Украинская IT-индустрия-2005

25 январь, 2006 - 00:00Владимир Исаев

Прошедший год для отечественной IT-индустрии был весьма сложным. Основной причиной тому послужили, конечно, политические события, продолжавшиеся до марта и сдерживающие ее развитие фактически до августа. Тем не менее, по оценкам IDC, объем украинского IT-рынка за год вырос более чем на 13% до 1,5 млрд долл., а подавляющее большинство поставщиков оптимистично смотрят в будущее, невзирая на то что в нынешнем году рынок также не останется без влияния политического фактора.

Украинская IT-индустрия-2005

В прошлом году ситуация в индустрии стабилизировалась лишь к сентябрю, когда на рынок стали поступать деньги государственных учреждений и крупных корпораций. В результате в течение последних пяти месяцев 2005 г. системные интеграторы оказались перегружены заказами. При этом многие из них отмечают растущую сложность выполняемых проектов и рачительность клиентов, просчитывающих эффект от каждой гривни, вложенной в IT-инфраструктуру.

Украинская IT-индустрия-2005
Виктор Побережник,
«ASBIS Украина»

Получить контракт на дистрибуцию в какой-то конкретной стране сейчас достаточно сложно. Почти у всех вендоров уже сформирована региональная политика, правда, к сожалению, не всегда адекватная действительности
Украинская IT-индустрия-2005
Александр Кардаков,
«Инком»

Основная тенденция в сфере системной интеграции – это то, что оставшихся на рынке игроков можно пересчитать на пальцах одной руки

На работу дистрибьюторов влияние оказали и введение нулевых таможенных пошлин на некоторые виды IT-товаров, и объявленная вслед за этим программа «Контрабанде – стоп!». Однако не слишком эффективные методы борьбы с «черным» импортом вкупе с кадровой сменой, произошедшей в таможенных службах, лишь снизили активность импортеров. Впрочем, вскоре она вернулась на прежний уровень, а сейчас, по мнению ряда дистрибьюторов, таможенное оформление IT-товаров проходит быстрее, чем годом ранее.

Вопреки ожиданиям, нулевые таможенные пошлины почти не сказались на конечных ценах. Снизить их дистрибьюторов заставили обязательства перед вендорами выполнить годовые планы продаж, принимая во внимание стагнацию в I–II кварталах 2005 г. Стоит отметить продолжающееся увеличение продаж через традиционные компьютерные каналы потребительской электроники – DVD-проигрывателей, MP3-плееров, ЖК-телевизоров, фототехники. В 2005 г. IT-дистрибьюторы реализовали ее больше, чем специализированные оптовые поставщики. В 2006 г. конвергенция каналов продаж компьютерного и потребительского оборудования будет только усиливаться.

Как и в 2004 г., в прошлом году наиболее активно развивался розничный сегмент, привлекающий покупателей не только из числа частных пользователей, но и из секторов SOHO и SMB. Эти категории заказчиков в меньшей степени подвержены влиянию кризисов, нежели крупные корпорации. Во многом росту розничных продаж способствовала популяризация относительно нового для Украины формата «плати и забирай», который взяли на вооружение Metro Cash & Carry и City.com. Не остались в стороне и традиционные операторы розничного рынка, чьи салоны ориентированы на индивидуальную работу с покупателями. Три крупнейшие в Украине сети таких компьютерных магазинов («МКС», Unitrade, DiaWest) к декабрю 2005 г. насчитывали 142 торговые точки, тогда как годом ранее – 85. Активно развиваются и франчайзинговые программы по формированию розничных сетей, призванные заполнить те ниши, где пока слабо ощущается присутствие крупных магазинов, например в спальных районах городов-миллионников.

Весьма красноречивый показатель востребованности IT в стране – количество ее граждан, пользующихся Интернетом. В 2005 г., несмотря на прогнозы, новые подключения к Сети так и не стали массовым явлением. Как считают операторы, это вызвано все еще относительной дороговизной услуг для населения и не слишком высоким мнением потенциальных абонентов о пользе Интернета. У большинства украинцев он по-прежнему ассоциируется лишь с развлечениями.

По оценкам экспертов, регулярный доступ в Сеть сегодня имеют 1,5–2 млн наших соотечественников, при этом большинство – лишь со своего рабочего места. Домашними являются 500–550 тыс. абонентов, среди них по-прежнему наиболее востребован коммутируемый доступ (dial-up), а широкополосных подключений насчитывается около 95–100 тыс.

По итогам работы в 2005 г. оборот на украинском IT-рынке превысил 1,5 млрд долл., тогда как в 2004 г. он составил 1,3 млрд (рост более 13%) – таковы данные аналитического агентства IDC. Кстати, в минувшем году оно открыло в нашей стране полноценное представительство, что само по себе является свидетельством растущей важности украинского рынка для международных вендоров. Остается надеяться, что в 2006 г. влияние политических событий на него будет минимальным.

Персональные компьютеры

В 2005 г. локальные и зарубежные компании, по оценкам IDC, произвели и реализовали свыше 900 тыс. готовых к использованию компьютеров. Еще примерно в 15% от этой цифры маркетологи оценивают долю ПК, собранных самостоятельно домашними и корпоративными клиентами из комплектующих. Таким образом, инсталлированная база ПК в прошлом году пополнилась более чем на 1 млн устройств.

Украинская IT-индустрия-2005
Марина Заславец,
everest

В 2005 г. лидеры рынка ПК еще больше укрепили свои позиции. На мой взгляд, сложнее всего сейчас приходится сборщикам среднего дивизиона – они вынуждены занимать лишь определенные ниши

Одна из основных тенденций минувшего года – усиление влияния на рынок крупных сборщиков. В 2004 г. на долю 11 компаний, выпустивших более 10 тыс. ПК в год, в сумме пришлось 27% рынка (около 220 тыс. систем). В 2005 г. в список крупнейших попали 12 компаний («Инком», «МКС», K-Trade, «Навигатор», everest, «Фокстрот IT», «Квазар-Микро», DiaWest, «Спецвузавтоматика», «АМИ», Compass, «Версия»). В сумме они произвели порядка 350 тыс. компьютеров (38% рынка).

Объемы продаж импортированных в Украину ПК зарубежных вендоров в абсолютном выражении за год практически не увеличились. На фоне общего роста рынка это привело к уменьшению доли систем А-брендов – по подсчетам IDC, сейчас они владеют менее чем 3%. Правда, в нынешнем году ситуация может измениться. Как известно, в конце 2005 г. был дан старт локальной сборке ПК HP. «Фабрика АЛС», выпускающая компьютеры под этим брендом, по заявлениям ее представителей, способна собирать 10 тыс. ПК в месяц. Сможет ли компания обеспечить сбыт такого количества устройств, покажет время. Однако уже само появление производства HP в Украине будет стимулировать украинских сборщиков к более активному продвижению своей продукции.

Производители, которые работают с несколькими каналами, включая розничные сети, дилеров, прямые поставки корпоративным заказчикам, отмечают повышение доли своих продаж через магазины. Этому способствует, во-первых, возросшая покупательская активность частных заказчиков, малых и средних компаний; во-вторых, бурное расширение торговых сетей, в том числе и неспециализированных; в-третьих – улучшение сервисной поддержки со стороны производителей в регионах. Кроме того, спрос на готовые, а не заказные системные блоки, растет быстрее, чем продажи ПК в целом. По данным вендоров, индивидуальные решения сегодня требуются лишь 10–20% покупателей, тогда как в 2004 г. их было 15–40%.

Украинская IT-индустрия-2005

Структура продаж ПК по платформам в течение года менялась неравномерно. В первые три квартала соотношение между устройствами на базе Intel и AMD составило 55:45. Однако в IV квартале наблюдался дефицит процессоров последней, и Intel удалось увеличить свою долю в сегменте десктопов – в целом за год она почти достигла 60%.

В нынешнем году поставщики прогнозируют смещение спроса в сторону дорогостоящих ПК. Связано это с повышением покупательской способности украинцев. Все больше пользователей склонны приобретать компьютер «на вырост», с учетом того, что срок морального старения конфигураций постоянно сокращается.

Что касается объемов продаж, то, по прогнозам IDC, в 2006 г. отечественные и зарубежные поставщики увеличат их до 1,1 млн. Таким образом, с учетом «самосбора» парк ПК в Украине вырастет примерно на 1,3 млн систем.

Серверы

Активный рост сегмента серверов в минувшем году начался в июле-августе – до этого, по мнению поставщиков, спрос на них из-за политической ситуации был достаточно вялым. В целом за год поставки систем на серверных платформах, по предварительным оценкам IDC, составили 13–14 тыс. шт., что примерно на 8% больше по сравнению с 2004 г. При этом в 2006 г. маркетологи ожидают прироста на уровне 16–17%. В то же время, учитывая грядущие политические события марта, спрос также может активизироваться лишь к концу лета.

Украинская IT-индустрия-2005
Вадим Гарбуз,
«ВОЛЯ»

Использование Сети большинством украинцев ограничивается чатами, блогами, поиском музыки, фотографий и т. д. Зачем Интернет нужен, например, пенсионеру, объяснить сложно. И компьютер, и Сеть для многих пока остаются вещью в себе

Лидером по поставкам систем, созданных по архитектуре x86, в 2005 г. стала HP: по подсчетам IDC, ей принадлежит около 20% этого сегмента. Среди украинских сборщиков первое место занимает «Инком».

В секторе RISC-серверов в минувшем году укрепились позиции Sun и IBM. Поставки таких систем, считают маркетологи, выросли на 20%.

Большинство компаний, ориентирующих свои решения на широкий круг потребителей, обращают внимание на увеличение продаж серверов малым и средним компаниям. Основная часть таких покупателей прежде использовала в качестве серверов мощные рабочие станции. Отмечают поставщики и устойчивый спрос на серверы, предназначенные для монтажа в стоечные шкафы – по итогам минувшего года на них пришлось 55–60% рынка. А вот blade-серверы в структуре рынка по-прежнему занимают не более 5%. Однако ожидается, что объем их поставок, начиная с 2006 г., будет расти вдвое быстрее, чем рынок в целом.

Примерно половина реализованных в 2005 г. серверов построена на базе Intel Xeon. В этом году ожидается стремительное увеличение продаж систем, созданных с использованием двухъядерных процессоров. В 2005 г. спрос на них был невелик, что, впрочем, объясняется тем, что появились они лишь в середине года.

Ноутбуки

Для сегмента ноутбуков минувший год можно назвать переломным. В начале 2005 г. поставщики рассчитывали продать 90 тыс. устройств за год, а в сентябре увеличили прогноз до 100 тыс. Однако реальный объем оказался еще выше. За год в Украине, по предварительным данным IDC, реализовано около 140 тыс. портативных ПК, что более чем в 2,5 раза больше, чем в 2004 г.

Украинская IT-индустрия-2005
Владимир Букреев,
«МКС»

Осуществить масштабный выход на рынок ноутбуков крайне сложно, поскольку зарубежные производители весьма агрессивно конкурируют с отечественными компаниями по цене, в основном за счет более выгодных условий приобретения комплектующих для сборки

Главным фактором столь динамичного спроса стало снижение минимальной цены лэптопов. Она опустилась до отметки $600–650, а за $850–900 уже можно приобрести устройство на базе процессора Intel Celeron M 1,3–1,5 GHz, с оперативной памятью 512 MB, жестким диском 60 GB, приводом DVD-ROM/CD-RW и экраном 15". Для выполнения повседневных задач такой конфигурации вполне достаточно большинству пользователей, так что доля ноутбуков ценой менее $1000 на украинском рынке выросла до 55–60%, тогда как в 2004 г. она равнялась 40–45%. Помимо этого, поставщики отмечают значительное повышение спроса на мультимедийные модели, а также на бизнес-устройства с широкоформатным экраном. Среди последних популярность завоевывают аппараты с матрицей 14".

Одним из самых динамичных вендоров в 2005 г. оказался Acer. Если по итогам 2004 г. на долю компании приходилось не более 5% рынка, то в прошлом году ей удалось войти в пятерку лидеров, которая также включает ASUS, Samsung, HP и Toshiba. На сегодняшний день пять брендов контролируют почти 75% отечественного сегмента лэптопов. Суммарная доля ноутбуков украинской и российской сборки сократилась с 12 до 10%.

Значительные изменения претерпела и структура продаж ноутбуков по процессорам. Celeron и Mobile Celeron (в сумме они занимают 5% рынка) уступают место лэптопам на базе Celeron M. Если в 2004 г. на последние приходилось около 18%, то в прошлом – уже 40%. Примерно столько же реализовано и портативных ПК на базе Pentium M, а доля устройств на основе Pentium 4-M за год уменьшилась вдвое – с 10 до 5%.

Украинская IT-индустрия-2005
Украинская IT-индустрия-2005

Пожалуй, самое ожидаемое событие в 2006 г. – выпуск ноутбуков на платформе Intel Centrino Duo (ранее известной как Napa) с двухъядерным процессором Core Duo (Yonah). Предполагается, что первые модели будут позиционироваться в верхнем ценовом сегменте. Как показывает практика, их появление должно привести к удешевлению нынешнего поколения лэптопов среднего класса на базе Intel Sonoma, чья стоимость сегодня составляет $1000–1500. Кроме того, устройства на новой платформе стимулируют спрос на ультрапортативные модели. В 2005 г. доля рынка последних не превышала 15%, а один из основных факторов, сдерживающих их приобретение, – малое время автономной работы, что и должна исправить Centrino Duo.

Ожидается, что минимальная цена лэптопов в 2006 г. упадет не более чем на 3–5%, до $570–580. По мнению поставщиков, стоимость основных компонентов для сборки бюджетных ноутбуков уже достигла минимума. На их удешевление будет влиять главным образом растущая конкуренция между поставщиками. В нынешнем году, с появлением в канале устройств Lenovo, она может ужесточиться.

Что касается объема продаж ноутбуков в 2006 г., то, по мнению IDC, он превысит 220 тыс. шт. Портативные ПК становятся товаром массового спроса, правда, сравняться по объемам реализации с настольными компьютерами в Украине им, скорее всего, удастся не ранее чем через 4–5 лет.

Компоненты

По оценкам специалистов, в 2005 г. в Украину было поставлено более 1,2 млн процессоров. Традиционное противостояние двух грандов индустрии к серьезным переменам в расстановке сил не привело – как мы уже отмечали, рыночная доля Intel в настоящий момент по-прежнему составляет около 60%. При этом на Celeron приходится приблизительно 75%, на Pentium 4 – 22–23%, на Xeon около 2%, а на чипы для мобильных ПК – менее 1%, что связано с не лучшей ситуацией для местных сборщиков, вызванной агрессивной маркетинговой политикой А-брендов.

Украинская IT-индустрия-2005
Иан О'Лири (Ian O'Leary),
Seagate

Миграция на SAS будет достаточно длительной, как в свое время переход с PATA на SATA. Может быть, даже несколько продолжительнее, учитывая бóльшую консервативность корпоративного рынка, на который рассчитаны SAS-продукты

В структуре продаж процессоров AMD лидирует Sempron (около 75%), за ним следует Athlon (порядка 25%), а 1% приходится на Duron. Спрос на Opteron в минувшем году был небольшим.

Одним из знаковых событий ушедшего года стал выпуск многоядерных процессоров. В настоящее время их доля не превышает 1%, однако в этом году она должна существенно возрасти.

Рынок жестких дисков за прошлый год увеличился до 1,4 млн шт. (в 2004 г. было реализовано около 1 млн шт.). В 2006 г. такая динамика, по всей видимости, сохранится, прирост составит 15–20%, а итоговые показатели – 1,6–1,7 млн устройств.

Несмотря на появление дисков высокой емкости, у нас в стране стабильно высоким остается спрос на недорогие модели. Почти половина реализованных в 2005 г. HDD – это устройства 80 GB, а еще около четверти – 40 GB.

Доля продажи 2,5-дюймовых носителей в минувшем году снизилась. Как и в случае с мобильными процессорами, сказывается некоторое уменьшение доли украинских производителей лэптопов.

Наиболее востребованным интерфейсом HDD остается Parallel ATA – на такие устройства пришлось около 75% продаж. SATA быстро завоевывает популярность в сегменте серверов и storage-систем начального уровня, однако в настольных ПК доля таких накопителей все еще невысока. Ситуацию может изменить относительно новый стандарт SATA II, многие вендоры заявили о планах перехода на масштабное производство таких дисков в этом году. По словам поставщиков, в 2006 г. SATA займет не менее 65% украинского рынка.

Украинская IT-индустрия-2005
Украинская IT-индустрия-2005

Сегмент оптических приводов в 2005 г. рос несколько медленнее, чем предполагалось ранее, тем не менее объемы продаж ориентировочно составили 1,4–1,5 млн шт. В нынешнем году прогнозируется рост на уровне 20–25%, таким образом, количество проданных ODD достигнет 1,7–1,8 млн шт.

Самыми популярными в 2005 г. стали пишущие DVD – их доля на рынке увеличилась до 40%, а в 2006 г., возможно, возрастет до 70%. Однако объясняется это не только и не столько интересом к DVD-дискам, ведь в структуре продаж оптических носителей записываемые CD все еще составляют около 75%. Основная причина – в значительном (в 2 раза) удешевлении DVD-приводов. Так, средняя цена накопителя сейчас равна $60 и в будущем году предположительно снизится еще на 20%.

Не сдают свои позиции, несмотря на развитие новых оптических устройств хранения, и приводы CD-ROM – прежде всего как самая дешевая категория дисководов для корпоративного сегмента. А вот CD-RW, ввиду стремительного сокращения разницы в цене с Combo – первый претендент на уход с рынка.

Из-за продолжающегося противостояния Blu-ray и HD-DVD и высокой стоимости таких устройств интерес к ним со стороны отечественных покупателей в 2006 г. будет скорее академическим. Предел однократной записи DVD уже достигнут, постепенно увеличивается скорость перезаписи. Появляется все больше аппаратов, поддерживающих технологию нанесения изображения на диск – LightScribe, однако спрос на нее будет напрямую зависеть от цен на специальные заготовки, которые пока заметно дороже обычных.

Компьютерные мониторы

В 2005 г. по объему продаж ЖК-дисплеи впервые опередили ЭЛТ-устройства в количественном выражении. Смена лидера произошла довольно резко. По итогам II квартала 2005 г. доля ЖК-моделей у украинских поставщиков выросла почти вдвое и вплотную приблизилась к 60%. Это событие можно считать наиболее значимым на отечественном рынке мониторов – по сути, оно подвело черту под противостоянием двух технологий визуализации, начавшемся около пяти лет назад. Напомним, что в денежном выражении объемы сбыта аппаратов обоих типов сравнялись еще к концу 2004 г.

Украинская IT-индустрия-2005
Юрий Погребняк,
Samsung Electronics

Для того чтобы мониторы 19" стали продукцией основного спроса, разница между ними и 17-дюймовыми устройствами не должна превышать $35. Этого уровня она достигнет во второй половине 2006 г.

Из 1,3–1,4 млн шт. мониторов всех типов, проданных в Украине в 2005 г., 740 тыс. шт., более 50%, пришлось именно на ЖК-устройства. Интересно, что еще в 2004 г. этот показатель составлял всего 240 тыс. шт., и по самым оптимистичным прогнозам в прошлом году ожидалось лишь удвоение. Не последнюю роль в изменении структуры спроса сыграла политическая ситуация в стране, из-за которой резко уменьшилось количество заказов со стороны корпоративного сектора и госструктур. Однако сегмент мониторов уже стабилизировался, и хотя общий объем реализации оказался несколько ниже первоначальных прогнозов (1,5 млн шт.), рост составил около 20%.

Наиболее востребованными среди ЖК-дисплеев остались модели с диагональю 17": их продажи, как и предполагалось, достигли 75%. А вот 19-дюймовые аппараты продемонстрировали неожиданный рост – с 10 до примерно 18%, причем основной скачок спроса произошел в IV квартале – их доля за этот период практически удвоилась, при этом на рынке даже наблюдался небольшой дефицит. По всей видимости, дело в том, что цена на ЖК-мониторы 19", снижаясь в среднем на $20 в месяц, в итоге к рождественскому сезону упала почти на 30% по сравнению с январем. Следует отметить, однако, что тенденция эта коснулась лишь бюджетных 19-дюймовых моделей – цена на них сейчас приблизилась к $300. Дисплеи же более высокого уровня, а также многофункциональные устройства со встроенным ТВ-тюнером и громкоговорителями стоят от $500 и все еще слишком дороги для того, чтобы быть массовыми.

Структура рынка по торговым маркам, несмотря на появление новых игроков (таких, например, как Xerox и ASUS), существенных изменений не претерпела: около 70% в сумме занимают Samsung и LG, за ними следуют ViewSonic, BenQ, Philips, Sony и Acer, каждой из которых принадлежит от 3 до 6% рынка.

Украинская IT-индустрия-2005
Украинская IT-индустрия-2005

Мониторы на основе ЭЛТ в прошлом году потеряли треть своей доли в данном сегменте, а их продажи составили чуть больше 600 тыс. шт. по сравнению с 860 тыс. в 2004 г. При этом наибольшим спросом пользовались 17-дюймовые модели – их предпочли 94% потребителей, а еще 6% остановили свой выбор на экранах размером 19" и более. Устройства же с меньшими диагоналями, как и предполагалось, окончательно исчезли с рынка.

