ThatWeb -- два года спустя

31 июль, 2002 - 23:00Сергей Митилино ThatWeb -- два года спустяThatWeb -- яркий пример того, что может сделать группа программистов-энтузиастов при соответствующей финансовой поддержке. За последние несколько лет из простого почтового сервера, на котором можно было проверить почту из своего локального ящика с помощью универсального Web-интерфейса, этот проект превратился в ресурс, предлагающий мощные интегрированные средства для решения различных бизнес-задач.

Рассматривая феномен ThatWeb, следует помнить, что начинала компания все же не с нуля -- фактически предприятие является подразделением Aztech Systems Limited. Сегодня в активе фирмы многомиллионый контракт с Министерством внутренних дел Сингапура (Ministry of Home Affairs) на построение Центра быстрого реагирования (Emergency Public and Information Centre), заключены партнерские соглашения с Hewlett-Packard, Mobile One и Motorola. ThatWeb предоставляет услуги клиентам многих азиатских провайдеров мобильной связи, в том числе SingTel и Starhub в Сингапуре, TCC на Тайване и China Unicom. Еще в середине 1999 г. количество зарегистрированных пользователей почтовой службы достигло 120 тыс. Филиалы компании работают в Шанхае и Гонконге.


Вначале была почта

Основанная в 1998 г. ThatWeb Solu­tions PTE первоначально была нацелена на рынок унифицированных коммуникаций (Unified Messaging), точнее, на один из его сегментов -- менеджмент почтовых счетов. В то время сервис, предложенный сингапурской компанией, был оригинален и полезен: с помощью Web-интерфейса системы любой пользователь мог загрузить сообщения из своего локального почтового ящика. Сегодня многие крупные службы Web-почты имеют подобную функцию, а тогда это действительно считалось непростой задачей.

Сейчас почтовый сервис приобрел черты полноценного портала и обзавелся множеством различных возможностей. К тому же ПО продается в виде отдельного пакета, который устанавливается на локальный сервер, обеспечивая таким образом сотрудникам предприятия универсальный доступ к электронной почте.

К сожалению, с января этого года Web-сервис стал платным -- 3 доллара за каждый месяц. Подписчик становится владельцем адресной книги и 10-мегабайтового пространства на сайте ThatWeb.com. Среди дополнительных возможностей: проверка английского правописания, подписи и фильтры входящей корреспонденции.

На базе своего первого и наиболее успешного сервиса ThatWeb решила создать продукт для интерактивных киосков, получивших широкое распространение в гостиницах, аэропортах, на вокзалах. Технология функционирует на основе принципа ASH (Application Service Hosting) -- центральный сервер и киоски-клиенты, поддерживающие работу любого совместимого со спецификациями HTML 3.2 броузера.


Clinic Management System

Чтобы понять, как далеко шагнули программисты ThatWeb со своих исходных позиций, рассмотрим самое экзотическое семейство продуктов этой компании -- управление клиникой. Конечно, и здесь присутствует изрядная доля коммуникационных технологий. Помимо вполне традиционного менеджмента контактов (расписание приема), система может рассылать уведомления пациентам по электронной почте или SMS. Так, в случае неожиданного изменения графика работы все получат предварительное уведомление. Кроме того, подобно первой программе юного Билла Гейтса, подбиравшей оптимальный состав учеников для классов в колледже, CMS, или Clinic Ma­nagement System так аккуратно "утрясет" расписание, что рабочее время врачей будет максимально заполнено, а время ожидания пациентов сократится до минимума.

Модули отслеживания консультаций и счетов за лекарства позволят наладить цикл обслуживания: воспользовавшись первым, врач назначит лечение, а с помощью второго медперсонал, сверившись с данными, оформит счета и выдачу лекарств. Статистический модуль и модуль бух­учета отвечают за поставки и расчеты клиники. И, наконец, общую структуру системы венчает модуль учета расходных материалов: здесь собирается и перерабатывается информация, касающаяся инвентаря и медикаментов. Доступ к CMS осуществляется с любого терминала, подключенного к Internet и оснащенного броузером.


iRoom и iAccess

Серию специализированных комплектов ПО для предприятий продолжает набор программ для гостиниц -- iRoom. Доступ к Internet недавно стал неотъемлемым элементом сервиса высококлассных отелей. Зачастую постояльцы таких дорогих заведений путешествуют с собственными ноутбуками и, прибыв на место, хотят поработать, получить и отправить почту. Утилиты пакета призваны упростить подключение терминалов клиента к гостиничной сети.

