Смартфонные ОС: платформы для роста

8 декабрь, 2009 - 14:49Роман Хархалис

В противовес глобальному спаду на рынке мобильных телефонов сегмент смартфонов и коммуникаторов, или попросту мобильных устройств с открытыми ОС, демонстрирует непрерывный рост. Основание для этого вполне очевидно: заменяя свои «трубки», пользователи отдают предпочтение аппаратам с принципиально новыми возможностями, к тому же поддающимися расширению.

В отличие от «обычного» мобильного телефона смартфон – это центр своего рода маленькой вселенной, экосистемы, куда входят, кроме самого устройства, парк дополнительного ПО и система его дистрибуции, привязка к онлайновым сервисам. Основа данной экосистемы – ОС, под управлением которой работает аппарат. Именно поэтому мы решили обстоятельно поговорить о смартфонных операционных системах.

Диспозиция

Смартфонные ОС платформы для роста
HTC – самый опытный производитель смартфонов на Android. Первая волна его смартфонов предназначалась для американских и европейских операторов
Смартфонные ОС платформы для роста
Palm возвращается на рынок смартфонов с продуктами на перспективной платформе WebOS

На сегодняшний день в мире наибольшее распространение получили пять открытых операционных систем для мобильных устройств. Из них мы не будем подробно обсуждать платформу BlackBerry – хотя аппараты на ее основе пользуются популярностью в США и Европе, у нас они относятся к категории экзотики. Что касается остальных, то распределение производителей смартфонов по поддерживающим определенную платформу «лагерям» выглядит следующим образом.

Android. Эта ОС, базирующаяся на ядре Linux, родилась как проект Google, однако ее разработка и развитие стали плодом трудов альянса OHA (Open Handset Alliance). Это обычная практика для мобильных операционных систем. Участниками альянса выступают в первую очередь крупные производители телефонов, которые получают совместный доступ к платформе, что дает им защиту от взаимных патентных претензий. Из достаточно обширного списка участников OHA крупнейшими производителями продуктов на Android являются HTC и Samsung, к которым сейчас присоединяются LG, Motorola и Sony Ericsson. К ним стоит добавить множество брендов второго эшелона, таких как Huawei, ZTE или TCT (марка Alcatel), и сонм небольших, преимущественно китайских компаний.

MacOS/iPhone OS. С открытием Apple iTunes AppStore, одновременно с программной разблокировкой возможности установки дополнительного ПО, платформа iPhone стала полноправно смартфонной. Однако это по-прежнему «система для одного продукта», Apple и в мыслях не имеет разрешать кому бы то ни было выпускать аппараты с этой ОС. У самой же компании iPhone, несмотря на смену поколений, остается, по сути, одним и тем же.

Symbian OS. Адаптация ядра Symbian OS для смартфонов/коммуникаторов также была произведена консорциумом, однако процесс разработки пользовательских оболочек и сборок ОС для конкретных устройств раздвоился. Одну ветвь платформы под обозначением S60 «вырастила» Nokia, вторую – компания UIQ, которая наиболее тесно сотрудничала с Sony Ericsson и одно время даже была ее собственностью. В конкурентной борьбе победу одержала Nokia, чья ОС служит основой для огромной серии смартфонов, доминирующих в своем сегменте на большинстве рынков. Финны активно лицензируют S60, и среди производителей продукции на этой ОС сейчас числятся LG, Samsung и Sony Ericsson, которым, впрочем, трудно соперничать с самой Nokia.

Windows Mobile. Выросшая из платформы для КПК мобильная операционная система от Microsoft находится на рынке уже более десяти лет, без особых изменений в концепции. Вот и сейчас Microsoft внесла в нее очередной пакет косметических изменений, попутно переименовав в Windows Phone. Традиционно пальму первенства в разработке продуктов на Windows Mobile удерживает HTC. Агрессивно расширяет свое присутствие в этом сегменте Samsung, быстро наращивающая число и разнообразие моделей. На использовании Windows Mobile зиждется стратегия в сегменте мобильных устройств у «компьютерных» компаний – в свое время это были HP и Dell (последняя переметнулась сейчас в лагерь Android), теперь – ASUS (вернее, Garmin-ASUS) и Acer. Другие же производители рассматривают эту платформу как средство быстрого пополнения своих линеек высокоуровневыми аппаратами, к таким можно отнести в первую очередь LG и Sony Ericsson.