По нашему мнению, в 2006 г. продажи мониторов вырастут не менее чем до 1,6 млн шт., причем более 70% (свыше 1,1 млн шт.) придется на ЖК-дисплеи. Доля 15-дюймовых моделей сократится с 7 до 3–5%, спрос на них, наряду с ЭЛТ-аппаратами, останется, главным образом, со стороны корпоративного сегмента. ЖК-дисплеи с диагональю 19" увеличат свое присутствие до 30%, а 17-дюймовые, в свою очередь, потеряют 10% в этом сегменте, но сохранят лидерство. Вообще, переход на экраны размером 19", по всей видимости, произойдет плавно, поскольку для выполнения большинства офисных задач 17" вполне достаточно, а разница в цене в нынешнем году будет уменьшаться гораздо медленнее, чем в прошлом.

Устройства печати

Отечественный рынок принтеров, похоже, уже миновал фазу активного роста и теперь пребывает в относительно стабильном состоянии. Все наблюдаемые изменения касаются перераспределения долей между различными типами аппаратов и практически не сказываются на итоговых показателях. К примеру, аналитическая фирма IDC предварительно оценивает объем продаж такой техники в Украине в 560 тыс., что всего на несколько процентов превышает результаты 2004 г. (540 тыс. шт.).

Украинская IT-индустрия-2005
Александра Ткаченко,
Epson

Падение спроса на струйные принтеры заметно, но в основном оно касается 4-цветных аппаратов. На сбыте фотоустройств это не отражается, так что говорить о вытеснении МФУ всего сегмента струйных принтеров рано

По-прежнему самыми востребованными остаются струйные принтеры – маркетологи оценивают их долю примерно в 60%, причем около трети от этого числа приходится на устройства для фотопечати. Как и год назад, наибольшим спросом (70–75%) пользуются модели стоимостью до $100.

Некоторые компании отмечают возросший интерес к оригинальным расходным материалам. По мнению специалистов, повысить объемы продаж в прошлом году (по некоторым видам на 30%) помогло существенное снижение цен на фирменные картриджи, и в текущем году благодаря новым маркетинговым программам предполагается достичь еще более впечатляющих показателей.

Поскольку сбыт цифровых фотоаппаратов и, следовательно, популярность печати снимков в домашних условиях продолжают стремительно расти, в 2006 г. поставщики ожидают увеличения рынка струйных устройств за счет продуктов с возможностью фотопечати примерно на 20%.

Наиболее динамичным сегментом, как и предполагалось, стали многофункциональные устройства. В прошлом году, по данным IDC, их было реализовано ориентировочно 160 тыс. шт., что вдвое больше, чем в 2004 г. В принципе, тенденция вытеснения традиционных принтеров и копиров многофункциональными устройствами является общемировой, движущими факторами здесь являются преимущественно снижение цен на МФУ и повышение доверия к ним с точки зрения надежности (за которым во многих случаях стоят немалые маркетинговые усилия производителей).

К примеру, в Украине стоимость МФУ со струйной печатью приближается к цене принтеров, работающих по этой технологии (разница составляет в среднем $60–70), появились также модели с фотографическим качеством. На струйные МФУ в 2005 г. пришлось свыше половины продаж (80–90 тыс. шт.), и есть вероятность, что в текущем году они снова удвоятся. Наиболее популярны (70–85% рынка) модели начального уровня стоимостью до $150.

Украинская IT-индустрия-2005

Не менее стремительно растет популярность МФУ с электрографическим модулем печати – здесь наибольший спрос приходится на монохромные аппараты. Объемы их реализации в прошлом году достигли 70–80 тыс. шт.

Стабильно высоким остается спрос на монохромные лазерные принтеры – таких моделей, по оценкам IDC, было продано около 190 тыс. шт. Аппараты производительностью 20 с./мин сегодня реально приобрести за $150–160, и выбор тут чаще всего падает на устройства Canon, HP, Samsung, Xerox (в алфавитном порядке).

Что касается цветных принтеров на базе электрографической технологии, то, несмотря на довольно высокие темпы годового прироста – более чем в 1,5 раза в сравнении с прошлым годом, емкость данного сегмента еще довольно мала и составила в 2005 г. 6–6,5 тыс. шт. (по предварительным оценкам IDC).

По нашим наблюдениям в течение прошлого года цены на бюджетные аппараты упали на 40% до $350–400. По мнению поставщиков, в этом году стоимость таких устройств уменьшится еще на 20–25%, а объемы продаж превысят 10 тыс. шт.

Цифровое фото

Как мы и прогнозировали, объем реализации цифровых камер в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличился более чем в два раза и составил порядка 350 тыс. шт. По оценкам ряда экспертов, он впервые превысил продажи пленочной техники.

Самыми популярными были 4- и 5-мегапиксельные цифровые аппараты (по оценкам поставщиков, они заняли в сумме примерно 55–60% рынка), наблюдался и рост интереса к устройствам с матрицей 6 Мп, а также к имиджевым моделям и камерам с большим зумом (от 8x). Значительно сократился сбыт 3-мегапиксельных аппаратов, до 12–15%. Напомним, что в 2004 г. на их долю приходилось около половины продаж.

Украинская IT-индустрия-2005

Существенное удешевление отмечено в сегменте DSLR-устройств – нижняя ценовая планка снизилась более чем в 1,5 раза. Сегодня зеркальную фотокамеру начального уровня можно приобрести примерно за $800–850.

В бюджетном секторе значительного уменьшения стоимости не наблюдалось – вместо снижения цены производители стали предлагать здесь более оснащенные аппараты.

Лидируют на рынке (в алфавитном порядке) Canon и Olympus, довольно популярны устройства Casio, Konica Minolta, Nikon, Panasonic, Samsung и Sony.

Ввиду снизившихся цен на флэш-память, а также роста популярности камер с большим разрешением (от 5 Mп) увеличилась емкость наиболее часто приобретаемых с фотоаппаратами карт. Если год назад спросом пользовались, в основном, 128- и 256-мегабайтовые модули, то в 2005 г. наблюдалось повышение продаж устройств объемом 256 и 512 MB. Чаще стали покупать и карты емкостью 1 GB.

В 2006 г. реализация цифровых камер должна составить около 600 тыс. шт. Поставщики считают, что аппараты с матрицами 3 Mп практически исчезнут из продажи, заметно сократится реализация 4-мегапиксельных устройств, а основной спрос придется на камеры с матрицами 5 Mп и более.

Проекторы и плазменные панели

Объемы продаж проекторов в 2005 г. вновь оказались меньше, чем прогнозировали маркетологи. По предварительным данным агентства DTC, украинский рынок этих устройств в прошедшем году составил около 6500–7000 шт. Однако отечественные поставщики оценивают реальный объем реализации в пределах 5500 шт.

Украинская IT-индустрия-2005
Сергей Дорофеев,
DiVision (DataLux)

Если принять во внимание динамику ценообразования в этом году, а также попытки отдельных вендоров «купить» долю рынка, то вполне можно допустить, что ко второй половине 2006 г. появятся проекторы в ценовом диапазоне $700–800

Как и другая IT-продукция, проекторы продолжают дешеветь. В нашем летнем тестировании бюджетных аппаратов участвовало уже 10 моделей стоимостью около $1000, а к концу года начали появляться модели и по цене $800–850. На устройства начального уровня и отмечался основной спрос – их реализация составила около 45–50%. Поскольку такие проекторы оснащаются матрицами 800×600 пикселов, структура рынка по разрешению не претерпела особых изменений. У дистрибьюторов сбыт SVGA-аппаратов составляет 55–60%, а у системных интеграторов – порядка 45%.

Суммарно среди реализованных в минувшем году устройств около 35–40% пришлось на Toshiba и Epson. Еще примерно столько же поделили между собой BenQ, Mitsubishi, NEC, Panasonic, Sony, ViewSonic (в алфавитном порядке). При этом из сегмента бизнес-проекторов практически исчезли InFocus и Philips.

В следующем году поставщики ожидают появления в Украине LED-проекторов, правда, на структуру рынка они пока вряд ли способны существенно повлиять. Первые образцы этих устройств еще не обладают потребительскими качествами, способными обеспечить им массовый спрос. В целом же продажи проекционных аппаратов в 2006 г. прогнозируются на уровне 7000–7500 шт.

А вот сегмент плазменных панелей (PDP) в 2005 г. развивался весьма активно. Стоимость 42-дюймовых устройств, на которые приходится 75–80% продаж в Украине, к декабрю снизилась до $1800–2000, тогда как в начале 2005 г. они стоили около $2800. В результате PDP реализовано около 17–18 тыс. шт. (в 2004 г. – 8000 шт.)

Украинская IT-индустрия-2005

Большинство панелей (свыше 80%) было куплено домашними пользователями. Кстати, практически все устройства, активно продвигаемые местными дистрибьюторами, сегодня оснащаются ТВ-тюнерами (разница в цене между плазменными ТВ и мониторами снизилась до $100–150), качество которых производители постоянно повышают.

