`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Silicon Graphics: между светом и тенью

+22
голоса

В рамках публикации архивных материалов, предлагаем вашему вниманию статью из № 41 (256) «Компьютерного Обозрения» от 14 ноября 2000 г. Речь пойдет про легендарную Silicon Graphics, она же SGI, которая сегодня входит в состав HPE.

История этой компании — наглядная иллюстрация к высказыванию «жизнь, как зебра, состоит из полос светлых и темных». Об этой компании уже немало сказано и написано, но мы рискнем о ней напомнить еще раз — думается, кое-какие факты будут для вас небезынтересны Итак — SGI, ранее Silicon Graphics.

Ее создал Джим Кларк, судьба которого схожа с судьбой его первого детища на рынке/ По некоторым данным, детство свое Кларк провел в глубокой нищете в маленьком городке Плейнвью, затерявшемся на пыльных просторах Техаса. Учеба его не прельщала, так что по окончании средней школы он не сумел ужиться в колледже. После позорного изгнания из учебного заведения Джим отправился искать счастья в армию. Так он попал на флот, где его быстро занесли в список «трудных», и военная служба превратилась, по сути, в повседневный труд разнорабочего.

 между светом и тенью

Через 9 месяцев, по завершении отбывания «наказания», будущего мультимиллионера вместе с другими матросами заставили сдать небольшой тест по математике. К собственному удивлению, Джим Кларк получил наивысший балл, а спустя несколько недель очутился в высшем учебном заведении. Кларк сумел выучиться на магистра в области физики и получить докторскую степень в области компьютерных наук/ В1978 г. Кларк обосновался в Стэнфордском университете. И он все еще оставался бедным, а успех, как пугливый техасский мустанг, похоже, и не собирался подпускать его близко — два неудачных брака, небольшой преподавательский заработок. 38-летний неудачник пребывал в глубочайшей депрессии.

Но ему удалось взять себя в руки и cделать попытку изменить собственную судьбу. Джим, порвав все связи с прошлой жизнью, сконцентрировался на работе, и к нему потянулись лучшие студенты. Вместе с ними Кларк потратил 4 года на разработку чипа Geometry Engine — мощного графического ускорителя для обработки трехмерной графики в реальном масштабе времени. В 1982 г. он покинул университет, чтобы основать компанию Silicon Graphics. Рискованное начинание полностью оправдало себя — новый продукт был специфичен и настолько превосходил аналогичные решения, что компании удалось практически монополизировать этот рынок.

Но Джим Кларк по-прежнему чувствовал себя не на своем месте, ему с трудом давалась управленческая деятельность в крупной корпорации. На помощь был призван Эд МакКракен (Ed McCracken). До этого он возглавляп одно из подразделений в Hewlett-Packard, а в SGI получил должность CEO. Талантливый менеджер МакКракен один из тех рисковых и целеустремленных людей, для которых перспектив важнее сиюминутной выгоды. При переходе на новое место он фактически согласился на существенное сокращение свое заработной платы. Именно с его деятельностью связаны последующие взлет и падение корпорации.

В 1985 г. Silicon Graphics выступила в несвойственной для себя роли поставщика рабочих станций, начав опасную конкурентную борьбу с Sun Microsystems. Два года спустя в компьютерах SGI впервые появились RlSC-nooцессоры фирмы MIPS. Истинную причину такого решения раскрывает Роберт Бишоп (Robert Bishop), занимающий сегодня пост CEO корпорации. Дело в том, что все прочие поставщики чипов отказывались выдавать лицензию на их производство сторонним компаниям. Это заведомо ставило SGI в зависимое положение. MIPS, первопроходец RISC-архитектуры, не имела собственных производственных мощностей и поэтому была вынуждена относиться менее щепетильно к вопросам лицензирования своей интеллектуальной собственности. В конечном счете SGI в этом союзе сыграла роль «черной вдовы». Когда MIPS захотела заняться производством систем на основе своих чипов, корпорация просто купила ее.

Silicon Graphics для сохранения своих рыночных позиций необходимы были не просто быстрые процессоры, а самые быстрые RISC-процессоры. Когда MIPS начала диверсифицировать свой бизнес и уделять меньше внимания процессорному подразделению, SGI это очень не понравилось, «Они потеряли фокус», — так объяснило свои действия руководство компании. Впрочем, несогласные со столь жестким решением спустя 6 лет получили право реализовать свои идеи. В 1998 г. MIPS Technologies была вновь выделена из состава гиганта и получила статус независимой структуры. Но уже без каких-либо прав на разработанную ею процессорную архитектуру.

Те же соображения, которые стали толчком к эпопее с процессорами, вызвали к жизни ОС IRIX — клон Unix, ориентированный на обработку больших объемов графических данных в реальном масштабе времени. Боязнь попасть в зависимость продолжает и сегодня диктовать стратегию корпорации. Поэтому нет ничего удивительного, что сегодня мы видим SGI в лагере сторонников Linux. Основное преимущество этой ОС, с их точки зрения, в том, что «затраты на ее поддержку, развитие и контроль за ней забрали из рук поставщика и отдали специальному со-| обществу». Конечно, компанию не удовлетворяет ориентация Linux-сообщества на низкоуровневые lntel-решения, поэтому Роберт Бишоп отметил необходимость расширения ее возможностей. Впрочем, он не забыл клятвенно заверить возможных оппонентов в своей приверженности идее единой и неделимой платформы. Как мы знаем, пренебрежение этим простым правилом привело к закату популярности Unix-несовместимых систем.

