Стоит ли бояться нетбуков?

25 июль, 2008 - 09:54Роман Хархалис

К новому классу мобильных компьютеров, берущему свое начало от ASUS Eee PC, отношение в кругах ИТ-бизнесменов пока скорее настороженное. В отзывах профессионалов и комментаторов сквозит опасение за рынок. Новинке вменяется в вину покушение на целые сегменты ноутбучного рынка, коренное изменение потребительских предпочтений, снижение заработков продавцов и пр.

Масштабы этих явлений видятся такими грандиозными, что вендоры всячески избегают даже называть устройства ноутбуками, и, наверное, дабы не произносить каждый раз неудобную формулу, изобрели слово «нетбук» (неттоп). Но так ли все плохо? Я склонен считать, что нет, и с этой точки зрения прокомментирую некоторые суждения о нетбуках, уже ставшие настолько распространенными, что их пора причислять к мифам.

Во-первых, цена. Да, существуют нетбуки, стоимость которых якобы равна $250. Но лишь в некоторых странах, к коим Украина не относится и относиться не будет. К тому же за эту цену предлагается настолько «урезанная» конфигурация, что массовый потребитель в нашем государстве просто не проявит к ней интереса (об этом уже позволяют говорить исследования их предпочтений). У нас в ходу будет следующее поколение устройств, чья стоимость составит $400–700, а такой ценовой диапазон ничем принципиально новым для рынка не является. За $400 и даже $500 купить полноценный ноутбук в Украине трудновато (хотя в США за такие деньги выбор достаточно широк), но уже за $550–600 моделей с «офисной» конфигурацией довольно много, и это не подчеркнуто страшные и массивные бюджетные компьютеры, а вполне привлекательно выглядящие потребительские продукты. Наш канал продаж уже как минимум год работает с ними, и нареканий по поводу их неприбыльности не слышно. И наконец, самое «неожиданное» – бюджетный сегмент составляет больше половины всего украинского рынка ноутбуков. Что нового внесут в эту картину нетбуки?

Во-вторых, конкуренция. Даже если предположить, что нетбуки будут дешевле бюджетных ноутбуков классического формфактора, остается сегментация этого рынка по потребительским предпочтениям. Так вот, с точки зрения среднестатистического пользователя, устройства с экранами до 10" (и даже 12") и 14–15" – принципиально разные. Потребитель ищет либо «нормальный ноутбук», либо «что-то маленькое, чтобы можно было носить с собой», и даже при минимальном уровне компьютерной грамотности эти категории не путает, будучи изначально приверженцем одной из них. Определяющими факторами здесь служат размеры экрана и клавиатуры, и если тот и другой для человека слишком малы (а он ощущает это сразу и безошибочно), то никакие увещевания продавца не помогут. Поэтому вряд ли можно предположить, что нетбуки «отъедят» существенную долю от сегмента бюджетных лэптопов.

В-третьих, структура рынка. Нетбуки грозят полным уничтожением категории ультрапортативных ноутбуков с экраном до 12", так как практически соответствуют потребительским предпочтениям при выборе такого рода устройств (конфигурации нетбуков, к которым проявляет интерес украинский потребитель, и среднестатистических «12-дюймовиков» принципиально сопоставимы). «Ультрапорты» – по-прежнему одни из самых дорогих ноутбуков, на которые и реселлеры, и розничные продавцы выставляют высокие товарные наценки. Но насколько велик этот рынок? Компактные решения ограниченно востребованы из-за все тех же размеров дисплея и клавиатуры, а также довольно высокой стоимости. Нельзя сказать, что продажи их единичны, но все же устройств среднего формата продается в разы больше. Так что тем, кто боится падения заработков, стоит задуматься – а так ли много теряют реселлеры, если считать их прибыли в деньгах, а не в процентах? В случае же с нетбуками продажи явно будут выше, так что не исключено, что при переходе от высокорентабельной модели бизнеса к высокооборотной удастся выручить не меньше, а то и больше.

В общем, как у популярного нынче писателя, «что-то заканчивается, что-то начинается». Доступные ультрапортативные ноутбуки наверняка существенно поменяют «рельеф» рынка портативных ПК. Но его проблемы, в частности снижение рентабельности и вымирание высокоприбыльных классов лэптопов, кроются явно не в этих компактных устройствах. Нетбуков нужно не бояться, а зарабатывать на них.