, в ноябре – MTI), в Украине на протяжении практически всего года ощущался дефицит ее чипов, и это не позволило добиться более высокого результата.

Что же касается прогнозов, то у нас есть все основания надеяться, что 2005 й для украинского рынка ПК местной сборки станет переломным во многих аспектах, его емкость, без всякого сомнения, преодолеет отметку в 1 млн систем, а рост составит не менее 20%.

Владимир Савяк, "Юстар"

"Происходит постепенное выравнивание цен между серверами локальной сборки и продукцией А-бренд начального уровня, но данный процесс не завершится полностью в силу того, что пользователи уже готовы платить дополнительные деньги за марку. Снижение цен на украинские серверы, конечно, произойдет, но для многих компаний это будет означать выход за пределы рентабельности, что заставит их сократить выпуск и постепенно уйти с рынка".


На продажи компьютеров A-brand, как и прежде, приходится около 3–4% рынка, это в минувшем году составило не более 30 тыс. ПК. Практически все они были поставлены на крупные предприятия или в государственные организации. Здесь следует сказать, с одной стороны, о снижении доли HP (дистрибьюторы отмечают не очень удачную ценовую политику производителя в этом году), с другой – об усилении позиций Dell (в 2004 г. эта техника реализовывалась в рамках нескольких крупных проектов, в том числе в Нацбанке). В нынешнем году можно ожидать роста продаж IBM, чему должно способствовать не только открытие представительства, но и сделка с Lenovo, в результате которой, как надеются украинские партнеры IBM, должны снизиться цены на компьютеры этой марки.

Местные производители серверных систем и поставщики серверов A-brand говорят о существенном росте их продаж в 2004 г. – до 100% в денежном выражении и до 50% – в штучном. Особенно порадовал спрос на RISC-серверы и рабочие станции. А вот устройства на базе Itanium 2 пока еще не оправдали ожиданий: их доля среди высокопроизводительных систем невелика. Впрочем, они были представлены в Украине лишь в ноябре (itc.ua/18987).

Ноутбуки

Рынок ноутбуков в 2004 г. расширялся интенсивнее, чем планировалось, – в Украине было реализовано почти 50 тыс. портативных ПК, а в прогнозах на 2005 г. звучат цифры 90 и даже 100 тыс. шт.

Основной спрос в минувшем году, как и раньше, приходился на устройства начального класса, причем их доля выросла с 30 до 43%.

Помимо общего роста популярности лэптопов среди и корпоративных, и частных пользователей, стоит выделить две взаимодополняющие причины увеличения продаж ноутбуков эконом-класса. Во-первых, верхняя ценовая планка, ограничивающая бюджетный сегмент, снизилась с $1500 до 1200. Во-вторых, в категорию "около $1000" попадают уже не только модели, созданные на базе младших процессоров (VIA, Intel Celeron и пр.), но и универсальные устройства бизнес-класса, в том числе и на Intel Pentium M. В многом благодаря этому большинство проданных в 2004 г. лэптопов поддерживало обмен данными по Wi-Fi – таковых оказалось около 65–70% вместо 40–50%, запланированных в конце позапрошлого года. Львиную долю здесь составили аппараты на платформе Centrino, однако стоит заметить, что поводом для их приобретения до сих пор является не столько сама возможность приема и передачи информации по беспроводным каналам, сколько низкое энергопотребление новых поколений процессоров, использованных в этих устройствах.

Пожалуй, больше всего в минувшем году увеличивался спрос на мультимедийные ноутбуки. Отчасти этому способствовало значительное расширение ассортимента моделей, снабженных широкоформатными ЖК-матрицами, кард-ридерами, оптическими приводами и акустическими системами новых поколений. А вот доля Tablet PC даже слегка сократилась. По свидетельству поставщиков, бурному развитию этой платформы в нашей стране мешают несколько факторов, среди которых высокая цена устройств и не всегда корректная поддержка русскоязычного рукописного ввода. Впрочем, что касается последнего недостатка, то он уже исправлен – в конце 2004 г. Microsoft анонсировала выпуск полноценного пакета локализации Microsoft Windows XP Tablet PC Edition 2005 Multilingual User Interface Pack. Остается надеяться, что в течение 2005 г. серьезным изменениям подвергнется и ценовая политика производителей устройств.

Виталий Милин, "ДКТ"

"Портативные компьютеры станут самым обычным электронным товаром, который можно будет приобрести в магазинах аудиовидеотехники наряду с телевизорами и домашними кинотеатрами".


Группа лидеров, которую в 2003 г. составляли HP, Toshiba и ASUS, в 2004 г. пополнилась еще двумя брендами – Samsung и "Версия". На долю этих пяти производителей пришлось в общей сложности 65% продаж в натуральном выражении. В нынешнем году к ним может присоединиться и LG, ноутбуки которой поставляются в Украину только с начала 2004 г.

Еще одним интересным фактом стал рост общей доли рынка отечественных и российских производителей – с 10–12% в прошлом году до 15–16% в нынешнем. Вполне вероятно, что в 2005 г. присутствие на рынке локальных производителей увеличится еще на 4–5% благодаря популярности barebone-комплектов, ассортимент которых в Украине за год существенно расширился. Производство на их основе портативных ПК в 2004 г. начали несколько крупных сборщиков настольных компьютеров, включая "АМИ" и "Навигатор", а в 2005 г., по некоторым данным, к ним присоединится еще ряд украинских компаний, в том числе и некиевских.

По-прежнему находят своих покупателей подержанные или уцененные устройства от А-брендов – прежде всего Toshiba, HP/Compaq, Dell и NEC. Правда, в абсолютном выражении их продажи уже не растут: в 2004 г., как и годом ранее, они ограничились 3–4 тыс. шт. То же самое, по мнению поставщиков, будет наблюдаться и в дальнейшем, поэтому доля этого сегмента, ныне составляющая 5–7%, будет неуклонно уменьшаться.

Компоненты

По оценкам экспертов, в прошлом году в Украину было поставлено порядка 1 млн процессоров и примерно столько же жестких дисков.

Как мы уже отмечали, доля Intel составляет около 60%. При этом на процессоры Celeron пришлось приблизительно 70%, Pentium 4 – 27–28%, Xeon – 1,5–2%, а на чипы для мобильных ПК – менее 1%.

Для AMD минувший год прошел под флагом существенного обновления модельного ряда. В начале 2004 г. структура продаж процессоров данной марки выглядела следующим образом: Athlon XP – 50%, Duron – 40%, Athlon 64 – 10%. После появления на рынке Sempron эти чипы стали лидерами, и к концу года на них уже приходилось до 75% продаж. Еще до 3% принадлежит процессорам Opteron, остальные 22% – Athlon 64. В нынешнем году поставщики прогнозируют рост доли Athlon 64 как минимум до 30%.

Подавляющее большинство жестких дисков, реализованных в прошлом году, имеет интерфейс EIDE и частоту вращения шпинделя 7200 об/мин, а среди брендов лидирует Samsung.

Евгений Легкоступ, LG Electronics

"Комбо-устройства в ближайшие два года будут преобладать на рынке, вытеснив CD-RW и DVD-ROM по отдельности. Именно они, на наш взгляд, станут базовыми оптическими дисководами в составе ПК".


Тенденциям на рынке оптических приводов мы уделяли внимание в ноябрьском обзоре (itc.ua/19240). На сегодняшний день остаются актуальными оценки, сделанные нами два месяца назад: емкость рынка ODD в 2004 г. – около 1,3 млн шт., в 2005 г. – 1,6–1,7 млн. Из наиболее значимых тенденций следует отметить появление пишущих DVD-приводов, поддерживающих двухслойные диски, и падение цен на них до $80, что резко увеличило спрос на эти устройства. Кроме того, подешевели и сами DVD-носители: за год практически в 10 раз (!) – с $3–4 до $0,4–0,5.

В 2004 г. наиболее массовыми приводами стали CD-RW (около 40%), но в нынешнем году их доля должна сократиться вдвое, а первенство перейдет к накопителям комбо (DVD/CD-RW), на которые придется около 30% продаж.

Мониторы

Спрос на ЖК-мониторы в нашей стране стремительно растет уже в течение 4 лет. В конце прошлого года, по предварительным оценкам, их продажи достигли уровня ЭЛТ-устройств в денежном выражении, а в IV кв. 2005 г. они будут сравнимы и в штучном.

Из 1,1 млн мониторов всех типов, проданных в прошлом году, на долю ЭЛТ-дисплеев пришлось 78%. Такую популярность им обеспечивают в первую очередь корпоративные заказчики, выбирающие бюджетные решения. При этом наиболее востребованными оказались устройства с экраном 17": их продажи составили около 85% (в 2003 г. – порядка 75%). Еще 10% покупателей приобрели аппараты с диагональю 19" и более. Что же касается 15 дюймовых дисплеев, то, как и ожидалось, в 2004 г. их доля снизилась до 5%.

В сегменте ЖК-дисплеев в I кв. 2004 г. все еще давал о себе знать дефицит 15 дюймовых матриц, впервые проявившийся в 2003 г. Напомним, что вследствие неожиданно высокого спроса на них со стороны производителей ноутбуков на мировом рынке наблюдалась острая нехватка настольных мониторов с такой диагональю. Однако в течение первой половины 2004 г. в Корее, Китае и на Тайване начали работать сразу несколько новых фабрик по выпуску ЖК-панелей, поэтому уже в III кв. ситуация в корне изменилась. Избыток этой продукции повлек за собой активное снижение стоимости мониторов (itc.ua/18813). У украинских поставщиков наиболее интенсивное удешевление 15 и 17 дюймовых моделей наблюдалось в августе-сентябре 2004 г., а к середине 2005 г., по данным некоторых дистрибьюторов, цены могут упасть до $230 и $280 соответственно.

Юрий Погребняк, Samsung Electronics

"ЖК-дисплеи оккупируют основную часть рынка до появления на нем новых технологий визуализации (в частности, OLED), однако ЭЛТ-мониторы еще долго будут сохранять высокую конкурентную способность в специализированных сегментах".


Отчасти из-за дефицита в начале года, а во многом из-за сложной политической ситуации в Украине объем продаж ЖК-дисплеев оказался меньше, чем было запланировано в начале 2004 г.: 240 тыс. шт. вместо 300 тыс. шт. При этом если в 2003 г. доля 15 дюймовых моделей составляла 60%, то в 2004 г. она снизилась до 33%. В связи с общим удешевлением, наблюдавшимся во II–III кварталах, наиболее популярными оказались 17 дюймовые устройства (61%), еще 5,5% пришлось на мониторы с экраном 19" и более. А вот структура рынка по торговым маркам осталась практически без изменений: более 60% здесь принадлежит Samsung и LG, за ними следуют ViewSonic, BenQ, Sony, NEC, Philips и Prestigio, каждая из которых владеет от 2 до 6% рынка.

По предварительным оценкам, в 2005 г. продажи мониторов вырастут до 1,5 млн шт., причем более 30% (свыше 500 тыс. шт.) придется на ЖК-устройства. Вполне вероятно, что уже к середине нынешнего года ряд компаний прекратит производство 15 дюймовых ЖК-моделей. Их присутствие на рынке сократится до 10–15%, и большая часть таких устройств, наряду с ЭЛТ-мониторами, будет поставляться в корпоративный сегмент. Ожидается, что доля ЖК-дисплеев с диагональю 17" увеличится до 70–75%, а 19 дюймовых – сохранится примерно на том же уровне (в абсолютном выражении это означает удвоение продаж).

