`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Что для вас является метрикой простоя серверной инфраструктуры?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Softbank — крупнейший инвестор киберпространства

0 
 

В рамках публикации архивных материалов предлагаем вашему вниманию статью из № 14 (183) «Компьютерного Обозрения» от 13 апреля 1999 г. Что бы сейчас не говорили, но 20 лет назад бюыло много вопросов насчет того, насколько верна стратегия Масайоши Сан и его компании Softbank. Той самой, что пару лет назад купила ARM и организовала инвестфонд с капиталом в 100 млрд долл.

Нынешняя ситуация во Всемирной сети, помимо очевидных эволюционно-революционных аспектов, характеризуется еще одним: компании, создающие наполнение этой инфраструктуры, все чаще рассматриваются инвесторами как объект для вложения средств. В этом плане интересен опыт японской Softbank, которая считается одним из самых удачливых инвесторов в данной области.

Softbank — крупнейший инвестор киберпространства

Одно время Softbank специализировалась на поставках программного обеспечения и услуг доступа в Internet, однако в течение последних четырех лет ее главный исполнительный директор Масайоши Сан (Masayoshi Son) последовательно проводил политику вложения средств, полученных за счет кредитов, в различные компании, так или иначе связанные с глобальной информационной инфраструктурой. Сегодня в активе Softbank — сеть дистрибьюторов программного обеспечения, издательская фирма Ziff-Davis и одна из самых известных компьютерных выставок Comdex. Кроме того, в последнее время ею было вложено порядка 2 млрд. долл. в акции более чем сотни высокотехнологичных компаний, главным образом из Силиконовой Долины. В число последних вошли — крупнейший Web-портал Yahoo! (на сегодняшний день Softbank принадлежит 28% его акций), онлайновая брокерская служба E*Trade (27%), коммуна Web-жителей GeoCities (22%) и система безопасных платежей CyberCash (6%). А буквально 24 марта Softbank совместно с Yahoo! Japan (на 51% принадлежащей Softbank) и Microsoft открыла узел CarPoint Japan K.K. — японскую версию ресурса Microsoft, — посвященный автомобилям и позволяющий пользователям знакомиться с последними обзорами в этой области, а также получать информацию о ценах на различные модели автомобилей.

По мнению специалистов, Softbank сегодня владеет одним из лучших портфелей венчурных инвестиций. С сентября прошлого года курс ее акций увеличился вдвое, достигнув $92, однако реальная стоимость акций Softbank примерно на треть выше. Размер ее нереализованной прибыли от владения акциями таких компаний, как Yahoo!, E*Trade и др., достигает 15 млрд. долл. Поэтому некоторые специалисты склонны рассматривать Softbank скорее как инвестиционную холдинговую компанию, суммарная стоимость которой выше стоимости всех отдельно взятых ее активов.

Здесь, пожалуй, уместно будет упомянуть об одном моменте, связанном с внутренней структурой Softbank. Есть мнение, что она очень напоминает кейретсу (keiretsu) — образование, которое в послевоенные годы было по сути основной структурной единицей японской экономики. Кейретсу представляет собой большую группу компаний, работающих в тесном взаимодействии друг с другом. В наши дни подобный подход стал довольно архаичным, однако некоторые специалисты полагают, что в киберпространстве он может оказаться достаточно эффективным, тем более, что в случае Softbank такое образование является международным.

И все же удастся ли Softbank стать чем-то большим, чем просто суммой ее составных частей? Многие аналитики склонны отвечать на данный вопрос утвердительно. Взять, к примеру, ту же Yahoo! Japan, которую сегодня посещают порядка 14 млн японских пользователей Internet (а к 2005 г. это число, по некоторым оценкам, возрастет вдвое). Ожидается, что в текущем году прибыль ее увеличится на 100%, достигнув 2,3 млн. долл., во многом за счет рекламы местных автомобилепроизводителей и розничных торговых компаний.

Также немалые надежды руководство Softbank возлагает на все возрастающий в Японии интерес к биржевым торгам в режиме online: в этом году ею совместно с E*Trade было создано дисконтное брокерское предприятие. Кроме того, Yahoo! Japan и аналитическая фирма Moningstar, в которой Softbank также имеет свою долю, будут заниматься сбором финансовых новостей и анализом соответствующих рынков.

Softbank намерена существенно расширить сферу своей деятельности. В середине февраля ею было продано 2% акций Yahoo!, и полученные в результате 400 млн. долл. компания планирует пустить на укрепление своих позиций в области онлайновых торгов, электронной коммерции и служб обработки транзакций.

Что и говорить, перспективы Softbank кажутся достаточно радужными. Тем не менее есть определенные моменты, которые могут если не помешать, то, по крайней мере, усложнить решение задач, поставленных перед компанией ее руководством. Не стоит забывать, к примеру, о все еще висящем на ней кредите размером около 2 млрд. долл., тем более, что в случае обвала на рынке акций Internet-компаний (чего в жизни не случается!) ее нереализованная прибыль превратится в потерянную. Правда, в Softbank утверждают, что даже без учета этой прибыли у нее достаточно ресурсов для покрытия своих расходов и обслуживания кредитов.

Аналитики указывают на еще одно слабое место Softbank — издательство «Ziff-Davis», в котором ей принадлежит 71% и прибыли которого вследствие уменьшения заказов на рекламу в основных его изданиях (например, в «PC Magazine») существенно снизились. Руководство Softbank убеждено в том, что грядущая реорганизация издательства должна вновь сделать его прибыльным. И все же, если бы не упоминавшаяся выше продажа 2% акций Yahoo!, прошедший финансовый год компания закончила бы, по некоторым оценкам, с потерями до 120 млн. долл.

Но как бы там ни было, все складывается не так плохо, и, более того, Softbank предсказывают увеличение операционной прибыли на 90% в этом году и на 50% — в 2001 г. Схема здесь проста: чем больше популярных Web-узлов удастся ей собрать под своим крылом, тем больше она получит заказов на рекламу и тем больше у нее будет потенциальных партнеров. Подъем рынка акций Internet-компаний пока обеспечивает Softbank возможности (главным образом, финансовые) использования подобной тактики. А вот в какой мере ее удастся реализовать и, вообще, насколько она окажется успешной — покажет время.


Вы можете подписаться на наш Telegram-канал для получения наиболее интересной информации

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT