Сколько IT-продукции покупается в кредит?

8 январь, 2008 - 12:27Євген Куліков

Развитие потребительского кредитования в нашей стране называют одним из главных факторов роста розничных продаж, в том числе, конечно же, и компьютерной техники. В этом году реализация товаров таким образом увеличилась, по меньшей мере, в 1,5 раза. Об особенностях своей работы с финансовыми учреждениями и о кредитной политике рассказывают представители крупнейших отечественных сетей IT-продукции.

Александр Макурин

коммерческий директор сети магазинов «Комп'ютерний Всесвіт»

Сколько IT-продукции покупается в кредит?

По данным аналитиков основная часть (около 76%) потребительских кредитов в нашей стране сейчас выдается на покупку крупной бытовой техники, мобильных телефонов и компьютеров. Как видим, последние уже на равных соседствуют в этом списке с товарами повседневного спроса. Подтверждением их популярности является и тот факт, что в нынешнем году доля IT-оборудования, реализованного нашей сетью в кредит, выросла с 25 до 33%.

Мы постоянно работаем над улучшением качества этого сервиса. В частности, в этом году удалось договориться с партнерами об уменьшении кредитных ставок, а также о возможности предоставления клиентам беспроцентных займов.

По моим данным, потребители в основном предпочитают брать кредит на один год. Меньшие сроки довольно обременительны для семейного бюджета, а при более длительных возрастает общая сумма переплаты.

Мы считаем, что покупатель всегда должен иметь выбор, поэтому в своих магазинах используем следующую систему: в зале присутствуют два специалиста по кредитованию – работник нашей компании, который на правах агента сотрудничает с четырьмя различными финансовыми учреждениями, и отдельно – представитель одного банка.

Что касается наиболее часто приобретаемых товаров, то, в первую очередь, это компьютеры и ноутбуки. Ведь по статистическим данным средняя заработная плата в Украине сейчас составляет 1,5 тыс. грн, а настольный ПК стоит больше 3 тыс., т. е. далеко не каждый может позволить себе такую покупку, не используя кредит.

Олег Певнев

помощник заместителя генерального директора по финансам компании «МКС»

Сколько IT-продукции покупается в кредит?

Продажи в кредит в нашей сети выросли по сравнению с прошлым годом примерно в 1,5 раза и на сегодняшний день составляют около 25%. В общей сложности с начала 2007 г. этими услугами воспользовались более 60 тыс. наших покупателей.

Как правило, банки ограничивают минимальную сумму кредита 300 грн, что, на мой взгляд, не так уж и критично. Чаще всего из IT-устройств таким образом приобретаются компьютеры, TFT-мониторы и ноутбуки, стоимость которых значительно превышает этот порог.

По нашим данным основная доля кредитов оформляется на 10–12 месяцев. Причем даже если изначально покупатель выбирает более длительный срок, нередко в итоге все равно он погашает задолженность досрочно – в течение года.

Что касается беспроцентных кредитов, то они не слишком выгодны ни торговым сетям, ни банкам. Более того, они «приучают» потребителя к существованию бесплатных займов, что совершенно не соответствует рыночным реалиям.

По моему мнению, для больших сетей оптимально работать с 4–5 финансовыми учреждениями. Излишне широкий, также как и узкий, выбор неблагоприятно сказывается на объеме потребительского кредитования.

Анатолий Балюк

глава АО «DiaWest - Комп'ютерний світ»

Сколько IT-продукции покупается в кредит?

Популярность услуг потребительского кредитования неуклонно растет. Если еще в начале 2007 г. на подобные покупки у нас приходилось около 15% от общего оборота, то сейчас их доля уже достигает 40%.

Некоторые банки дают кредиты только на товары стоимостью свыше 500 грн, однако у нас этих ограничений нет. Кроме того, мы предлагаем рассрочку на 24 месяца с нулевой ставкой. Такие программы популярны у населения и пользуются немалым спросом. Безусловно, мы планируем развивать данное направление и в дальнейшем.

Что касается оптимального количества финансовых учреждений, с которыми имеет смысл сотрудничать розничному игроку, то, по моему мнению, достаточно двух-трех. Более того, мы не отказались бы найти одного серьезного партнера по кредитованию, которому доверяли бы и мы, и покупатели, и работать только с ним.

Виталий Смовж

директор торговой сети «Новая Электроника»

Сколько IT-продукции покупается в кредит?

Спрос на кредиты со стороны наших покупателей однозначно растет. Если в прошлом году доля таких продаж составляла 33% от всего оборота, то сейчас среднегодовые показатели находятся на уровне 40–45%, а в предпраздничный сезон достигают 60%.

У нас существуют два наиболее востребованных вида покупок в кредит – назовем их условно «для учащегося» и «для работы». Первая, стоимостью 6000–7000 грн, обычно включает ПК с колонками и МФУ. Вторая – ноутбук (4500–6000 грн). Минимальная сумма кредита составляет 250–300 грн, но обычно товар за такую цену в рассрочку не покупают. Даже в период летнего спада самые дешевые приобретения – это фотоаппараты за 2000 грн.

Если же говорить о сроках, то, как правило, покупатели предпочитают брать деньги взаймы на 10 месяцев. Сейчас у нас появились кредиты на 24 месяца, но для многих психологически это слишком длительные обязательства.

Безусловно, возможность приобрести технику по беспроцентному кредиту значительно ускоряет процесс принятия решения о покупке. Особенно такие предложения востребованы в небольших городах.

Поскольку наши магазины по площади невелики, для нас оптимальное количество – три кредитных оператора. Это позволяет нам не создавать очереди и в то же время подстраховать покупателя в случае возникновения каких-то технических сложностей.

Дмитрий Шанаурин

специалист по кредитованию сети магазинов «ГигаБайт»

Сколько IT-продукции покупается в кредит?

Только за III квартал доля покупок в кредит выросла у нас на четверть и достигла 20% от общих объемов. Думаю, к концу года этот показатель станет еще выше. Во-первых, это сезон предновогодних продаж. Во-вторых, в декабре мы совместно с партнерами запускаем акцию с беспроцентными кредитами на все группы товаров, без первоначального взноса и справки о доходах. Мы ожидаем, что это позволит не только повысить посещаемость, но и увеличить объемы реализации не менее чем в 2–3 раза.

В наших магазинах в кредит продается техника в широком ценовом диапазоне от 300 до 25 500 грн, но наибольшим спросом пользуются компьютерные комплекты и ноутбуки. Причем преимущественно рассрочку оформляют на 10 или 12 месяцев.

Мы считаем, что в торговых сетях наиболее целесообразным является присутствие представителей 3–4 банков, деятельность которых направлена на кредитование потребительских нужд населения. Именно с такими финансовыми организациями мы и формируем нашу кредитную политику.