`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Тайваньская индустрия ноутбуков: борьба за заказчика усиливается?

0 
 

В рамках публикации архивных материалов, предлагаем вашему вниманию статью из № 18-19 (288) «Компьютерного Обозрения» от 22 мая 2001 г. Каким был рынок ноутбуков 20 лет назад?

Влияние Тайваня на рынке ноутбуков, как и в остальных сегментах компьютерной индустрии, переоценить очень сложно: на текущий момент именно здесь изготовляется около 60% всех портативных ПК в мире. Но в отличие, скажем, от производителей материнских плат большинство тайваньских компаний, выпускающих ноутбуки, работает на OEM-основе, что накладывает на местную индустрию в целом специфический отпечаток.

 борьба за заказчика усиливается?

Согласно последним данным, десятью ведущими поставщиками ноутбуков — Toshiba, Compaq, IBM, Dell, Fujitsu Siemens, NEC, Sony, Acer, Hewlett-Packard и Apple — контролируется приблизительно 80% мирового рынка, и в этом, собственно, и заключается основная сложность для тайваньских контрактных производителей: количество их потенциальных заказчиков весьма ограничено.

Более того, в значительных объемах заказы на стороне размещают пока главным образом лишь американские компании. Из японских же поставщиков (на которых приходится более 30% мирового объема продаж ноутбуков) тесные отношения с Тайванем имеет только NEC, около 90% продукции которой изготовляются местными компаниями. А вот у Toshiba данная цифра составляет не более 25%, у Fujitsu — 15%, у Sony — 10%. Можно привести и такой пример: Toshiba, закрыв один свой завод — калифорнийский, перенесла производство не «на сторону», а на другой завод, расположенный на Филиппинах.

Правда, эксперты высказывают предположение, что снижение прибыльности производства ноутбуков в конечном итоге вынудит-таки компании из Страны Восходящего Солнца перевести его на OEM-основу. Однако ждать увеличения объемов заказов от них фирмам с Тайваня стоит не раньше следующего года. Причем здесь указывается на еще один момент: поскольку японские поставщики традиционно отдают предпочтение длительным партнерским отношениям, круг претендентов на контракты с ними будет весьма ограничен, и войдут в него, вероятнее всего, в основном те тайваньские фирмы, у которых соответствующие связи уже имеются — Quanta Computer (изготовляющая материнские платы для ноутбуков Sony), Arima Computer и First International Computer (выпускающие ноутбуки для NEC), Compal Electronics (единственный на сегодняшний день тайваньский ОЕМ-производитель ноутбуков Toshiba, изготовляющий также ноутбуки для Fujitsu).

Далее аналитики считают, что ближайшие два года станут решающими для тайваньских производителей ноутбуков так называемого второго эшелона: если за это время им не удастся получить достаточный объем заказов, они будут «выбиты» из игры, поскольку поставки через дистрибьюторские каналы под собственной торговой маркой и поставки систем своей разработки под торговыми марками других фирм (own-brand) за редкими исключениями не смогут обеспечить необходимые ресурсы для выживания на рынке.

 борьба за заказчика усиливается?

Выше уже отмечалось такое явление, как уменьшение прибыльности при изготовлении ноутбуков: если на протяжении последних двух лет она находилась на уровне 12— 13%, то к настоящему моменту упала уже ниже 10%. Одно из следствий падения прибылей, на которое сейчас особо обращается внимание, — это наметившаяся тенденция к переносу производства в Китай (наблюдаемая, впрочем, не только на рынке портативных ПК). Хотя, надо заметить, данный процесс еще протекает достаточно медленно и большинство фирм, в частности Quanta, FIC, ASUSTeK Computer, Acer, пока что находятся лишь на стадии «изучения возможностей». Тем не менее, согласно прогнозам, в течение ближайших четырех лет доля ноутбуков, изготовляемых тайваньскими компаниями в Китае, достигнет 50%.

К слову, кое-кто высказывает предположение, что японские поставщики ноутбуков тоже могут «напрямую» предпочесть Китай Тайваню — например, Toshiba и Fujitsu уже имеют «на материке» собственные заводы. Однако большинство специалистов все же сходятся во мнении, что из-за небольшого опыта работы японских компаний в упомянутом регионе тайваньские фирмы получат-таки значительные объемы заказов от них.

Другой мерой, призванной обеспечить снижение затрат производителей, должно стать все более широкое использование ими Taiwan Direct Shipment (TDS) — системы поставок, совместно внедренной местными компаниями, работающими по зарубежным контрактам, предполагающей прямую доставку продукции в те точки мира, которые указываются заказчиками. На текущий момент через TDS в среднем поставляется 20% ноутбуков, выпущенных на Тайване, однако у некоторых фирм этот показатель намного выше: скажем, у Compal он составляет уже около 50%.

Теперь несколько слов следует сказать о наиболее заметных событиях, произошедших в тайваньской индустрии ноутбуков в течение последнего года.

Ее лидеру — Quanta — удалось увеличить объем заказов от Dell, и теперь их доля составляет около 50% в общем объеме ее производства. Кроме того, в конце прошлого — начале нынешнего года договоры с ней на изготовление потребительских моделей и моделей начального уровня подписала Compaq (соответственно, заказов на ноутбуки Compaq начального уровня лишилась MiTAC International).

Заслуживает также внимания информация об ожидаемом контракте между Sony и ASUSTeK на изготовление всего модельного ряда ноутбуков японской фирмы, заключение которого должно состояться в третьем квартале.

При этом наблюдателями отмечается достаточно серьезное увеличение продаж систем ASUSTeK под ее собственной маркой.

Весьма существенный рост поставок в текущем году — примерно 40% — прогнозируется и для ноутбуков под маркой Acer. В то же время для систем, выпускаемых на OEM-основе, показатели у компании не столь высокие, хотя в последнее время ей удалось получить несколько новых заказов, в том числе — на сверхтонкие ноутбуки Compaq. Соотношение продукции, поставляемой под собственной маркой и в рамках OEM-контрактов, равняется у Acer приблизительно 50/50.

И в завершение — о перспективах рынка ноутбуков. Согласно данным, опубликованным в марте тайваньским Market Intelligence Center (MIC), мировой объем продаж за нынешний год достигнет 27,8 млн. штук, что на 14,5% больше, чем было в 2000 г. В 2002 г. он увеличится до 30,3 млн., а в 2003 — до 33,2 млн. систем.

Вы можете подписаться на нашу страницу в LinkedIn!

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT