Три взгляда на корпоративную IP-телефонию

6 октябрь, 2006 - 16:08Євген Куліков

Основные достоинства корпоративной IP-телефонии по сравнению с традиционной известны достаточно давно. Помимо разнообразных сервисов, дающих фирмам определенные конкурентные преимущества, к ним относятся снижение расходов на связь, меньшая стоимость владения и широкие возможности по наращиванию. Чем же на практике руководствуются отечественные компании, внедряя подобные решения у себя, и почему они идут на значительные начальные капиталовложения, мы узнаем на примере трех проектов.

Разговоры о конвергентных системах, объединяющих сети передачи данных и голоса, ведутся в нашей стране по меньшей мере лет пять. Все основные производители телекоммуникационного оборудования предлагают свои разработки в этой области и вместе с интеграторами по возможности занимаются популяризацией IP-решений. Однако до недавних пор отечественные компании не спешили внедрять их у себя.

Причин тому несколько. Во-первых, если в качестве IP-сети используется Интернет, то для эффективной работы таких систем требуются современные каналы связи – широкополосный доступ и цифровые телефонные линии. Причем в одночасье эту проблему в масштабах всей страны не решить: создание нужной инфраструктуры – процесс не быстрый. Во-вторых, системы IP-телефонии имеют в несколько раз большую начальную стоимость, что, естественно, вызывает сомнения в их целесообразности. И наконец, третья причина, несмотря на свою кажущуюся банальность, непосредственно связана с предыдущей и оказывает немалое влияние на IT-директоров – все еще непросто найти реально работающее решение, ознакомиться с ним на практике и непосредственно оценить его возможности.

И все же можно констатировать, что дело сдвинулось с мертвой точки, и в последние года полтора в Украине было реализовано не менее десятка проектов IP-телефонии различного масштаба. Отечественные предприниматели все шире применяют современные методы ведения бизнеса и перенимают зарубежный опыт. Справедливости ради стоит отметить, что среди первопроходцев значительную часть составляют именно представительства западных компаний и фирмы с иностранными инвестициями.

Международная компания

Типичным примером внедрения IP-телефонии в качестве корпоративного стандарта может послужить киевское представительство австрийской компании Schaller Lebensmitteltechnik. Крупный поставщик оборудования и специй для пищеперерабатывающей промышленности имеет разветвленную сеть филиалов в Западной и Восточной Европе, Прибалтике, странах СНГ, а также в Украине.

Основные затраты компании на телефонную связь приходились на разговоры между подразделениями. Для сокращения этой статьи расходов было принято решение связать все филиалы посредством IP-телефонии. Сначала соответствующее оборудование установили в штаб-квартире в Вене, а затем последовательно стали подключать и представительства. Каждому из них выделен свой диапазон в общем номерном плане, и для звонка любому сотруднику, независимо от страны, где он пребывает, достаточно набрать четырехзначный внутренний номер. Кроме того, за счет используемого в системе шифрования был закрыт вопрос с безопасностью коммерческой информации, передаваемой по открытым каналам.

Три взгляда на корпоративную IP-телефонию
Станция Alcatel OmniPCX устанавливается в обычный серверный шкаф и расширяется просто за счет дополнительных плат. Коммутационные разъемы размещены на передней панели и легко доступны

Из соображений наилучшей совместимости все решение построено на базе оборудования от одного производителя – Alcatel. В частности, в киевском офисе была установлена станция OmniPCX на 64 порта. Интегратором в данном случае выступила компания EuroCom. Монтаж оборудования был произведен за один уикенд, для подключения IP-терминалов использовалась существующая проводка. Все внедрение заняло около двух недель, причем настраивали станцию специалисты венского офиса, они же теперь дистанционно осуществляют управление ею и контроль.

Как сообщил Олег Стрихарь, IT-менеджер «Schaller-Киев», переход на IP-телефонию позволил вдвое сократить расходы на связь, с учетом чего система должна окупиться за полгода. Сотрудники филиала примерно за неделю полностью освоились с новым оборудованием и по достоинству оценили расширенные возможности. Для обеспечения всех нужд по передаче данных и голосового общения коллективу из 60 человек хватает канала пропускной способностью 1,5 Mbps.

Комплексное решение

Группа компаний DataLux занимается дистрибуцией в сфере IT, а также работает на рынке полиграфического оборудования. Она имеет офисы в Киеве, Москве и Петербурге, а также региональные представительства в шести городах Украины, общее количество сотрудников – более 500 человек. До внедрения IP-телефонии всюду использовались традиционные АТС.

По словам Виктора Романова, начальника отдела информационных технологий DataLux, впервые идея о внедрении более современной системы связи появилась, когда АТС в центральном офисе исчерпала свой номерной ресурс и встал вопрос о покупке нового оборудования. Кроме того, постоянно возникала проблема обслуживания всех имеющихся станций, поскольку время реакции сторонних организаций не соответствовало требованиям бизнеса, а содержание собственного специалиста представлялось нерациональным.

Три взгляда на корпоративную IP-телефонию
В ближайшее время все офисы компании DataLux и ее мобильные сотрудники смогут работать в единой конвергентной сети и использовать самые современные коммуникации

Решить эти задачи была призвана система корпоративной IP-телефонии с широкими возможностями по наращиванию, единым номерным планом для всех подразделений и централизованным управлением. В качестве поставщика оборудования выбрали компанию Nortel как производителя, имеющего богатый опыт в области телефонии.

