Стафф как средство борьбы с энтропией

6 май, 2014 - 09:35Александр Черников

Вот такие теперь круто завороченные названия появляются на нашем сайте – и самое интересное, что мы в этом не виноваты, и тем более не умничаем. Попробуем считать, что в данном случае это название обозначает попытку человечества навести хоть какой-то порядок в беспроводных сетях, которые множатся в геометрической прогрессии.

В теории информации энтропия – это мера неопределенности какого-либо опыта (испытания), который может иметь разные исходы, а значит, и количество информации. В теории управления – мера неопределенности состояния или поведения системы в данных условиях; отклонение реального процесса от идеального.

О том, что такое «стафф» (stuff, в отличие от staff – персонал), будет сказано несколько ниже.

Событие, которое инициировало данный блог, далеко не рядовое: 24-27 февраля 2014 г. Барселона принимала Mobile World Congress 2014, ключевое мероприятие в области мобильных решений, завершившее очередной год и зафиксировавшее достижения 2013 г.

Стафф как средство борьбы с энтропией

Вход в главный корпус MWC 2014 и «возмутитель спокойствия» Майк Дженнетт, решивший упразднить термин BYOD

Освещение MWC 2014 не входит в тематику данного блога и вообще требует отдельной обширной аналитической публикации. Мы же отметим только, что более 85 тыс. посетителей более чем из 200 стран на четыре дня образовали гигантский муравейник в отведенных под конгресс двух выставочных комплексах.

При этом вся тематика главного мирового мобильного форума уложилась в шесть кратких и вполне понятных пунктов:

  1. The explosion of Wearable Tech;
  2. Internet for everyone;
  3. New (more affordable) Smartphones;
  4. Connected cars;
  5. Phablets;
  6. Cheap Smartphones.

Как видим, на первое место в этом году была поставлена «вспышка» носимой электроники, чему Майк Дженнетт (Mike Jennett, Enterprise Mobility Deployment Program Director for Hewlett Packard), уделил часть своего времени, организовав специальную неофициальную и неформальную встречу ведущих специалистов отрасли – на тему «BYOS должен заменить BYOD».

Теперь, спустя почти два месяца (21 апреля), в своей одноименной статье в InformationWeek он написал следующее.

«На Mobile World Congress этого года я был поражен имеющим место превращением – мы перемещаемся от использования единственного смартфона ко множеству одновременно используемых устройств. Описывает ли теперь термин BYOD (принесите ваше собственное устройство) все то, что мы видим в мобильном мире? Какое это устройство – смартфон, планшет, ноутбук, очки или часы? Список продолжает расширяться. У кого из нас есть только одно устройство сегодня? Буква «D» в аббревиатуре BYOD уже никак не сокращает ассортимент используемых устройств».

В результате Майк вынес на обсуждение друзей новый акроним: BYOS, означающий в данном случае «Bring Your Own Stuff». Тут он, конечно, попал пальцем в небо, поскольку на сегодня, например, The Free Dictionary by FARLEX дает семь расшифровок BYOS и скромно предлагает еще и ввести новые определения:

Стафф как средство борьбы с энтропией

Фрагмент странички словаря FARLEX. Чего только не рекомендуется сегодня брать с собой!

Дальше – больше. Обратимся к старому доброму Lingvo. Как обычно в американском английском, «stuff» имеет кучу значений. Применительно к нашему случаю я сильно подозреваю, что для акронима BYOS в смысловом отношении было выбрано одно из двух следующих значений существительного stuff:

  • дрянь, хлам, чепуха. (Do you call this stuff butter? – Неужели вы называете эту дрянь маслом?)
  • нечто, относящееся к чему-л., составляющее суть чего-л., штука, штуковина

Если же обратиться к глагогу «stuff», то получается еще интереснее:

  • набивать, напихивать, пихать, запихивать, заполнять. (They stuffed their suitcases with all sorts of things. – Они набили свои чемоданы кучей всяких разных вещей.)
  • (кулин.) начинять, фаршировать
  • (перен.) набивать, переполнять, втискивать, засовывать, и даже:
  • мистифицировать, обманывать, вешать лапшу на уши.

