Скоринг, соцсети и бизнес-аналитика

14 январь, 2015 - 12:37Руслан Костецкий

Относительно новая тема на мировом финансовом рынке – так называемый социальный скоринг или, другими словами, оценка заемщика на основании его поведения, в том числе и в соцсетях.

Мы давно наслышаны о том, что неадекватное поведение человека в соцсетях может лишить его работы, особенно это актуально для развитых стран ЕС и США. Однако сегодня банки по всему миру активно осваивают практику анализа подобной информации, изучая профили своих существующих и потенциальных заемщиков – чем больше информации о клиенте получает банк, тем эффективнее он может прогнозировать вероятность невозврата кредита. И в данном случае имеется в виду не коммерческая разведка, а включение этой информации банком в скоринговые карты для оценки заемщика – с согласия самого клиента на использование информации из его аккаунта.

Получаемая в результате информация учитывается в скоринговых системах банка или микрофинансовой организации при решении о выдаче кредита или об его условиях. Предполагается, что клиент банка, заполняя заявку на кредит, сможет по своему усмотрению указать в качестве дополнительных сведений свои аккаунты в соцсетях.

При этом социальный скоринг подразумевает не просто наглядное изучение предоставленных заемщиком аккаунтов. Речь идет об автоматической обработке данных из соцсетей с применением современных аналитических инструментов, что в результате повышает точность стандартной скоринговой процедуры банка, учитывая проверку того, что учетные записи принадлежат реальному заемщику, а не созданы специально под запрос банка.

На основании этой информации финансовое учреждение делает выводы о степени надежности заемщика. И это может стать для последнего как плюсом, так и минусом. Так, банк, изучив, например, фотографии и круг друзей клиента в соцсети, может снизить ему ставку по кредиту, увеличить лимит по карте, предложить различные выгодные продукты и т.д. А может вообще отказать в выдаче кредита.

Интерес к социальному скорингу со стороны финансовых организаций появляется и в Украине. Это актуально даже в условиях текущего кризиса, поскольку стоимость получения информации из соцсетей на больших объемах минимальна, но при этом использование этих данных, по нашим оценкам, повышает точность прогнозной скоринговой карты на 10% дополнительно. Это однозначно создает конкурентное преимущество для бизнеса сегодня. Об этом свидетельствует повышенное внимание наших клиентов к инструментарию SAS Social Media Analytics, который собирает из необходимых интернет-источников неструктурированную информацию по заданным параметрам, переводит ее в структурированный вид, позволяет проводить категоризацию, глубокий анализ, выявлять эмоциональную окраску по заданным категориям и на основании этих данных прогнозировать наступление тех или иных событий.

На мой взгляд, такой анализ поведения пользователей соцсетей актуален не только для организаций финансового сектора и кадровиков, это однозначно может стать эффективным инструментом для силовых структур и государства в целом. Но это уже тема для отдельной колонки.