`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Uanet, к инвестициям будь готов!

0 
 

— Надо мыслить, — сурово сказал Остап. — Меня, например, кормят идеи. Я не протягиваю лапу за кислым исполкомовским рублем. Моя наметка пошире. Вы, я вижу, бескорыстно любите деньги. Скажите, какая сумма вам нравится? — Пять тысяч, — быстро ответил Балаганов. — В месяц? — Вгод. — Тогда мне с вами не по пути. Мне нужно пятьсот тысяч. И по возможности сразу, а не частями. — Может, все-таки возьмете частями? — спросил мстительный Балаганов. Остап внимательно посмотрел на собеседника и совершенно серьезно ответил: — Я бы взял частями. Но мне нужно сразу.
И. Ильф, Е. Петров. Золотой теленок

Сегодня в Украине действует порядка 20 зарубежных венчурных и инвестиционных фондов. Кроме них, о своих намерениях инвестировать в Uanet заявили также некоторые зарубежные и украинские банки. Инвесторы исповедуют разные подходы к выбору объектов для своих деловых операций. Одни, как Western NIS Enterprise Fund, предоставляют инвестиции и на ранней стадии развития компании, другие, например банк «Альфа Капитал», — лишь после того, как предприятие станет доходным. Есть фонды, которые подобно Red-Stars.com вкладывают средства исключительно в Internet-бизнес, а также те, кто, как SigmaBleyzer, не ограничивается только этим рыночным сегментом.

На самом деле, в мире еще не сформирован нормальный инвестиционный рынок Internet-компаний. Среди них очень мало тех, что становятся публичными и выпускают акции, котирующиеся на бирже. Поэтому сейчас с украинскими, российскими, да и с большинством зарубежных Internet-компаний работают венчурные инвестиционные фонды, которые не покупают акции на открытых рынках капиталов, а вкладывают деньги в молодые быстрорастущие фирмы, еще не готовые к выходу на фондовые рынки. Что они думают об украинских Web-компаниях?

РЫНОК ГЛАЗАМИ ИНВЕСТОРОВ

Украинский рынок Web-проектов находится на самой начальной стадии своего формирования, и, по словам директора киевского офиса SigmaBleyzer Сергея Булавина, инвесторы, по большому счету, пока лишь присматриваются к объектам финансирования и определяют свои стратегии вложений. С одной стороны, это свидетельствует об отсталости и неразвитости рынка, с другой (что больше всего и привлекает инвесторов) — предполагает бурный рост в ближайшем будущем.

Как считают в Western NIS Enterprise Fund, несмотря на многие факторы, тормозящие формирование украинского рынка Internet, он очень быстро наверстывает упущенное, опережая по темпам развития российский. Это говорит об огромном потенциале роста, который будет создавать возможности для инвестиций.

По мнению Имре Брензовича, регионального менеджера австрийского венчурного фонда Red-Stars.com, Украина ничем не уступает другим рынкам региона (включает в себя также Россию, Румынию, Болгарию, остатки бывшей Югославии, Хорватию, Словению, Турцию), на котором работает Red-Stars.com. С его точки зрения, Украина как объект инвестиций очень похожа на Болгарию, только в пять раз больше. Ограничений по объему инвестиций в наш рынок у компании не существует — Red-Stars.com намерена вкладывать в украинский Internet столько, сколько он может принять на данном этапе своего развития.

По оценкам Red-Stars.com, за последующих три года рынок Internet в Украине вырастет в 10 раз.

С КЕМ ИМЕЮТ ДЕЛО ФОНДЫ

Как же обстоит в Украине дело с перспективными проектами?

Единственным примером действительно крупной венчурной инвестиции в украинские Internet-компании является «Наддима Груп», образованная в результате сделки между французским инвестиционным фондом Societe Generale Emerging Europe при посредничестве Laderburg Thalmann и фирмами Relcom Ukraine и IP Telecom. В России таких примеров уже десятки.

Большинство украинских Internet-компаний, по мнению Вадима Новикова (директор департамента развития бизнеса ЗАО «Альфа Капитал»), не готовы для венчурного финансирования. «Те предложения, с которыми приходится иметь дело, — говорит он, — настолько незрелые, что венчурный фонд просто не может воспринимать их серьезно, поскольку его объект — это состоявшийся, хотя и молодой бизнес. Мы работаем не с идеями, а с предприятиями, которые уже начали воплощение идеи в жизнь, начали зарабатывать деньги, но им не хватает средств на развитие. В большинстве своем украинские Internet-предприятия находятся на той стадии, когда им нужны другие инструменты финансирования — инкубаторы, бизнес-ангелы, сидз-инвесторы. На мой взгляд, именно эти типы инвесторов должны быть востребованы сейчас в Украине, и поле деятельности для тех же Internet-инкубаторов здесь намного шире, чем для венчурных фондов... Вообще, количество инвестиционных денег в Украине сегодня превосходит суммарные возможности всех достойных финансирования Internet-проектов».

Тем не менее в настоящее время инвесторы отмечают немало интересных предложений. Однако уровень их подготовки с экономической точки зрения действительно далек от идеала. Имре Брензович связывает это с тем, что проектами руководят, в основном, инженеры. Поэтому многим отечественным Internet-компаниям западный менеджмент необходим даже больше, чем дополнительное финансирование.

Среди предлагаемых к инвестированию Internet-проектов больше всего различных вариаций систем B2C. По словам Сергея Булавина, таких — почти 90% (половину из них SigmaBleyzer оценила как перспективные, но только 10% — готовые к инвестированию). Системы B2B занимают второе место — 6%. Еще 3% — это решения из финансовой области, и 1% — B2G (Business-to-Government).

ТРЕБОВАНИЯ К ФИНАНСИРУЕМЫМ ПРОЕКТАМ

Любой венчурный фонд имеет порог суммы минимального вложения. В большинстве из них нельзя, например, получить финансирование в размере 2 тыс. долл. — венчурный капиталист на это не пойдет, потому что у него не хватит ресурсов управлять портфелем с большим количеством мелких инвестиций. «Поэтому речь чаще всего идет о суммах порядка 500 тыс. — 1 млн. долл., и, согласитесь, Internet-компания должна быть достаточно развита, чтобы принять такую инвестицию, — говорит Вадим Новиков. — С этой точки зрения, например, совершенно бессмысленно предлагать венчурному фонду профинансировать начинающий Internetмагазин, которому для старта с головой хватит 2–3 тыс. долл.».

Таким образом, для «Альфа Капитал» инвестиция стоимостью менее 100 тыс. долл. вряд ли будет интересна. В свою очередь, средняя сумма инвестиций RedStars.com составляет 1 млн. долл., Western NIS Enterprise Fund — от 100 тыс. до 5 млн. долл.

Требования SigmaBleyzer более гибкие. Как отмечает Сергей Булавин, минимальных и максимальных ограничений на суммы инвестиций фонд не устанавливает, решение принимается в зависимости от ряда критериев — степени готовности, перспективности проекта, наличия команды и пр. «Однако, даже если проект уже реализован в виде Web-решения и можно проанализировать его финансовые потоки, это не означает готовности к финансированию, — подчеркивает он. — У многих компаний нет стратегического плана, а инвестор всегда желает знать, что будет с той или иной фирмой через год, два, пять лет. Кроме того, нам нужны масштабируемые решения. Если проект сегодня зарабатывает 100 тыс. долл. и это для него предел, вряд ли он заинтересует инвестора.»...

Здесь, кстати, уместен вопрос, который часто задают начинающие украинские Web-компании: есть ли стандартная схема развития бизнеса от идеи (чего на рынке в избытке) до успешного Internet-предприятия (а таких — единицы)? С точки зрения самих инвесторов, этот путь может быть примерно следующим.

На начальной стадии генератор идеи нуждается, как правило, в небольшом капитале, с помощью которого дается старт бизнесу. Эти деньги может предоставить, например, бизнес-ангел — физическое лицо, имеющее свободные средства и согласившееся финансировать проект, или (в обмен на долю в проекте) Internet-инкубатор, которому ваше предложение покажется интересным. После того как созданное Internet-предприятие стало работоспособным, можно идти к венчурным капиталистам — профессионалам, финансирующим развитие бизнеса. Еще через некоторое время (как правило, не менее двух лет) — акционирование и выход на публичный рынок (характерно для США) или (для стран вроде Украины) продажа доли венчурного капиталиста стратегу — компании, которая профессионально работает в сфере Internet (например, Golden Telecom).

А на каком этапе находится ваша Web-компания?

Дізнайтесь більше про мікро-ЦОД EcoStruxure висотою 6U

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Slack подает жалобу на Microsoft и требует антимонопольного расследования от ЕС

 
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT