Скромное обаяние Web-сервисов

25 август, 2003 - 23:00Александр Черников

Бросая камни в воду, смотри на круги, оными образуемые...
Козьма Прутков

Когда некоторое время назад было введено понятие Web-сервисов, обещающих вывести IT- и В2В-интеграцию на новый уровень, это звучало слишком хорошо, чтобы быть правдой. Построенные на основе открытых технологий, они должны были в перспективе обеспечить возможность корпоративным системам и приложениям автоматически обмениваться данными друг с другом.

Microsoft впервые предложила для этого стандарт SOAP еще в 1997 г., к 2000 г. лидеры индустрии согласовали прообраз нынешнего UDDI, но рынку Web-сервисов, чтобы созреть, понадобилось еще около трех лет.

Хотя путь оказался сложнее, чем ожидалось, были достигнуты очевидные успехи, и мир бизнеса убедился, что Web-сервисы могут упростить системы, увеличить их производительность и снизить затраты предприятий на получение и обработку информации.

В декабре прошлого года, по результатам исследований Forrester Research, 52% CIO ответили, что их компания уже использует Web-сервисы или, по крайней мере, предпринимает шаги в этом направлении.

Однако текущее положение в этой области лучше всего отражается соотношением накопленных объемов теоретической и практической литературы. Очень много написано о самих Web-сервисах, их особенностях, протоколах, разработчиках и т. д. Гораздо труднее составить представление о реальном внедрении и повышении при этом эффективности коммерческой деятельности предприятий-клиентов. Возможно, так происходит еще и потому, что как-то уж слишком прозаично и утилитарно выглядит эта технология.


И все-таки, что это дает?

Компании Yellow Transportation, входящей в список Fortune 500, ежедневно необходимо выполнять планирование транспортировки, отслеживать сроки погрузки и доставки и затем использовать эту информацию для управления технологическими процессами.

Исследованием возможностей Web-сервисов IT-подразделение компании занялось еще в 2001 г., начав с программных XML-интерфейсов, и в конечном итоге за два года реализовало три сервиса. Основной из них позволяет проверять фактическую отгрузку, вводя номер накладной или счета. Второй по почтовому индексу места назначения возвращает номера заказов. Наконец, третий рассчитывает стоимость перевозки. Технологическая революция здесь заключается в том, что во всех случаях теперь нет необходимости обращаться к внутренним базам данных Yellow Transportation. Используются только внешние интерфейсы, что намного дешевле.

Этой же информацией интересуются и клиенты компании, которые теперь могут получать ее автоматически посредством броузера или сотовых телефонов с поддержкой Java. Точно так же к ней могут обращаться и приложения других компаний, включая Web-сервисы Yellow Transportation в свои собственные автоматизированные технологические системы и процессы.

Скромное обаяние Web-сервисов Если судить по иллюстрации (рис. 1), решение достаточно простое. Однако при его практической реализации компания столкнулась со множеством проблем.

Применяемый вначале как инструментальное средство IBM Web Services toolkit не смог обеспечить создание необходимого кода, и его пришлось заменить более новым пакетом IBM WebSphere Studio.

Для беспроводного доступа планировалось использовать Wireless Application Protocol (WAP), но он вызывал потерю связи, если клиенты пытались вводить запрос. Поэтому было создано специальное ПО промежуточного слоя -- "мидлеты" (midlets).

Работа с WSDL также оказалась проблематичной из-за присущих ему ограничений и сложности построения интерфейсов.

Неожиданно обнаружилась и нестабильность стандартов Web-сервисов, приводившая к ошибкам при попытках других организаций использовать Web-сервисы Yellow Transportation. В ходе этого проекта как раз происходило развитие стандарта SOAP v1.1 к версии 1.2, что вызывало постоянные многочисленные изменения спецификаций.

Аналогичные трудности испытывали и другие компании, ставшие пионерами освоения новых технологий. Это -- основная причина того, что Web-сервисы в большинстве своих применений пока выполняют достаточно простые функции.

Например, если в нескольких из полутысячи магазинов розничной сети Marks & Spencer в течение одного дня регистрируется оплата покупок с одной и той же кредитной карты, система определяет расстояние между магазинами, вычисляет примерное время путешествия, сравнивает с фактическими моментами продаж и возвращает эту информацию в магазин, что позволяет быстро остановить использование счета при краже учетных данных карточки.

Другой пример -- члены различных сообществ и клубов могут получать скидки на билеты на некоторые мероприятия. Соответствующий Web-сервис при заказе билетов через Internet проверяет членство клиента в той или иной организации.

По мере устранения неразберихи и накопления опыта сложность сервисов будет увеличиваться, а область их применения -- расширяться. Тем не менее доказано самое главное -- то, что подобные сервисы во всех случаях оказываются реально дешевле всех прочих известных сегодня методов решения аналогичных задач.


Доля здорового скепсиса

Хотя объем мирового рынка в области интеграционного ПО Web-сервисов в 2002 г. составил 7,4 млрд. долл. и ожидается, что он достигнет 14,3 млрд. к 2006 г., по мнению Gartner Group, развитие Web-сервисов сегодня сопровождает "очковтирательство и путаница", а их значимость искусственно раздувается. Можно говорить пока только об их общей перспективности. Web-сервисы, как и любые другие технологии, сами по себе не решат всех проблем интеграции корпоративных приложений, не изменят способов ведения коммерческой деятельности и не сведут их к какой-то универсальной форме. Реально они могут только упростить связь с деловыми партнерами и интеграцию приложений.

Большинство компаний предпочитают пока не покупать готовые Web-сервисы и не заказывать разработку проектов в этой области. Привлекательность же того или иного системного интегратора клиенты оценивают прежде всего по его способности обеспечить решение их деловой проблемы, а не по знаниям в области технологий Web-сервисов.

Скромное обаяние Web-сервисов Они также вполне обоснованно считают сами технологии недостаточно зрелыми. Окончательно не определилась даже платформа разработки. По данным TechMetrix, на конец прошлого года решения, базирующиеся на J2EE, были основным выбором предприятий (рис. 2). Коммерческое или открытое ПО этого класса использовали в сумме 52% опрошенных компаний. Исключительно MS .NET применяли 9% разработчиков, а 26% использовали .NET и J2EE параллельно. Вообще, способность к взаимодействию Web-сервисов, построенных на J2EE и .NET, -- ключевой вопрос, и окончательно он пока не решен.

Нет ясности и в выборе протоколов. На весну этого года в США 86% компаний планировали применять в системах, связанных с Web-сервисами, XML, и только 31% -- SOAP. Еще меньше клиентов ориентируются на WSDL, ebXML и UDDI.

Тем не менее многие фирмы уже некоторое время предлагают услуги консультантов и системных интеграторов для помощи предприятиям в использовании технологий Web-сервисов. Однако, по мнению Gartner Group, ни одна из них пока не может быть названа безусловным лидером рынка. Недостаточна капитализация компаний, и еще не заняты окончательно соответствующие рыночные ниши. Инвестиции, которые они делают в исследования и разработки, осторожны и в целом сравнительно невелики.

Ясное видение рыночных тенденций и сосредоточенность на потребностях ближайшего будущего признаются только за одной компанией -- Accenture. Тесно сотрудничая с Microsoft, она имеет достаточно сильные позиции как в технологиях, так и в организации соответствующих бизнес-процессов.

Несколько компаний являются вполне компетентными в области технологий Web-сервисов сегодняшнего дня, но им придется приложить большие усилия и потратить значительные ресурсы, чтобы быстро выйти на следующий уровень и закрепиться среди лидеров. В их числе -- Cap Gemini Ernst & Young (CGE&Y), Deloitte Consulting, Infosys, TCS и Wipro. Еще шесть фирм относятся к категории "нишевых игроков", ориентируясь на определенные сервисы или отрасли.

В результате Gartner Group не берется сегодня рекомендовать потенциальным клиентам ни платформу, ни какого-либо одного консультанта и системного интегратора в области Web-сервисов. Каждый из них может стать "лучшим" для предприятий и задач определенного типа.

Не достигла пока больших успехов и идея UDDI. Три года назад, когда создавалась его первая версия, Microsoft, IBM и другие считали, что это продвинет использование Web-сервисов подобно тому, как поисковые серверы способствовали развитию серфинга в Сети. Предполагалось, что многие компании будут разрабатывать самые разнообразные Web-сервисы и затем опубликуют информацию о них в едином большом каталоге для того, чтобы все желающие могли их использовать -- точно так же, как они сегодня используют Internet.

