Технология OLED начинает завоевывать рынок

20 декабрь, 2000 - 14:23Алексей Гвозденко

Похоже, у ЖК-технологии появился один очень серьезный конкурент, по крайней мере, на рынке карманных устройств. Имя ему — дисплей на органических светодиодах, или OLED (Organic Light-Emitting Display). Такие дисплеи имеют целый ряд существенных преимуществ: потребляют меньше энергии, не требуют дополнительной подсветки и при этом обеспечивают повышенную яркость и частоту регенерации изображения, видимого к тому же под большими углами обзора. Пока что выпускаются только пассивно-матричные продукты, однако в скором времени можно ожидать появления на рынке устройств с активной матрицей.

Основой технологии OLED являются светоизлучающие органические полимеры, впервые полученные в 1989 г. в Кембриджском университете группой Ричарда Френда (Richard Friend). Впоследствии ученые сформировали компанию Cambridge Display Technology (CDT), которая в настоящее время входит в число лидеров индустрии органических дисплеев.

В течение последних нескольких лет технология OLED завоевала широкое признание и поддержку среди производителей, и сегодня уже можно говорить о том, что она практически переступила порог массового внедрения.

Так, еще в феврале 1999 г. альянс для разработки и продвижения на рынке OLED-дисплеев образовали компании Sanyo Electric и Kodak. Через несколько месяцев они смогли показать работающий прототип полноцветного активно-матричного дисплея с размером диагонали 2,4 дюйма, а весной нынешнего года — 5,5-дюймовый дисплей. В следующем же году Sanyo и Kodak рассчитывают изготовить устройство с диагональю 10 дюймов. Ну а начало массового выпуска активно-матричных OLED-панелей (сначала небольших размеров), согласно предварительным планам, намечено на первый квартал 2002 г.

Упомянутая выше CDT собирается инвестировать 25 млн долл., в строительство пилотной линии по производству дисплеев на основе технологии LEP — Light Emitting Polymer (в некотором роде одного из «подвидов» OLED, продвигаемого CDT). Правда, по заявлениям компании, это будет некое опытное производство, а для того чтобы наладить массовый выпуск устройств на базе LEP, она рассчитывает создать совместное предприятие с кем-нибудь из ведущих компаний индустрии дисплеев.

К слову, в числе последних достижений CDT стоит отметить разработку ею совместно с Seiko-Epson сверхтонкого полноцветного 2,5-дюймового LEP-дисплея. Он состоит из двух полимерных слоев — нижнего, образованного «цветными» (красным, зеленым и синим) светоизлучающими полимерами и отвечающего за формирование изображения, и верхнего светопроводящего, который выполняет роль покрытия. Изготавливается данное устройство с помощью процесса струйной печати.

Не обошла своим вниманием OLED и Intel, инвестировавшая 21 млн долл., в тайваньскую Ritek Display Technology — дочернее предприятие Ritek, сформированное с целью налаживания выпуска дисплеев на основе новой технологии.

Наконец, совсем недавно о создании совместного предприятия по производству продуктов на основе OLED объявили Samsung SDI и NEC Исходный капитал нового предприятия составит около 417 млн. долл., а доли Samsung SDI и NEC в нем будут равны соответственно 51% и 49%. Свою работу предприятие начнет 1 января. Первоначально оно будет производить двухдюймовые пассивно-матричные дисплеи, а в 2002 г. предполагается начать выпуск активноматричных устройств.

В числе компаний, уже приступивших к коммерческим поставкам продуктов на базе OLED, следует отметить Philips Electronics и Tohoku Pioneer (дочерняя фирма Pioneer). Последняя, по ее собственным утверждениям, в настоящее время является лидером в производстве подобных устройств.

Ну а каковы же прогнозы развития рынка OLED-дисплеев? По мнению специалистов аналитической фирмы Dis-playSearch, к 2005 г. оборот тут достигнет 3,3 млрд. долл, (в сравнении с 24 млн. в нынешнем). При этом в основном они будут применяться уже в устройствах третьего поколения: высказываются предположения, что их доля в этом сегменте к тому времени достигнет 30-40%.