Twitter: 140 символов – уже много

10 март, 2010 - 11:45Владимир Исаев

На недавней конференции  i-Community, которая прошла в Москве, целая секция докладов была посвящена такой новомодной штуке, как Twitter. О нём говорили и на прошлогоднем мероприятии, но тогда разговоры были, в основном, о теории. Сейчас же Twitter в русскоязычном сегменте Интернета постепенно переходит в практическую плоскость.

Скажем, по данным «Яндекс», всего за год (с марта 2009 г.) число русскоязычных пользователей «Чирикалки» выросло в 26 раз – до 183 тыс. Это конечно капля в море по сравнению мировыми цифрами (70-80 млн), но все же впечатляет. Причем, 60% из них пишут ежедневно по несколько постов – это значительно больше, чем средний зарубежный микроблоггер. Более подробные данные можно посмотреть здесь. Я же предлагаю порассуждать, почему именно Twitter растёт так активно.

Прежде всего хочу заметить, что вокруг этого вопроса идёт много прений. Многие, даже «продвинутые» Интернет-пользователи не понимают зачем вообще нужен Twitter – слишком неочевидно его предназначение. Тут я предлагаю вернуться в начало 2009 года и вспомнить «откуда есть пошел» Twitter в целом. Первая волна массовых пользователей пришла после случая с самолётом, который неожиданно для обитателей Нью-Йорка сел на Гудзон. Тогда спасатель, прибывший на место одним из первых, сделал несколько снимков камерой телефона и выложил ссылки в свой Twitter-аккаунт. Гораздо раньше вездесущих информагентств (они потом на него ссылались).

Тогдашний всплеск популярности (который не прекращается по сей день) зацепил и наши интернеты. И многие у нас сегодня используют Twitter для «живой» текстово/фотографической трансляции с мероприятий, опять же, получается гораздо оперативнее, чем в случае с традиционными медиа. Правда, в Украине, России, Беларуси Twitter остается уделом гиков, блоггеров, в общем – продвинутых пользователей Сети. И это накладывает свой отпечаток на темы, обсуждаемые в «эфире».

Вторая причина – это банальная человеческая лень. Мне, например, лень писать большие посты. Пост требует анализа, авторского подхода, уникальных сведений, которых не найдёшь больше нигде, в конце-концов – структурности. Это всё – время. Микропост величиной до 140 символов написать гораздо проще. Это вообще может быть только ссылка (кстати, многие «взрослые» блоггеры используют Twitter для продвижения новых постов), или цитирование (ретвитт) чьей-то записи. Это дает еще одно преимущество – привлечь постоянных читателей к Twitter-блогу в целом гораздо проще. Правда есть и жирный минус. Микропост в микроблоге живёт максимум 30 минут. Потом исчезает из виду, и если его не заметили в общем эфире и не начали цитировать – умирает. Такая вот микрожизнь.

Кстати, небольшая ремарка по ходу: Сети вообще свойственно сокращать «жизнь» своих субъектов. Скажем, средний ролик на YouTube еще пару лет назад длился около 3 мин. Сейчас выкладывать видео длиннее 1 мин. считается почти моветоном.

Третью причину приведу как бы в скобках. О ней я узнал на все той же i-Community из уст Марка Сандомирского – известного в России психолога, специализирующегося на блоггерах. Если вкратце, то по мнению Марка Twitter – это отражение инстинкта самосохранения человека, который стремится находиться в общества (пусть и виртуальном) знакомых, близких по духу ему людей. Я не совсем согласен с этой точкой зрения по целому ряду причин, но тем не менее признаю ее право на существование.

Итого. Twitter в русскоязычном сегменте Сети живёт и развивается, несмотря на скепсис (аналогичный скепсису на заре блогов, Интернета, видеотрансляций и прочих прибамбасов Media 2.0). Человек может себе позволить не идти туда. Но компании всё чаще начинают использовать Twitter для продвижения бренда/продукции/идей. Полгода назад Dell, например, заявила, что продала через свой Twitter-аккаунт продукции на миллионы долларов. Может это и не только благодаря Twitter, но то что эту новость перепечатало огромное количество изданий, включая New York Times, о чем-то да говорит.

Twitter очень молод, у него есть свои преимущества и недостатки. Вопрос как воспользоваться первыми и нивелировать вторые. Консультантов по Twitter почти нет – на этом этапе все делятся своими наблюдениями и мнениями, не более того. О том как использовать плюсы на благо корпоративных интересов расскажу в одном из следующих постов.