Sony Ericsson Satio
Sony Ericsson Satio – один из последних и наиболее обсуждаемых продуктов на Symbian OS

Помимо этих четырех платформ, стоит упомянуть также менее распространенные или совсем новые программные разработки. Прежде всего это Palm WebOS, платформа на ядре Linux, оптимизированная для интенсивной работы с Интернетом, интерактивными службами и клиент-серверными приложениями. Еще одна аббревиатура, имеющая отношение к нашей теме, – LiMo, фактически обозначающая целую группу закрытых и открытых ОС на базе того же ядра Linux. Компания Nokia, в дополнение к Symbian, активизировала развитие Linux-основанной системы Maemo OS. Наконец, заслуживает упоминания и самая свежая, фактически существующая лишь в общих описаниях Samsung bada. Судя по тому что о ней известно, Samsung намеревается перевести в разряд открытых ОС свою фирменную платформу, которая сейчас лежит в основе ее телефонов с сенсорным экраном, за счет предоставления сторонним разработчикам API для доступа к системным функциям. В итоге должна получиться своего рода «полуоткрытая» ОС, также «заточенная» под интерактивные сервисы.

Дистрибуция программ

Смартфонные ОС платформы для роста
Apple iTunes AppStore – первая система дистрибуции мобильного ПО нового поколения
Смартфонные ОС платформы для роста
Система OVI Store от Nokia выступает в качестве конкурента iTunes Store и специализируется на продаже как ПО, так и контента
Android Market
Android Market считается самой перспективной системой дистрибьюции ПО. В нем можно найти не только сам софт, но и массу дополнительной информации.
Microsoft Marketplace
Microsoft Marketplace стартует с позиции догоняющего

 

Google Mail
Суперпопулярный Google Mail является «родным» почтовым сервисом для Android
Safari
Safari для iPhone пользователи и эксперты почти единогласно признают лучшим браузером для мобильных устройств

Ответ на вопрос «что такое смартфон?» уже много лет формулируется как «телефон, на который можно устанавливать программы». Это свойство непосредственно следует из определения открытой ОС. Однако все последние годы количество проданных смартфонов стремительно росло, разрабатывались тысячи программ для десятка платформ и их разновидностей, пока к 2007 г. не пришло понимание: возможность свободной установки ПО для подавляющего большинства потребителей не имеет ценности. Порядка 80% покупателей смартфонов использовали только те апплеты, которые были предустановленны в устройстве. Аппараты, обычно сконструированные из топовых комплектующих и с очень широкой функциональностью, изначально заложенной в платформу, шли в массы просто в качестве мощных дорогих телефонов. Концепция смартфона как основы для «программного конструктора», по аналогии с персональным компьютером, не выдержала проверки реальностью.

Почему так получилось? В первую очередь из-за инертности массового сознания. Желание прилагать усилия для того, чтобы получить больше возможностей от мобильного устройства, оказалось характерным только для сравнительно ограниченного рынка технически подготовленных энтузиастов (techies), и когда смартфон вырвался за его пределы, он столкнулся с пассивностью рядового потребителя. «Зачем заниматься поиском и установкой ПО? Здесь и так масса всего», – примерно так думает обычный человек. К этой проблеме добавляется сложность классической процедуры инсталляции ПО (найти в Интернете, оплатить, загрузить на ПК, подключить телефон и только затем установить на него) и дополнительные расходы.

Еще одна беда заключается в том, что классический способ дистрибуции мобильного ПО – с установкой через компьютер – дает широкий простор для пиратства. Простые варианты защиты, без онлайновой проверки кода, легко взламываются, контрафактные версии попадают в ту же среду, в которой распространяются и легальные программы, и дальше аналогичным образом путешествуют в смартфон. Сильные «пиратоустойчивые» средства оказываются чрезмерно трудоемкими при регистрации для законопослушного пользователя. Но это еще полбеды. Основная проблема в том, что расчетную прибыль приходится закладывать в стоимость легального продукта, что делает его неприемлемо дорогим, особенно с учетом того, что в массовом сознании прочно закрепилась логическая цепочка «маленькое устройство -> простая программа -> низкая стоимость». В итоге диапазон цен на ПО для смартфонов «классической эпохи» установился на уровне $15–30 – чересчур много по меркам потребителя.

Ветер перемен повеял только с запуском Apple iTunes AppStore. Система дистрибуции, предложенная компанией Стива Джобса, предполагала получение ПО только по одному каналу – через аккаунт iTunes, с управлением выбором и загрузкой непосредственно со смартфона, и автоматической оплатой с кредитной карты. В этом решении все части головоломки сошлись воедино. Поиск и установка программ через AppStore предельно просты и удобны для неподготовленного пользователя, а альтернативные способы, предполагающие взлом смартфона, наоборот, очень затруднительны. Это существенно снижает потери от пиратства и позволяет разработчикам ПО значительно снизить цены, диапазон которых для приложений iPhone составляет $1–10. В этой ситуации использование нелицензионного ПО теряют экономический смысл, что позволяет зарабатывать всем участникам рынка. Конечно, не все в iTunes идеально, много нареканий вызывают детали политики Apple, но в целом система работает хорошо.

Опыт Apple в развертывании AppStore показал, что с ее выходом такое преимущество платформы, как «парк программного обеспечения», теряет смысл. Защищенная от пиратства система дистрибуции позволяет привлечь большое число разработчиков, и достаточно вместительный каталог софта формируется буквально в течение 6–12 мес. Популярные на других платформах продукты портируются, новые – создаются, как только в этом появляется экономический смысл. Ну а формальное количество малопопулярных, специфических, плохо работающих утилит давно уже не интересует пользователя.

Основные усилия разработчиков платформ сегодня направлены на создание систем, аналогичных AppStore. Стараются абсолютно все, но лучше всего получается, пожалуй, у OHA – ее Android Market по удобству не уступает AppStore, в него также интегрирована масса возможностей, включая формирование базы отзывов о продуктах, рейтингов и т. п. Для платформы уже сейчас есть много бесплатного и коммерческого ПО, портируются даже приложения самого «тяжелого» класса – навигационные системы, несмотря на то, что в Android штатно присутствует клиент Google Maps. С меньшим успехом развиваются Nokia OVI Store и MS Marketplace, фактически стартующий только сейчас. Создание механизма дистрибуции ПО запланировано и для Samsung bada. В общем, битвы на этом направлении намечаются серьезные.

Отдельно стоит остановиться на работе систем дистрибуции в Украине. Основанные на автоматическом списании средств с зарегистрированной кредитной карты, они крайне неохотно идут на взаимодействие с украинскими эмитентами, которые считаются ненадежными. Поэтому украинцам приходится пользоваться обходными путями. Особым аспектом этого вопроса является загрузка бесплатных приложений. В iTunes она возможна с любой территории – если не регистрировать в системе кредитную карту, то доступ к бесплатной части базы будет открыт. А вот в Android Market, несмотря на ее большую демократичность, региональная политика более жесткая и сводится к тому, что либо в регионе Android Market поддерживается полностью, либо в него должны поставляться устройства без клиента вообще, что резко снижает их привлекательность. К сожалению, пока ситуация в Украине складывается именно по второму сценарию, и вендорам, в частности Samsung, приходится вносить изменения в ПО смартфонов, которые официально предназначены для Украины. Так, в GT-i5700 Spica клиент Android Market пока не планируется.

Все в онлайн

С удешевлением мобильного доступа в Интернет и массовым распространением высокоскоростных 3G-сетей все больше внимания уделяется возможностям взаимодействия смартфона с онлайновыми ресурсами и интерактивными сервисами.

Электронная почта лидирует в списке сетевых сервисов, реально используемых с мобильных устройств. Лучшие решения для этой услуги по-прежнему принадлежат Microsoft, именно в ее Windows Mobile наиболее удобные приложения для обработки e-mail, лучшая совместимость с кодировками, протоколами и распространенными настольными программами, поддержка форматов офисных документов, необходимая для работы с вложениями, «родная» поддержка MS Exchange, на котором строятся корпоративные почтовые системы, в том числе с поддержкой push e-mail. В Symbian OS совместимость далеко не такая широкая, а недавние усилия Nokia по интеграции технологий Microsoft в свою платформу дают не такие впечатляющие результаты и пока выглядят как накладывание «заплаток» на старые системы работы с сообщениями. Более свежие MacOS и Android обращаются с почтой гораздо корректнее. Сильная индивидуальная особенность Android – ориентация на использования суперпопулярного почтового сервиса Google Mail. Для него в ОС есть предварительно настроенный почтовый клиент, а совместимость с возможностями сервиса – максимальная.

Мобильный браузинг становится все более популярным, причем, несмотря на ограниченные размеры экранов, пользователи тяготеют к просмотру полных версий сайтов. Поэтому основные требования к браузерам – совместимость со всем спектром технологий современного веб-дизайна, а также оптимизация управления просмотром. Лучше всего эти задачи решает Safari – браузер, входящий в состав MacOS для iPhone. Близок к нему Opera Mobile, который предустанавливается на многих устройствах, базирующихся на Windows Mobile. Благодаря этому слабый по возможностям Pocket Internet Explorer обычно не используется, а привлекательность платформы для работы с Интернетом резко повышается. Отлично зарекомендовала себя также мобильная версия Google Chome в Android. От этих трех платформ, конкурирующих почти на равных, заметно отстает S60, штатный браузер которой базируется на Opera Webkit. По возможностям он в основном повторяет Opera Mobile, но все же значительно уступает в удобстве управления и совместимости.

Opera Mobile
Opera Mobile для мобильной платформы Microsoft легко может потягаться с лучшими из соперников
Смартфонные ОС платформы для роста
Браузер в Android отличается быстродействием, удобством в работе и совместимостью
Смартфонные ОС платформы для роста
Android уже давно рассматривают как кандидата на роль ОС для устройств, занимающих нишу между смартфонами и нетбуками – смартбуков

Среди быстро набирающих популярность онлайновых активностей пользователей числится и присутствие в социальных сетях. Последние дают комплексную нагрузку на платформу, которая, как правило, состоит из обмена мгновенными сообщениями, интеграции контактной информации, работы с мультимедийным контентом. Пожалуй, самым приспособленным к обслуживанию множественных систем сообщений является Android – в этой ОС клиент-серверные приложения получают наиболее простой и эффективный доступ к элементам оповещения и управления в интерфейсе. Ну а обработка контактной информации из социальных сетей удачнее всего реализована в Palm WebOS, которая автоматически комплектует штатную адресную книгу данными из социальных сетей, а также приложении MOTOBLUR, разработанном Motorola для своих Android-смартфонов – оно выполняет функции интеграции как контактов, так и сообщений.

Сквозные решения

Реалии сегодняшнего дня требуют от производителей мобильных устройств небывалой гибкости и быстроты развертывания продуктовых линеек в самых разных и порой неожиданных сегментах. Поэтому еще одно ключевое требование к современной мобильной ОС – масштабируемость. По всей видимости, крупным производителям вскорости понадобится иметь в ассортименте устройства самых разных формфакторов – от классических телефонов до достаточно крупных «смартбуков», объединенных общей платформой и предлагающих пользователю один и тот же привычный интерфейс, базовый набор возможностей, а также платформу для дистрибуции ПО. Именно в этом направлении сейчас происходят трансформации мобильных ОС.

