Терри Семелю не простили Google

25 июнь, 2007 - 12:10Владимир Исаев

Вчера попалась на глаза довольно интересная заметка в Forbes по поводу недавнего ухода Терри Семеля (Terry Semel) с поста CEO Yahoo! и возвращение на него сооснователя компании Джерри Янга (Jerry Yang) – он уже был CEO с 1995 по 2001 г. Семел теперь станет «свадебным королем» - неисполнительным председателем компании.

Напомню, что Семел перешел в Yahoo! с поста Co-CEO Warner Bros. и Warner Music Group как раз в то время, когда компании нужны были «горячее сердце и холодная голова». Т.е. нужно было снижать издержки, чтобы не лопнуть, как многие дот-комы в ту пору.

С этой задачей он справился, но развитие Yahoo! в его эпоху приостановилось. Аналитики считают, что 64-летний Семел был уж слишком сосредоточен на административных вопросах и не имел такого опыта и знаний в Интернет-бизнесе, каковым обладает 38-летний Янг. Все это в последние 1,5 года негативно отражалось на оборотах компании и, соответственно, на стоимости акций. Ну а последней каплей стало то самое собрание акционеров, о котором недавно рассказывал Александр Москалюк. После него, пишет Forbes, всем стало очевидно, насколько глубок кризис и насколько радикальные перемены нужны.

Как написал в своей колонке Михаил Лаптев (в КО №24-2007, в продаже – завтра), «акционерам нужно было отдать кого-то на растерзание». Семелю же прежде всего вменяют в вину пассивность в организации масштабных покупок, способных вывести компанию на новые уровни (хотя, если вспомнить приобретение Overture, я бы так не сказал).

Прежде всего, речь тут идет о возможности поглотить Google в 2002 г. всего за 3 млрд. долл., которой Yahoo! не воспользовалась. Кроме того, Семел не смог выиграть тендер на покупку YouTube, которую та же Google увела у нее из под носа. Наконец, в сентябре 2006 г. 1-миллиардное предложение Yahoo! отвергла Facebook, оставив интернет-гиганта без собственной социальной сети (Yahoo! Answers в качестве таковой акционеров не устраивает).

Впрочем, возвращение Янга не означает, что компания начнет тратить миллиарды направо и налево. Скорее всего, считают эксперты, Yahoo! под его руководством сосредоточится на тех самых «провидческих» покупках, т.е. приобретении недорогих, но перспективных стартапов, таких как, например Flickr (35 млн долл.) или MyBlogLog (10 млн долл.). Главное, на чем сосредоточится Джерри, это конкуренция с Google за небольшие компании, которые дадут Yahoo! возможность технологического развития.

Любопытно, но возвращение Янга «к рулю» стало одним из случаев, когда бразды оперативного управления вновь переходят из рук наемных менеджеров к основателям IT-гигантов. Один из последних, «канонических» примеров, конечно, служит возвращение Майкла Делла на пост CEO своей корпорации. А ранее то же самое сделали Стив Джобс (Apple) и Джефф Безос (Amazon.com).

Помимо сиюминутного роста курса акций (стоимость Yahoo! в день объявления о "смене власти" выросла на 3%) такие маневры пока благоприятно отражались на стратегиях компаний. Будет ли Yahoo! исключением?