Лидерами украинского рынка PDP являются Samsung и LG – их доля в сумме составляет порядка 35%. Далее следуют Panasonic, NEC, Fujitsu, Pioneer. Последняя, по данным экспертов, лидирует по продажам панелей с диагональю от 50", занимая около 80% этого сегмента.

К концу 2006 г. цены на PDP, по прогнозам экспертов, снизятся еще на 20–22%, а объем их продаж может увеличиться до 30–32 тыс. шт.

Мобильная связь

Отечественный рынок мобильной связи в прошлом году характеризовался бурным ростом практически всех его сегментов. Суммарная абонентская база сотовых операторов приблизилась к 30 млн, увеличившись тем самым за 12 месяцев более чем в два раза (с 13,5 млн). Причем в борьбу за клиентов в самом начале года включился еще один игрок – «Астелит» (life:)). Активный маркетинг и существенные капиталовложения в развитие сети позволили ему привлечь, по данным экспертов, около 2,5 млн пользователей (по состоянию на декабрь 2005 г.). Примечательно, что компания первой среди отечественных операторов сотовой связи стала предоставлять EDGE-услуги. «Киевстар» и UMC внедрили данную технологию в коммерческую эксплуатацию лишь осенью. Последняя, кстати, теперь имеет лицензию на i-mode и уже в 2006 г. планирует оказывать сервисы на ее базе.

Украинская IT-индустрия-2005
Эллина Лебедева,
Nokia

Проникновение камерафонов в бюджетный сегмент ограничивается двумя факторами: стоимостью самой камеры, которая пока существенно влияет на цену всего устройства, и низкой востребованностью мультимедийных услуг потребителями недорогих терминалов

В конце года в Украине появился еще один серьезный игрок – российский «Вымпелком» приобрел 100% акций «УРС». Напомним, что данная сделка сопровождалась конфликтом между основными акционерами российской Altimo (бывшая «Альфа») и Telenor. По планам компании, в 2006 г. в нашей стране будет запущен ее основной бренд «Билайн», а торговые марки WellCOM и «МОБI», под которыми «УРС» оказывает услуги связи, скорее всего будут упразднены.

Рост абонентской базы и внедрение новых технологий привели к увеличению продаж мобильных телефонов. Как мы и прогнозировали, на протяжении 2005 г. в Украине было реализовано около 6,5 млн аппаратов. За лидирующие позиции боролись Nokia и Samsung. За ними с некоторым отрывом следуют Motorola, Siemens, LG и Sony Ericsson. Важно отметить, что если в 2004 г. 35–40% сбыта приходилось на долю «серых» аппаратов, то в прошедшем году, по данным экспертов, этот показатель сократился до 25%.

Больше всего продано недорогих телефонов – порядка 45–47% реализованных устройств стоили менее $100. Заметно возросла популярность камерафонов, их доля, по разным оценкам, сегодня колеблется в пределах 40–60%. Как и во всем мире, увеличился интерес к смартфонам и коммуникаторам.

Активно развивались в прошлом году и специализированные розничные сети, в том числе и международные. Так, российская «Евросеть», открывшая свой первый магазин в декабре 2004 г., к рождественским праздникам владела уже 125 салонами связи. В феврале начали работать первые торговые точки «Германос Украина», дочерней структуры греческой Germanos. По итогам 2005 г. ее сеть состоит из 50 магазинов, а в текущем году планируется открыть еще около сотни. Стремительно увеличивается и число салонов «Мелофон», входящих в состав AVentures Group: по состоянию на декабрь оно составило 60 торговых точек. Крупнейшим же розничным поставщиком, владеющим 150 салонами мобильной связи, является «АЛЛО».

Украинская IT-индустрия-2005

Помимо прочего, 2005 г. ознаменовался выдачей первой лицензии на оказание услуг 3G-связи. В декабре ее получила Укртелеком, что, по данным Министерства транспорта и связи Украины, повысило приватизационную стоимость компании на 400–500 млн долл. К UMC и «Киевстар», подавшим заявки на такую лицензию в начале осени, в конце года присоединились «Астелит» и «УРС».

В 2006 г. стоит ожидать более активной борьбы за новых абонентов. Происходить это скорее всего будет не только путем снижения цен и проведения маркетинговых акций, но и с помощью увеличение спектра услуг для пользователей. Уровень проникновения мобильной связи в Украине (penetration rate) с нынешних 65%, вероятно, увеличится до 90%, а объем продаж мобильных телефонов приблизится к отметке 9 млн шт.

Украинская IT-индустрия-2005