Из распространенных ОС способность к масштабированию в наибольшей степени заложена в двух самых свежих разработках – Android и MacOS. Уже сейчас известно об установке Android в разных устройствах, вплоть до нетбуков. О пригодности MacOS для техники более высокого класса, к примеру планшетов, уже сейчас говорят достаточно много, хотя продуктовая политика Apple пока не позволила убедиться в достоверности этих заявлений.

HTC Touch HD2
HTC Touch HD2 с огромным экраном 4,3" демонстрирует основное направление развития Windows Mobile – вверх по «табели о рангах» мобильных устройств

В менее выгодном положении находится Windows Mobile, несмотря на общность ядра, разделенная на две модификации с сильно различающимся пользовательским интерфейсом. Младшая версия, рассчитанная на устройства без сенсорного экрана, была практически забытой производителями, хотя она отлично подходила для недорогих решений смартфонного класса. Интерес к Windows Mobile 6.x Standard (именно так она сейчас называется) только изредка просыпается у корейских компаний. Ну а Symbian OS оказалась и вовсе негибкой: так, даже адаптация для устройств с сенсорными экранами далась ей с большим трудом. В результате Nokia активизирует усилия по развитию платформы Maemo OS, хотя пока что ее использование предвидится только в высокооснащенных коммуникаторах и смартбуках.

Интерфейсы и персонализация

В основном мобильные платформы не являются интеллектуальной собственностью производителей устройств. Наоборот, это типовые решения, которые в одинаковом виде предлагаются всем членам консорциума или лицензиатам. Поэтому вендоры, заботящиеся о своем бренде, стоят перед выбором: выпускать типовые с программной точки зрения продукты или вкладывать средства в персонализацию пользовательской оболочки. Начав с первой из этих тактик, компании постепенно отдают предпочтение второй. До недавних пор доработка оболочки применялась лишь в отношении Windows Mobile, что было связано с необходимостью компенсировать недостатки ее интерфейса, непригодного для использования в телефонах. Но сейчас перед вендорами стоят другие задачи.

Смартфонные ОС платформы для роста
Nokia отрабатывала платформу Maemo на устройствах класса интернет-планшетов, новая же версия ОС стала основой для коммуникатора N900

Ведущие производители озабочены унификацией интерфейсов своих продуктов, основанных на разных платформах. Они стремятся дать потребителям одинаковый опыт независимо от используемой ОС, чтобы повысить их лояльность, облегчить переход при замене модели и сделать свой продукт узнаваемым. Первой масштабные работы по персонализации платформы начала HTC, которая превратила доработку интерфейса Windows Mobile в одно из стратегических направлений своего развития. Теперь интерфейсы семейства TouchFLO – «визитная карточка» HTC, ради которой покупатели отдают предпочтение решениям этой марки.

Что касается выработки общего визуального стиля и приемов управления для сложного продуктового ряда, состоящего из моделей на разных ОС, то эта задача впервые встала перед Samsung. Решение о переводе всех устройств на открытых и закрытых платформах на единый интерфейс назрело к началу 2009 г. В качестве «стандарта» был принят разработанный к тому времени интерфейс TouchWiz второго поколения. В результате сейчас мы видим большую линейку смартфонов на Windows Mobile, Symbian OS и Android, а также телефонов на фирменной платформе Samsung, достаточно строго унифицированных по внешнему виду оболочки и приемам работы. Примерно то же происходит у HTC, которая адаптировала свою оболочку Sense (TouchFLO 3D 2) для платформы Android и теперь предлагает устройства с узнаваемым интерфейсом уже на двух платформах.

HTC TouchFLO 3D
HTC TouchFLO 3D – визитная карточка смартфонов HTC
Смартфонные ОС платформы для роста
Оболочку TouchWiz Samsung адаптировала для всех платформ – на Symbian OS в модели i8910 Omnia HD она смотрится «как родная»

Фирменные интерфейсные решения стремятся выпускать и другие компании. Так, LG отчасти повторила ход Samsung и приспособила телефонный интерфейс S-class для Windows Mobile, применив его в коммуникаторе GM730. Компания Sony Ericsson, отказавшись от UIQ, все же создала свою оболочку для лицензированной у Nokia S60. Посмотрим, выдержит ли она курс на унификацию в своих следующих моделях на Symbian OS, Windows Mobile и Android.