Примечательно, что в обороте компьютерных салонов в I кв. 2004 г. ЖК-аппараты составляли лишь 12–15% от всех мониторов. Однако в IV кв. этот показатель увеличился до 40%, что само по себе является свидетельством популярности этих устройств у пользователей домашних ПК.

Устройства печати

Тенденции развития отечественного рынка устройств печати в целом остались прежними. Наибольшим спросом пользуются струйные принтеры – в минувшем году их было продано около 280 тыс. шт., причем 20–25% этого объема пришлось на устройства фотопечати, которые в 2004 г. существенно прибавили в качестве вывода оригиналов, производительности и функциональности. Стоимость большинства таких моделей составляла от $100 до $200, а в группе лидеров по продажам фотопринтеров фигурируют HP, Epson и Lexmark, которым принадлежит в общей сложности более 90% этой части рынка. Основная масса продаж, более 70%, пришлась на универсальные модели, и главным образом на бюджетные, ценой до $100. Помимо трех указанных торговых марок, в данном сегменте в прошлом году серьезно укрепились позиции Canon.

Стоит отметить, что корпоративные покупатели приобрели не более 5% струйных аппаратов. А вот для монохромных лазерных принтеров предприятия и офисы – основные потребители. В минувшем году было продано около 160–170 тыс. шт. таких устройств, при этом наибольший спрос, как и в случае со струйными принтерами, пришелся на бюджетные модели, стоимость которых ограничивалась $200. Как это ни удивительно, но технические характеристики принтеров эконом-класса за год практически не изменились – исключение составляет выпуск нескольких устройств с производительностью 16–20 с./мин, а не 12–15 с./мин, как у основной массы моделей. Отчасти за счет них увеличилась общая доля продаж бюджетных аппаратов – с 70% в 2003 г. до 80% в 2004 г.

А вот группа лидеров осталась практически без изменений: большинство монохромных лазерных принтеров в 2004 г. продали HP и Samsung – на их долю пришлось в общей сложности 75–80% устройств со скоростью печати до 20 с./мин. Ведущие позиции в сегменте более мощных аппаратов, ориентированных на использование в рабочих группах, принадлежат HP и Oki.

Объемы реализации струйных и лазерных принтеров в прошлом году оказались на 20–30% больше, чем в 2003 г., а в 2005 г. они увеличатся еще как минимум на 20–25%. Вопреки ожиданиям, на продажи монофункциональных устройств не оказала существенного влияния популярность МФУ. В минувшем году их было продано около 38 тыс., причем 20 тыс. – это струйные аппараты стоимостью до $200 и около 12 тыс.– лазерные, до $400. В течение 2004 г. цены на такие устройства снизились на 20–30%.

Константин Паршин, Xerox

"В сознании массового покупателя нет восприятия МФУ как отдельной товарной группы. Пользователи еще мыслят категориями "принтер" и "копир". И скорее всего, сегодня массовый покупатель ориентируется на приобретение многофункциональных устройств тогда, когда ему нужен копир или хотя бы функции копирования, и лишь часть людей, которым требуется принтер, задумываются о покупке МФУ".


Важной тенденцией для принтеров и МФУ остается увеличение емкости картриджей с чернилами и тонером, или, если быть более точным, уменьшение себестоимости печатной страницы. Вместе с тем, несмотря на усилия вендоров, потребление оригинальных расходных материалов растет не намного быстрее, чем увеличивается инсталлированная база устройств в нашей стране. Основной проблемой в данном случае, по мнению экспертов, является слабая заинтересованность розничных поставщиков в продажах оригинальных картриджей – многим из них выгоднее торговать совместимой продукцией.

Единственным исключением здесь остаются цветные лазерные принтеры – "родные" расходные материалы для них пользуются примерно таким же спросом, что и совместимые. Лидерами по их продажам являются Epson, Oki, HP, Konica Minolta и Xerox. Кстати, данный сегмент, пожалуй, один из немногих, где в течение всего года наблюдалось стремительное удешевление даже бюджетных аппаратов. На их долю пришлось от 80 до 90% продаж, а стоимость подобных устройств снизилась с $1000 в начале 2004 г. до $600 в конце. В 2005 г. она может опуститься до $350 – новые модели эконом-класса по такой цене обещают выпустить и нынешние лидеры, и Samsung. Последняя вышла на рынок цветной лазерной печати лишь в апреле прошлого года, но сегодня ей уже принадлежит доля в 10%. Общий же объем проданных устройств в минувшем году составил около 3500 шт., а в 2005 г. за счет удешевления моделей и роста спроса на цветную бизнес-печать он вырастет как минимум до 4200 шт.

Мобильные телефоны

2004 г. на рынке мобильной связи в какой-то степени можно назвать переломным – в прошлом году количество абонентов мобильных операторов превысило число подключенных к фиксированной связи. По последним данным, "Киевстар" обслуживает более 6 млн человек, UMC – более 7,37 млн. При этом темпы увеличения абонентской базы в минувшем году у обеих компаний превысили 100%.

Однако, несмотря на такие показатели, объем реализованных в 2004 г. сотовых терминалов в целом соответствовал прогнозам, сделанным продавцами год назад, и за отчетный период, по их оценкам, в Украине было продано от 2,7 до 3,5 млн телефонов.

Причем доля серого рынка в нашей стране по-прежнему высока (около 35–40%) и в течение года существенно не изменилась.

Если же сравнивать количество реализованных аппаратов и число вновь подключенных абонентов, то налицо некоторое несоответствие этих показателей. Видимо, динамика сбыта операторами стартовых (предоплаченных) пакетов не отвечает столь же активному росту клиентской базы. Заметим, подобное предположение справедливо для всего региона СНГ. Например, по данным российских аналитиков, в этой стране доля "мертвых душ" (абоненты, пользующиеся услугами операторов реже, чем раз в полгода) составляет 22%. Вероятно, в Украине сложилась аналогичная ситуация.

Наибольшую популярность у отечественного потребителя в 2004 г. завоевали модели стоимостью $150–200, обычно поддерживающие технологии GPRS, Java-приложения, MMS и т. п. Интерес к таким устройствам также повышается благодаря развитию платных (относительно недорогих) сервисов, предоставляющих возможности по загрузке мелодий и игр. В связи с этим несколько снизилась доля аппаратов бюджетного класса. Если в 2003 г. они составляли 70% продаж, то в минувшем году – лишь 60–65%. Модели продаются, как правило, с пакетами мобильной связи. На сотовые телефоны высокого уровня, как и год назад, приходится не более 7% продаж практически у всех ведущих вендоров, присутствующих в Украине. По сведениям продавцов, сбыт камерафонов в 2004 г. увеличился на 20–30%.

Ожидается, в 2005 г. темпы роста сохранятся, и можно предположить, что в течение этого года будет продано около 6–7 млн терминалов.

Цифровые камеры

Объем продаж цифровых камер в 2004 г. в очередной раз удвоился и составил 150 тыс. шт. по сравнению с 70–80 тыс. шт. в 2003 г. Лидерами здесь, как и в прошлом году, остались 3-мегапиксельные устройства, чья средняя цена снизилась c $250 до $170. На их долю пришлось около половины всех продаж.

Стоимость 4-мегапиксельных аппаратов в течение года уменьшалась более активно, упав с $500 до $300, причем некоторые модели, выпущенные в 2004 г. и к ноябрю-декабрю потерявшие актуальность вследствие обновления модельных рядов, можно было приобрести и за $250. В результате доля таких аппаратов в общем объеме продаж выросла с 15% в 2003 г. до 30% в 2004 г. Судя по всему, именно на них придется основной спрос в 2005 г.

Сергей Короткевич, Olympus

"Стоит отметить очень резкий рост продаж трехмегапиксельных аппаратов, что объясняется падением цен на такие устройства и неплохим качеством получаемых снимков, которое удовлетворяет многих фотолюбителей".


Цены на основную массу 6- и 7-мегапиксельных аппаратов, появившихся в нашей стране в 2003–2004 гг., начинаются с $600–700, при этом с удешевлением устройств меньших разрешений эта планка уже к концу 2005 г. может снизиться на $120–150. А вот выпущенные к середине 2004 г. 8-мегапиксельные модели пока по-прежнему слишком дороги – их предлагают за $1200–2000.

В целом продажи цифровых камер в нынешнем году увеличатся более чем в 2 раза и составят 320 тыс. шт.

Проекторы и PDP

Продажи проекторов в 2004 г., в отличие от многих других устройств, росли гораздо медленнее, чем ожидалось. По данным агентства DTC, представленным в начале минувшего года, они должны были вырасти до 5500 шт., то есть утроиться по сравнению с 2003 г. Вскоре стало ясно, что даже при реализации самых оптимистичных планов достичь таких объемов вряд ли удастся. Уже в марте маркетологи пересмотрели прогноз для нашей страны, сократив показатель до 3400 шт.

По нашим оценкам, количество проданных проекторов в 2004 г. не превысило 3000 шт., а 55% этого объема пришлось на бюджетные устройства. Причем в прошлом году их доля была несколько меньше – на уровне 48%. Рост спроса на эти аппараты объясняется прежде всего улучшением их характеристик. Если раньше модели с разрешением SVGA и световым потоком 1500–1600 ANSI лм стоили $1600–2000, то теперь проектор с подобными показателями обходится в $1200–1400. Важным событием в минувшем году стало появление на украинском рынке устройств стоимостью около $1000. Пока, правда, большинство из них составляют устаревшие модели, однако в прошлом году за такие деньги продавались лишь подержанные аппараты с проекционной лампой, срок службы которой был близок к завершению.

Михаил Невзоров, Mitsubishi Electric

"В последние два года основным фактором, сдерживающим массовый спрос на проекторы, являлась цена. Многие считали ее неадекватной, особенно в сравнении со стоимостью офисного компьютера или даже ноутбука. Сейчас цена уменьшается, и, думаю, буквально в ближайшие год-два проектор станет таким же привычным офисным устройством, как, например, копировальный аппарат".


Выпуск достаточно большого количества DLP-моделей эконом-класса (в том числе и для домашнего кино) увеличил их долю на рынке – спрос на них оказался выше, чем на LCD-проекторы. А вот соотношение SVGA- и XGA-аппаратов практически не изменилось. У дистрибьюторов основная часть продаж, примерно 70%, пришлась на устройства с меньшим разрешением, а у системных интеграторов свыше половины объема реализации составили XGA-модели, востребованные в крупных проектах. Последние, как ожидают поставщики, в нынешнем году начнут активно дешеветь – декабрьский уровень цен будет на 20–25% ниже январского. В целом же продажи этих аппаратов в 2005 г. должны составить 4500–5000 шт.

Объем продаж плазменных панелей, в отличие от проекторов, вырос более чем в 3 раза – с 2500 шт. в 2003 г. до 8000 шт. в 2004 г. Как и раньше, повышение спроса связано с популярностью PDP у пользователей домашних кинотеатров – среди устройств отображения с диагональю 40–50 дюймов им пока нет равных по соотношению цена/качество. Сыграло важную роль и активное удешевление панелей – в декабре 2004 г. их стоимость была на 30–35% меньше, чем в январе. По некоторым данным, в 2005 г. она может снизиться еще на столько же, а объем продаж PDP составит порядка 18–20 тыс. шт.