С переездом же головного офиса группы компаний DataLux в новое здание было принято решение развернуть там комплексную конвергентную систему, включающую, помимо телефонии с расширенными функциями, еще и отказоустойчивую компьютерную сеть с возможностью организации защищенных беспроводных соединений.

Разработку проекта и внедрение системы осуществлял системный интегратор «О.Т.С.». По словам ее технического директора Александра Брюховича, все работы, включая развертывание СКС в пятиэтажном здании и настройку оборудования, заняли около трех месяцев.

Три взгляда на корпоративную IP-телефонию
Три взгляда на корпоративную IP-телефонию
Nortel BSM50 – это небольшое устройство, способное обеспечить офис на 60 человек не только разнообразными телефонными сервисами, включая call-центр, но и защищенным доступом в Интернет

Основой комплекса служит Nortel Communication Server 1000S. К нему подведены три канала ISDN, шесть GSM-линий и восемь аналоговых. Он обеспечивает работу 496 IP-абонентов, 16 цифровых (группа документ-менеджмента) и 16 аналоговых (факс-аппараты). В распоряжении пользователей такие функции, как конференц-связь, переадресация входящих звонков на сотовый или DECT-телефон, а также на любой другой номер. Имеются голосовое приветствие и меню, возможность записи сообщений. Все это позволяет значительно повысить качество обслуживания клиентов и гарантировать сохранность буквально каждого звонка, что очень критично для крупной торговой организации.

Биллинговая система и гибкие настройки для каждого абонента дают возможность четко контролировать расходы на связь и управлять ими.

Благодаря использованию IP-телефонии удалось значительно уменьшить затраты на междугородные и международные разговоры. А GSM-шлюзы, по данным Виктора Романова, позволили в пять раз сократить стоимость мобильной связи. Кроме того, была упрощена кабельная сеть – к каждому рабочему месту подведен один сетевой кабель (для компьютера и для телефона), причем питание последнего осуществляется посредством PoE.

В дальнейшем планируется дополнительно активизировать такие возможности системы, как call-центр и расширенные мультимедийные функции, а также связать в единое целое не только компьютерную, но и телефонную сеть всех подразделений. Для этого в остальных офисах, в зависимости от количества сотрудников, устанавливаются станции Nortel BSM200 и BSM50, способные обеспечивать передачу и голоса, и данных.

Территориально распределенная структура

Следующий пример внедрения IP-телефонии интересен прежде всего тем, что этот проект позволил решить проблему обеспечения необходимыми коммуникациями стремительно растущей компании с большим количеством территориально распределенных подразделений. Российская «Евросеть», работающая на розничном рынке сотовых телефонов, имеет филиалы во многих странах – Украине, Казахстане, Белоруссии, Таджикистане, Узбекистане и Киргизии, и располагает крупнейшей в СНГ сетью салонов связи (только в России их количество достигает 4,5 тыс.).

В нашей стране компания уже открыла более 400 магазинов, а к концу 2006 г. их количество планируется довести до 800. Сегодня в украинском филиале «Евросети» работает более 3 тыс. человек.

Три взгляда на корпоративную IP-телефонию
Около 80% установленных в офисе компании «Евросеть» IP-телефонов Cisco получают необходимое питание по Ethernet-кабелю, остальные будут переведены на PoE по мере замены сетевого оборудования

Система IP-телефонии на базе оборудования Cisco была развернута в украинском представительстве с первого дня, и теперь ведется планомерная работа по подключению к ней всех торговых точек компании. По словам Владимира Шульги, IT-директора филиала «Восточная Европа», основной проблемой на этом пути является относительно слабо развитая у нас в стране инфраструктура. Ведь для подключения каждого магазина компании требуется канал передачи данных пропускной способность не менее 128 Kbps, причем для нормального функционирования IP-телефонии оборудование провайдера должно поддерживать необходимые стандарты и обеспечивать определенное качество. Между тем в некоторых населенных пунктах найти подходящее предложение не удается, и приходится прибегать к спутниковым системам.

Помимо всех сотрудников офиса, IP-телефонами оснащены служба поддержки клиентов и call-центр компании – они используют аппараты с возможность подключения гарнитуры.

Внедрение решения осуществляли специалисты из Москвы, они же в настоящее время занимаются администрированием станции и круглосуточным ее сопровождением. Серверы, на которых выполняется программное обеспечение Cisco Call Manager, обеспечивающее работоспособность системы, для большей надежности и мобильности офиса расположены на площадке провайдера.

Как видим, компании внедряют достаточно непохожие решения от разных производителей. В одних случаях это связано с конкретными требованиями проекта, в других – с наличием партнерских отношений и возможностью приобрести оборудование на более выгодных условиях. По мнению одного из IT-директоров, более насущной проблемой является не столько выбор вендора, сколько поиск и подготовка квалифицированных специалистов для настройки и сопровождения системы. Заметим, что в двух из трех случаев внедрение осуществлялось силами собственных IT-отделов – таким образом компании пытаются минимизировать свои расходы. Ну и конечно же, основные пользователи IP-телефонии – фирмы с разветвленной сетью филиалов и торговые предприятия, чей бизнес напрямую зависит от эффективности коммуникационных систем.