Динамика

Самое светлое будущее сегодня прочат Android. Из первой пятерки производителей телефонов продукты на этой ОС разрабатывают четыре, к их числу нужно добавить десятки компаний меньшего масштаба. По всей видимости, на эту ОС возлагают те же надежды, которые до сих пор связывали с Windows Mobile: платформа должна стать средством быстрого развертывания современного модельного ряда с минимальными затратами на разработку. В отличие от ОС от Microsoft, «немассовость» которой делала такие усилия не слишком эффективными, на этот раз подобная схема может и сработать. Дело в том, что Android намного проще и удобнее в использовании, быстрее и стабильнее, так что имеет гораздо больше шансов понравиться потребителю.

Что касается платформы Apple, то она как раз подошла к критической точке в своем развитии. Фактором ограничения выступает продуктовая стратегия компании Стива Джобса. Вполне очевидно, что сторонним производителям MacOS лицензировать не будут, так что она остается «ОС для iPhone», который в своей единственной ипостаси начинает приедаться покупателям. Пока информации о расширении модельного ряда iPhone нет, вероятнее, что iPhone OS появится в продукте более высокого класса – планшете.

Windows Mobile продолжает свое существование в духе «не благодаря, а вопреки». Microsoft довольно странно распоряжается ресурсами, которые могла бы с легкостью выделить на доводку этой ОС до стандартов массового смартфонного рынка, и в итоге система эволюционирует медленно. До Windows Mobile 7, от которой все ожидают радикальной новизны, еще далеко, а тем временем от «поворотной точки» в развитии смартфонных ОС – выхода iPhone – прошло уже три года. Тем не менее имидж Windows Mobile как гибкой и функциональной ОС сохраняется и подкрепляется реальными возможностями работы в Интернете, бизнес-функциональности и интеграции в корпоративные инфраструктуры. Так что рынок для Windows Mobile по-прежнему есть, хоть и ограниченный для масштабной экспансии.

Смартфонные ОС платформы для роста
LG адаптировала свой фирменный интерфейс S-class для Windows Mobile и заявила о планах интегрировать его в другие платформы

А вот Symbian OS, несмотря на локальные успехи, такие как высокие продажи моделей серии Nokia XpressMusic и хорошо принятый рынком топовый Samsung i8910 Omnia HD, судя по всему, начала «движение вниз», отставая по возможностям и популярности от топовых смартфонных платформ. Еще летом об отказе от разработки продуктов на этой ОС сообщил глава «мобильного» подразделения LG Скотт Ан, совсем недавно аналогичное заявление сделало руководство Samsung. Такая политика вызвана двумя причинами – трудностями в развитии самой платформы и необходимостью напрямую конкурировать с Nokia, полностью контролирующей ОС и имеющей очень большую долю на рынке смартфонов. Да и в самой Nokia будущее Symbian OS прочат только в бюджетном сегменте, готовя ей преемника в виде Maemo OS.

До сих пор история развития открытых ОС для мобильных устройств показывала, что на любой платформе рано или поздно появляется «ведущий» производитель, получающий и самую большую долю в сегменте, и, в той или иной мере, – контроль над разработкой самой ОС. Для Symbian OS таким «хозяином» стала Nokia, для Windows Mobile – HTC, хотя ее позиции и подвергаются непрерывным атакам, для MacOS –закономерно Apple. Вопрос ближайшего года в том, кто станет аналогичным «флагманом» сегмента Android – Samsung, HTC или, может, Motorola, возлагающая на новую ОС огромные надежды. Также на рынок постепенно начнут оказывать влияние и более молодые платформы. Учитывая, что темпы роста продаж смартфонов сохраняются на высоком уровне и этот сегмент привлекает всех игроков рынка, мы увидим здесь еще немало интересных концепций и решений.