Спамерские войны или Неужели все настолько плохо?

16 март, 2009 - 15:40Роман Хархалис

На днях два из трех крупнейших операторов мобильной связи в Украине оказались замешаны в пренеприятнейшую историю с рекламными SMS-рассылками, которые здорово отдают недобросовестной конкуренцией. Кто прав, кто виноват, и что вообще происходит?

Спам-рассылки по SMS "ожили" уже достаточно давно, на их обилие жаловался в свое время редактор Mobility Алексей Тараненко на itc.ua, да и мне пару раз приходили сообщения от каких-то служб такси. Хоть эти сообщения и раздражают, они еще ничем из ряда вон выходящим не являются. Но чем дальше в кризис, тем больше и острее летят щепки в процессе рубки маркетинговых дров.

Не так давно внештатный автор Mobility Олег Муравицкий опубликовал в своем блоге на том же itc.ua историю о том, как он, будучи абонентом life:), получил несколько SMS-сообщений, убеждающих его сменить своего оператора на МТС. Легко предположить, что автором этих сообщений является именно МТС.

Дальше - больше. "Коммерсант" от 13 марта написал, что абоненты МТС вчера получили аналогично провокационные SMS-сообщения, в которых им предлагалось стать абонентами life:).

В тот же день, ближе к вечеру пресс-служба life:) разослала письмо-опровержение, в котором обвинила "Коммерсант" в тенденциозном освещении проблемы и сообщила о фактах рассылки рекламных сообщений МТС абонентам life:). О факте рассылки рекламных сообщений абонентам МТС в письме речь не шла. Если верить комментаторам к посту Олега, сообщения таки были - в блоге на вопрос нашего автора ответили люди, которые такие SMS якобы получали.

Кто же был первым? Сообщение Олега Муравицкого было опубликовано 11 марта. Статья о рассылке life:) вышла 13 марта, и в ней было сказано "вчера", т.е. рекламные SMS абоненты МТС получили 12 марта. Так что, если судить по датам публикаций, первым эту "перестрелку" открыл МТС. Не стоит преувеличивать весомость такой датировки, важнее для нас вывод, что обе компании рассылки рекламных SMS с дискредитирующим конкурента содержанием в действительности проводили.

Хорошенькое дельце получается. Три из четырех крупных операторов за последнее время применили маркетинговые коммуникации, грубо нарушающие деловую этику (если вспомнить рекламу Beeline). Что же это означает? Неужели их уже "прижало" настолько крепко, что возможность получить лишние 10 копеек сегодня, в глазах операторов важнее той репутации, которую они получат завтра?

Сегодня обе компании провели пресс-конференции, на которых затрагивался и вопрос взаимного SMS-спама. По итогам мероприятия life:) уже отписался Артур Оруджалиев, МТС же общается с журналистами как раз сейчас (там Алексей Тараненко, который, я уверен, тоже изложит свою точку зрения на itc.ua). Артур сообщает, что "Астелит" аргументирует свое участие в этом обмене ударами ниже пояса тем, что сперва "МТС" трижды провела рассылку SMS-спама миллиону абонентов конкурирующего оператора. Уверен, что "МТС" скажет примерно то же (где-то в Сети видел упоминания о спам-рассылках life:) в сети МТС, имевших место еще в сентябре прошлого года).

Несерьезно, господа операторы. Действительно напоминает драку в песочнице двух воспитанников детсада, которые побросали друг другу в глаза песком, потом туда же взаимно поплевали, а на справедливое возмущение воспитательницы говорят что-то в духе "Он первый начал!". Тут я полностью солидарен с Артуром. Прислали SMS твоим абонентам? Решай этот вопрос с авторами этих SMS, блокируй номера, выноси на суд общественности. Но "симметричные ответы"? Не понимаю я этого. Что же получается, кризис пока что делает актуальным принцип "если этика мешает бизнесу, бросай этику"?

Опасаюсь, что да. Что же остается потребителям? Переходить на "Киевстар", который пока в этой не очень чистой перепалке пока не замечен (хотя есть слухи, что именно он за всей этой операцией стоит, но я не склонен этим слухам придавать хоть какое-то значение)? Или на Utel? В свете перипетий с приватизацией "Укртелекома", до мая там точно будет спокойно. Ведь там уж точно никто ни перед кем не ставит задачу за месяц увеличить прибыль в два раза, а корень зла - именно в этом.

В заключение хочу порекомендовать отличный пост Вадима Уткина. Рынок и фигуранты другие, диспозиция и суть использованных приемов - те же. И вывод тот же: если берешься использовать такие методы, смотри, чтобы от них же и не пострадать. Ведь если все возьмутся прямо переманивать друг у друга абонентов и обмазывать друг друга известной субстанцией в рекламе, результат будет как в украинской политике - статус-кво тот же, только все участники по уши в той самой субстанции. Вне зависимости от того, кто начал первым, а кто вторым.