За первоначальную конфигурацию доступа в Internet отвечают модули i.RoomService и i.AutoConfig. Они обеспечивают полностью автоматическую настройку ПК для сетевого подключения. Пакет располагает собственным почтовым SMTP-сервером, что позволяет работать с почтой при отключенном сервере гостиничной intranet-сети. Утилита i.VPN организует безопасную работу с удаленными корпоративными сетями посредством VPN-каналов. Модули i.Query, i.Meter и i.Billing вместе составляют готовую систему контроля и оплаты доступа в Internet. Каждый новый пользователь может выбрать подходящий тарифный план, просмотреть свою статистику соединений. Администратор гостиничного IT-подразделения также получит соответствующие данные.

Серверная часть пакета iRoom устанавливается на большинство коммерческих Unix-систем, которые поддерживают Java.

iAccess -- это более чем близкий родственник рассмотренного выше пакета, однако сфера его применения -- корпоративный сектор. Задача iAccess заключается в обеспечении прозрачного, но контролируемого доступа к Internet для посетителей и работников крупной компании. Модули iAccess несут аналогичную модулям iRoom смысловую нагрузку, разве что называются по-другому: Access Control Manager, Proxy Server, Firewall, Recording Meter, Query Module, Virtual Private Network (VPN), DHCP Server.


MSG121

Суть другого проекта ThatWeb, MSG121, заключается в предоставлении посетителям Web-сайтов онлайновых консультаций "в прямом эфире". Такие проекты в последнее время уже не редкость: идея позволить Web-серферам, подобно покупателям в обыкновенном магазине, общаться с консультантами-продавцами давно витает в воздухе. MSG121 -- это аналог чата, официально именуемый "системой мгновенных сообщений" (Instant Messaging). В отличие от популярных аналогов, таких как ICQ, MSN Messenger и прочих подобных утилит, клиенту ничего не надо загружать, чтобы воспользоваться сервисом -- клиентская часть реализована в виде Java-апплета.

MSG121 позволяет настраивать внешний вид интерфейса таким образом, чтобы он максимально соответствовал имиджу компании -- владельца сайта. Вызовы с различных страниц можно направлять разным специалистам -- система поддерживает их переадресацию. Если в фирме существует база знаний по продуктам и услугам, эту информацию можно внедрить в систему и ответы на часто задаваемые вопросы всегда будут под рукой у специалистов компании. С другой стороны, посетители тоже могут сохранять проведенные диалоги в текстовый файл. По планам разработчиков, в ближайшем будущем программа обзаведется поддержкой голосовых коммуникаций.

Маркетологам ThatWeb MSG121 представляется настолько перспективным направлением, что проекту выделили отдельный Web-сайт.


MobileOffice

Появление и становление WAP не прошло незамеченным для менеджеров ThatWeb, под новый стандарт адаптированы практически все основные приложения, разработанные компанией. В комплект MobileOffice входят WAP.Mail, обеспечивающий доступ ко множественным локальным почтовым счетам; WAP.Directory, WAP.Ca­­lendar, WAP.Task -- адресная книга, календарь-расписание и органайзер соответственно; WAP.EBC -- "виртуальные" электронные визитные карточки; WAP.IM -- знакомое сочетание букв IM (Instant Messaging) говорит само за себя -- это реализация сервиса мгновенных сообщений для WAP-совместимых устройств.

Преимущество MobileOffice в сравнении с сервисом, реализуемым самим мобильным терминалом, заключается в размещении всех данных в Web, так что, сменив SIM-карту или даже само устройство, вы ничего не потеряете. Помимо всего перечисленного, ПО выполняет и прочие рутинные, но абсолютно необходимые функции -- поиск в Web, коллекционирование ссылок (favorites), ускоренное подключение к почтовому серверу, синхронизацию адресной книги и списка текущих дел с наиболее известными настольными приложениями (Lotus Notes, MS Outlook). В пакет встроен Internet-факс -- как насчет отсылки факсов с помощью мобильного телефона?


Конец истории?

Ни в коем случае! В портфеле ThatWeb еще масса идей, хотя назвать их сверхоригинальными нельзя. Впечатляет скорее не новизна, а количество разработок. В частности, неупомянутыми остались Uni.Verse, EagleEye, Uni.Card, Uni.Address, Uni.Bookmark, LoadMagic и DataMagic. Если первое -- это служба мгновенных сообщений, то EagleEye -- технология мониторинга Web- и почтовых серверов, позволяющая отслеживать не только сбои, но и взломы. К этой же области относится балансирующий нагрузку пакет LoadMagic. Программа распределит сетевые запросы среди имеющихся Web-серверов, учитывая географию и региональную привязку размещенной на них информации.

ThatWeb является примером диверсификации бизнеса как основной стратегии, и можно сказать, что отсутствие явных инновационных технологий компенсируется трудолюбием и, как следствие, разнообразием предлагаемых продуктов. Судя по всему, это истинно китайский подход, но, возможно, он применим и в наших краях?