В общем, из предложенной новой аббревиатуры BYOS получается что-то вроде «принесите свою любую железную ерунду и мы сможем запихнуть ее в наше информационное корпоративное пространство».

По крайней мере, никто из собравшихся за столом журналистов и специалистов не смог предложить ограничительного перечня собственных (купленных за свои деньги) персональных (для одного пользователя) аппаратных устройств, который устроил бы всех присутствующих.

Во многом так произошло из-за того, что и на самом Mobile World Congress 2014 было представлено много поделок (другого слова не подберешь), свойства и возможности которых выходят за пределы традиционных понятий «устройства».

Были «умные дома» (smart homes), «умные автомобили» (smart cars) – нетрудно догадаться, что и «умные башмаки» (smart shoes), и тому подобное с элементами мобильности. Однако все носимое на себе (wearables) определенно было хитами и находилось в центре внимания почтенной публики.

Нашествие wearable-устройств переводит мобильность предприятия на абсолютно новый уровень, которые ранее просто не представляли себе потенциально мобильным.

Здравоохранение (healthcare), розничные продажи (retail), общественная и государственная безопасность (public safety) – это только несколько освоенных ранее других областей, в которых носимая электроника (wearable tech) создает новые, ранее непредвиденные, часто неожиданные возможности управления – чем угодно и где угодно.

Поэтому, утверждает Дженнетт, наше прежнее представление о носимых устройствах, как о коробочках на батарейках, с которыми нужно производить какие-то определенные действия для получения желаемого результата, должно измениться.

Человечество переходит к автоматическому, незаметному управлению данными, которое обеспечивает одновременно как автономию их потребителей, так и целостность и защиту корпоративных данных.

Соответственно, предприятия должны будут протестировать, обеспечить безопасность и управлять этими новыми приложениями. Таким образом, разработка ПО для мобильных приложений становится все более важной. Сюда, например, можно отнести и инициативу Android Wear, операционную систему, недавно предложенную Google для поддержки «wearables», включая часы с многочисленными мобильными опциями.

Все сказанное Дженнеттом выглядит вполне логичным и даже чуть ли не очевидным. Но заглянем на обратную сторону проблемы.

Критика чистого разума

Самая любопытная деталь в рассуждениях наших футурологов и энтузиастов умных башмаков – пока все они имеют очень смутное понятие о том, как должна выглядеть IT-инфраструктура «стаффа» и архитектура его серверных и клиентских приложений и системного ПО.

Комментарии к описанной статье также очень загадочны. При полной понятности идеи и технической задачи наиболее вразумительной выглядит следующая формулировка: «Это только подчеркивает, что IT должны фокусироваться на данных, в движении или в покое, а не на устройствах или приложениях». Практического решения – как это сделать, – пока не предлагается.

Согласно отчету IDC Manufacturing Insights 2014, почти половина всех потребителей в настоящий момент считает достаточным для себя доступ к привычному смартфону. Три четверти опрошенных предпочитают получать доступ к корпоративным службам через свое существующее мобильное устройство, используя свои «цифровые идентификационные данные» (digital identity). И, несмотря на все более ощущаемую необходимость и потребительский интерес к соединенной функциональности механизма, IDC предсказывают, что покупки новых типов и моделей мобильных устройств не будут лавинообразными.

В конце января 2014 г. появилась также статья на сайте CIO с красноречивым названием «Носимая электроника обещает новые возможности (и новые потенциальные опасности) для предприятий».

В целом же, по моему мнению, основной вопрос относительно BYOS сегодня можно выразить следующим образом: «Что придет на смену смартфонам с ограниченной функциональностью и множеству носимой электроники, выполняющей отдельные задачи»? Можно не сомневаться, что пройдет не так уж много времени и соответствующее решение будет найдено.

Стафф как средство борьбы с энтропией

А пока, если уж фантазировать до конца, то новым средством человеко-машинного общения станет естественный слухо-речевой «интерфейс» человека. Сделайте так, чтобы он просто слышал своими ушами корпоративную информационную систему и мог голосом обращаться к ней – где угодно и когда угодно :)