Терминальные решения и виртуализация

8 октябрь, 2009 - 11:49Сергей Щербань

Построение надежной, экономичной и легкой в администрировании ИТ-инфраструктуры — одна из первоочередных задач современных организаций. В условиях объективных экономических трудностей многие предприятия вынуждены урезать бюджеты и сокращать расходы на ИТ. Переход к централизованной схеме обработки и хранения данных на основе ЦОД с применением технологий виртуализации серверов позволяет существенно уменьшить расходы, увеличить уровень надежности, безопасности и управляемости ИТ. Однако выигрыш может быть более весомым, если не останавливаться на полпути и дополнить инфраструктуру решениями виртуализации рабочих мест.

Терминальные решения и виртуализация

Действительно, виртуализация способна существенно повысить гибкость при организации рабочего места пользователя, предоставить гораздо более широкую функциональность и позволяет значительно сократить затраты на его содержание. Сегодня на рынке имеются три конкурирующих подхода: Server-based Computing (SBC), или модель вычислений на основе серверов, Virtual Desktop Infrastructure (VDI) и инфраструктура Blade PC, и чтобы сделать адекватный выбор, необходимо иметь представление обо всех трех.

Server-based Computing

Самое простое, доступное и легко организуемое и управляемое решение. Принцип работы заключается в удаленном доступе к вычислительным ресурсам и программному обеспечению, расположенным в ЦОД, посредством терминальной службы. Рабочая сессия инициализируется на терминальном сервере, необходимый пакет программ – на серверах приложений. Пользователь получает нужный сервис, не задумываясь об обеспечивающем его механизме. Рабочее место при этом оказывается распределенным. Между терминальными станциями (тонкими клиентами) и терминальными серверами передаются только управляющие сигналы от клавиатуры и мыши, обратно – снимок экрана функционирующего приложения. Информация не покидает пределов ЦОД и надежно защищена.

В случае Microsoft Server 2008 R2 работу пользователей обеспечивает служба удаленных рабочих столов – Remote Desktop Service (RDS). Она позволяет получить доступ к терминальным серверам, удаленно устанавливать приложения и управлять ими, а также упрощает настройку и обслуживание. Подключившись к серверу, пользователь видит стандартный десктоп и набор разрешенных программных продуктов. При этом, с его точки зрения, работа внутри RDS ничем не отличается от работы с обычним ПК. Все пользователи подсоединяются к одному серверу (либо ферме серверов), используют одну общую операционную систему и общие ресурсы, динамически распределяющиеся между ними.

Такое решение хорошо подходит для работы с офисным пакетом, веб-приложениями, базами данных, для организции call-центров и др., позволяет резко сократить расходы на содержание и упростить администрирование.

Virtual Desktop Infrastructure

Как и в первом случае, VDI-решение обеспечивает возможность удаленной работы и вычислений на базе ресурсов ЦОД. Однако в отличие от SBC каждый из пользователей получает в распоряжение полнофункциональную виртуальную машину под собственной ОС с уровнем прав, предоставляемым системным администратором. Использование одинаковых виртуальных машин унифицирует рабочее место, упрощает администрирование и ИТ-инфраструктуру в целом. Решение с помощью посредников, именуемых брокерами, обеспечивает подключение терминалов к первой свободной виртуальной машине. Брокеры могут поставляться вместе с операционными системами, как в случае с Microsoft Server 2008 R2, и отдельно в составе аппаратного решения, например с тонкими клиентами Hewlett-Packard.

VDI дает возможность максимально полно задействовать серверные ресурсы, не позволяя им простаивать. Такой подход оценят те, кому требуется индивидуальный выбор операционной системы и ПО, а также широкая функциональность: создатели программных продуктов, обученные и опытные пользователи, работающие со специфическими приложениями.

Blade PC

Такое техническое решение максимально подходит для задач, требующих максимальной производительности и независимости, включая работу с простыми графическими и мультимедийными приложениями. Отличие между архитектурами VDI и Blade PC в том, что во втором случае вместо виртуальных машин используются полнофункциональные ПК, выполненные в виде «лезвия». Другими словами, для работы используется не виртуальный, а физический ресурс. Он реализуется посредством HP Blade инфраструктуры E-class, которая состоит из корзины, занимающей 3U в шкафу ЦОД, и включает резервируемую систему питания, охлаждения, коммутации и управления, вмещая при этом до 20 ПК. Уникальность архитектуры в скорости восстановления работоспособности рабочего места. В случае поломки ПК для этого требуется всего несколько секунд, необходимых для повторной авторизации в системе. Решение удаленной работы с графикой (HP Remote Graphics Solution, RGS) обеспечивает возможность качественной работы с графическими приложениями, а также использования одновременно до четырех мониторов.

В общем случае в качестве клиентских может быть выбран целый ряд устройств, включая традиционные ПК и ноутбуки. Но предпочтительнее использовать тонких клиентов.

К преимуществам описанных выше терминальных решений относятся надежность, безопасность, маштабируемость, управляемость и простота обслуживания. Но в условиях нынешней нестабильности главным все же есть экономическая эффективность. За счет использования тонких клиентов, более медленного морального их устаревания и меньшего энергопотребления с простым управлением, а также более рационального использования имеющихся серверных ресурсов удается добиться снижения затрат на содержание до 80%.

 

Преимущества тонких клиентов
Фактор Тонкие клиенты Персональные компьютеры
Администрирование Централизованное, с помощью ПО, поставляемого бесплатно в комплекте; простая диагностика проблем Децентрализованное, требует дополнительных средств управления, больше времени и ресурсов; сложная диагностика отказов ввиду более сложной конструкции
Безопасность данных и компьютера Очень высокая, так как приложения исполняются на сервере: пользователь не может вмешаться в их работу; кража устройства не приводит к потере данных, простое резервирование (на сервере) Низкая, ввиду обилия дополнительных программ, сложности их взаимодействия и взаимного влияния
Ошибки пользователя Ограничены теми приложениями, с которыми он работает Высокий уровень обусловлен множеством и сложностью установленных приложений
Цикл обновления парка 8–10 лет 3–4 года
Надежность и ремонтопригодность Более высокая ввиду отсутствия вращающихся частей, а также более комфортного термального режима работы компонентов; нет необходимости поддержки склада запчастей Менее высокая (чаще всего отказывают вентиляторы, HDD, блоки питания). Растет с повышением температуры. Требуется склад запчастей для ремонта
Уровень шума 0 дБ Около 25 дБ
Энергопотребление (экономия оплаты электроэнергии и необходимость использования UPS) 12–30 Вт 70–350 Вт
Габариты ¼ площади, занимаемой ПК на рабочем месте;
менее 1/15 объема ПК
Необходимость и стоимость обновления по мере наращивания ПО Низкая, так как обновление производится на сервере Высокая, требует обновления всего парка ПК
Легкость внедрения Установка и подключение – 10 мин От 30 мин до 2–3 ч
Общая стоимость владения за время эксплуатации, ТСО (5 лет) На 60–70% меньше, чем у ПК (в отдельных случаях – до 80% снижения общих затрат)

e-mail автора: [email protected]