Слово не воробей...

30 январь, 2001 - 10:23Александр Москалюк

Как бы парадоксально это ни звучало, но проблемы уничтожения информации, пожалуй, сегодня приобретают еще большую актуальность, чем вопросы ее сохранения. Наиболее реально это ощущают производители цифрового контента — музыканты, писатели, журналисты, режиссеры, желающие получить возможность распространять свои произведения в Сети. Корпоративный рынок также заинтересован в уничтожении определенного вида информации, чтобы предотвратить ее попадание в чужие руки. Подумать только, насколько легче было бы адвокатам Microsoft, если бы судебные власти не обнаружили почтовых сообщений, где руководство компании обсуждало планы в отношении рынка броузеров.

Если говорить об информации, представленной в бумажном виде, то внимания заслуживает тот факт, что в 1999 г. в США было продано более 9 млн. уничтожителей бумаги. Статистика за прошедший год пока неизвестна, однако можно только предположить, что ввиду повышения ценности и общего объема информации этих устройств реализовано еще больше.

Массачусетская компания Authentica (www.authentica.com) решила заняться вопросами уничтожения информации в плоскости Internet. Одним из примеров возможного применения технологии, разрабатываемой фирмой, по мнению ее руководства, является венчурный капитал или деловые переговоры, когда компании обмениваются секретными документами, где описаны технологические патенты, идеи и т. п.

Authentica разработала три программных продукта — PageVault, WebVault и MailVault, оперирующих с различными форматами. В зависимости от расширения шифруемого документа пакет самостоятельно решает, какому приложению поручить кодирование. В результате на свет появляется документ, просмотреть который можно бесплатным приложением, получив его с Web-сайта компании. Права на просмотр и аналогичные привилегии для пользователя определяет создатель документа.

Так, к примеру, MailVault разрешает автору электронного письма определить права на доступ, выделение текста, его копирование и печать, а также на пересылку документа электронной почтой другому пользователю. Можно даже указать необходимость самоуничтожения после первого открытия.

В любой момент автор документа имеет возможность самостоятельно изменить привилегии доступа каждого пользователя, что делает данную технологию весьма интересной, скажем, для сайтов, получающих прибыль также и от подписки.

Пока что трудно сказать, станет ли технология Authentica радикальной при распространении продуктов интеллектуальной собственности. Аналогичными разработками на сегодняшний день занимаются Alchemedia, Disappearing и Tumbleweed, что говорит о весьма серьезной конкурентной борьбе в таком узком сегменте рынка, как обеспечение привилегированного доступа к информации.

Электронный журнал Office. com сообщает, что на вопрос «Отсылали ли вы когда-нибудь электронное письмо, о котором потом жалели?» положительно ответило 100% респондентов. Если экстраполировать приведенные данные на всех пользователей электронной почты, то потенциальный рынок получается весьма объемным. Возможно, именно этот факт и учли разработчики Authentica, когда внедрили в последнюю версию MailVault интеграцию с Microsoft Outlook и Eudora. Продукт поставляется как в виде коробочных версий, так и в ASP-варианте.

Интерес к продуктам подобного рода вызван не в последнюю очередь попытками спецслужб различных стран внедрить системы отслеживания электронной корреспонденции с помощью контроля провайдеров, через которых ведется почтовая переписка. «Каждый раз, когда пользователь получает зашифрованный документ», — рассказывает Ланс Урбас (Lance Urbas), президент и председатель правления Authentica, — «его компьютер обращается к серверу с просьбой выдать уникальный код доступа к документу. После надлежащего процесса аутентификации пользователя он получает ключ, который является уникальным для каждой сессии. Подделать или перехватить его теоретически не представляется возможным».

На сегодняшний день Authentica получила дополнительное финансирование от Norwest Venture Capital и North Bridge Capital, а ее клиентами являются такие крупные корпорации, как Merck и DuPont.