Как оказалось, идея была хороша, но несколько преждевременна. Не так много разработчиков вообще понимали, что такое UDDI, и еще меньшее их количество собиралось создавать практически полезные Web-сервисы.

Только сейчас, когда наступает время их массового использования, появляется необходимость в стандартном и эффективном механизме поиска сервисов.

От создания же единого и единственного универсального каталога, по-видимому, придется отказаться. Уже сейчас крупные компании разрабатывают собственные каталоги для внутреннего использования, партнерского окружения и на вертикальных рынках.


Бросая камни...

В последний год Web-сервисы развивались преимущественно в собственном технологическом секторе.

Влияние и ценность их, однако, распространяются и на другие корпоративные технологии и системы. Предприятия в ближайшем будущем начнут использовать Web-сервисы для расширения функциональности уже существующей у них технологической инфраструктуры.

Основные технологии будут перемещаться в направлении все более широкого применения Web-сервисов и, в конечном итоге, фактически станут не более чем своеобразным каркасом для них.

Скромное обаяние Web-сервисов
Рис. 3. Взаимное проникновение технологий, использующих множественные источники данных Источник: Delphi Group

На рис. 3 показано, как будет происходить взаимное проникновение технологий в ближайшие годы. Эти концентрические круги быстро расширяются и перекрываются, вызывая значительные изменения в принципах работы и конструкции корпоративных систем.

Например, Web-сервисы будут широко использоваться в управлении бизнес-процессами и, в свою очередь, многие из них станут сервисами для применения в других процессах.

В управлении контентом основная задача Web-сервисов -- облегчить и удешевить доставку необходимых данных для работающих бизнес-приложений. Это потребует разработки специального XML-интерфейса к корпоративным приложениям и стандартного механизма использования Web-сервисов для этих целей. Здесь еще предстоит решить проблему перемещения и преобразования огромных массивов данных, хранящихся не в XML-виде.

Поскольку информация о покупателях будет играть все возрастающую роль, Web-сервисы рассматриваются в качестве основного метода интеграции в CRM-системах.

Ожидается, что к 2006 г. Web-сервисы будут встраиваться даже в небольшие компоненты бизнес-процессов. Фактически они заменят многие современные технологии, выполняя все гораздо быстрее и гибче. Обратная сторона медали -- меньшая надежность и безопасность таких систем, по крайней мере на первых порах.

Северная Америка к настоящему времени почти готова к широкому использованию Web-сервисов. Не намного отстает от нее и объединенная Европа. Если же говорить о влиянии Web-сервисов на возможные изменения информационных технологий в нашей стране, следует отметить несколько моментов.

Первыми, скорее всего, реализуют и начнут предлагать Web-сервисы отечественные банки. Построение собственной системы платежей даже для крупных компаний -- задача сложная. С другой стороны, подобные сервисы уже хорошо освоены на Западе, и создание аналогов в Украине не должно вызвать особых сложностей. Разумеется, чтобы банки занялись этой проблемой, необходимо широкое развитие системы безналичных платежей.

Постепенно начнут использовать зарубежные Web-сервисы совместные предприятия, расположенные в нашей стране.

Применение Web-сервисов принесет бoльшую пользу, если их начнут предлагать государственные организации и службы. Можно попытаться представить себе, например, бухгалтерские системы, использующие единую государственную справочную законодательную базу и единые утвержденные алгоритмы расчетов, представленные в виде Web-сервисов. Только одно это позволило бы избежать множества недоразумений между предприятиями и государственными контрольными органами.

Повлияют Web-сервисы и на корпоративные информационные системы. Те из них, которые не имеют средств работы с Web-сервисами и не соответствуют сегодняшним представлениям в этой области, уже не являются хорошим выбором при автоматизации деятельности предприятий.

Среди причин, сдерживающих появление и широкое распространение Web-сервисов в Украине, можно назвать и отсутствие специалистов, и малую пропускную способность каналов Internet. Но все это -- принципиально решаемые вопросы. Единственное, что нужно, -- чтобы отечественный бизнес понял преимущества новой технологии и начал бы ее развивать с выгодой для себя.