Убей «меня» нежно

29 февраль, 2008 - 15:57Андрій Кухар

В февральском номере журнала Emotion были опубликованы весьма неожиданные результаты опытного исследования эмоциональных реакций игроков на убийство и гибель их персонажей в шутерах от первого лица (first-person shooter). Финские ученые провели эксперимент, в котором приняла участие группа из 36 студентов, игравшая в «James Bond 007: Nightfire». При этом наблюдались их мимика и физиологическая активность. Здравый смысл подсказывает, что геймерам должно нравиться уничтожение врагов и не очень – собственные смерти, однако результаты исследования дали совсем иную картину.

Убей «меня» нежно

Вместо получения удовольствия от нанесения потерей противнику, «подопытные» ощущали беспокойство и/или гнев. В то же время вследствие гибели собственного персонажа (Бонда, Джеймса Бонда) игроки извлекали некоторые черты позитивных эмоций. Последнее обстоятельство авторы исследования приписывают испытанию временного чувства облегчения от выхода из боя.

В студенческие годы мне случалось играть в Counter Strike. Так вот, я помню, что когда «меня» цепляли или даже отправляли на тот свет (причем иногда и с применением холодного оружия…), я вовсе не испытывал чувство облегчения, а как раз наоборот – недовольство и обиду. А когда сам расправлялся с неприятелем, то, опять же вразрез с результатами исследования, чувствовал себя довольно хорошо. Поэтому я даже не знаю, как принимать эти данные. То ли я какой-то неправильный, то ли используемая в этом небольшом эксперименте методология неадекватна. Как говорится, одно из трех… Вероятно, ответ на второй вопрос мы узнаем, когда подобные опыты проведут какие-нибудь другие организации.