Одним из самых значительных рынков сбыта для SGI в 90-х годах стал Голливуд. Крупнейшие студии, занимающиеся созданием спецэффектов, в том числе и легендарная Industrial Light & Magic, используют рабочие станции и ПО, разработанные калифорнийцами. Что касается систем трехмерной анимации, которые являются основным видом программ, предназначенных для рабочих станций корпорации, то и здесь «монархические традиции» дали о себе знать. Лидирующие в этой области компании Alias Research и Wavefront очень быстро превратились в Одно из подразделений Silicon Graphics. И это было на редкость удачным речением. Вместе они сумели создать выдающийся во всех отношениях пакет Мауа, ставший настоящим хитом в индустрии анимации. Благодаря более свободному стилю менеджмента («We try to treat it as arms-length as possible», — как выразился Бишоп) подразделение Alias Wavefront продолжало работать с платформой Windows, что позволило ему удерживать завоеванный рынок.

Графические станции оказались чрезвычайно успешной идеей, и их торговая марка быстро стала знаменитой. Крупнейшие производители авиационной (Boeing) и автомобильной (Volkswagen) промышленности используют их для проектирования и моделирования своей продукции. Агентства British Aerospace и NASA также стали клиентами корпорации. Постепенно акценты начали смещаться от собственно графических подсистем, ускорителей и чипов в область разработки архитектуры компьютеров в целом. Однако если Geometry Engine позволил SGI существенно оторваться от конкурентов, то в новой области компания была вынуждена начинать все сначала, не имея фактически ничего, кроме общей стратегии.

В это же время, несмотря на успехи Silicon Graphics, Кларк продолжал свою «войну» уже на посту члена правления. Ему в голову пришла очередная идея: скрестить компьютер с телевизором. Будущее, как он полагал, за потребительским сектором рынка. Он жаловался своим подчиненным на МакКракена, утверждая, что тот просто не может оценить перспективы. Предприниматель вновь впал в жесточайшую депрессию. Отдушину ему удалось отыскать в бесчисленных интервью, в которых он всему миру жаловался на «недалекого МакКракена». Джим иронизировал: «Я могу заявлять о чем угодно. И ей-богу, если я, появляясь в обществе, буду говорить об этом достаточно много, то Эду не останется ничего иного, как сделать это».

На одной из выставок в 1992 г. Кларк сообщил, что «мультимедийная технология войдет в дома посредством телекомпьютеров... Со временем все средства массовой информации будут доступны в интерактивной форме». Однако МакКракен был невозмутим. CEO считал высказывания своего босса «еще одной чудной идеей чудаковатого члена правления». Тем не менее, когда концерн Time Warner настолько заинтересовался «видением» Кларка, что выделил 30 млн. долл, на проект по созданию и испытанию нового чудо-устройства, МакКракен оказался в числе самых горячих его сторонников, возглавив работы. Он так быстро и успешно изменил свое мнение, что до сих пор «талантливый Эд» считается главным инициатором плодотворного сотрудничества с Time Warner. Еще более удивительно, что теперь именно МакКракена называют основной силой, заставившей корпорацию внедриться на рынок недорогих, массовых решений. На первой же публичной демонстрации будущего «телекомпьютера» Джим Кларк заявил, что он покидает Silicon Graphics и собирается основать другую компанию. Это было начало Netscape и завершение «эпохи Кларка» в SGI.

Итак, в настоящий момент корпорация четко осознала — недорогие многопроцессорные решения на основе архитектуры Intel, предлагаемые Sun Microsystems и Hewlett-Packard, грозят отхватить солидный кусок рынка графических рабочих станций. Что ж, хотя и с опозданием боссы Silicon Graphics были вынуждены признать справедливость идей Джима Кларка. «Я должен отметить, Кларк всегда смотрел так далеко вперед, как никто другой в компании, — на 10 лет дальше»! — сказал Бишоп.

Так появились три линейки продуктов: недорогие O2, среднего уровня Octane и высшая весовая категория — суперкомпьютеры Origin. O2 полностью оправдали себя, став наиболее продаваемым продуктом компании за всю ее историю. А с Origin связано еще одно интересное событие. Во многом успех суперкомпьютеров SGI обусловлен уникальными технологиями и опытом, полученными в 1994 г, вместе с Cray Research — знаменитым изготовителем параллельных систем. Совершив покупку за 767 млн долл., корпорация смогла претендовать на добрую половину 2- миллиардного научного и инженерного рынков. Достоянием разработчиков из Silicon Graphics стала уникальная высокопроизводительная шина с перекрестной коммутацией процессоров (crossbar ~ switch technology), почти сразу нашедшая свое применение в серверах Octane. Но и здесь поспешность, с которой компания решается на новые «завоевания», обернулась неприятностями. Оказалось, что базовую технологию Cray Research (векторные вычисления) невозможно интегрировать в архитектурные решения серверов SGI. Это был серьезный удар, и в марте 2000 г. соответствующие подразделения пришлось продать.

Тем не менее невозможно отрицать значительные успехи в развитии серии Origin. Доходы от продаж параллельных суперкомпьютеров сегодня составляют половину всего оборота корпорации. ОС IRIX удалось вполне успешно модернизировать, так что теперь она поддерживает до 512 процессоров.

Но разработчики и не думают почивать на лаврах. Новая архитектура ccNUMA (NUMAflex), базирующаяся на использовании принципа когерентности кэшей, который позволяет использовать в многопроцессорных конфигурациях единое адресное пространство памяти, практически готова к выходу «в свет». Перспективным направлением деятельности компании обещает стать образованное недавно подразделение систем хранения данных. Если производитель графических рабочих станций какое-то время еще мог обходиться без такого рода продукции, то для серьезного игрока высокоуровневого рынка суперкомпьютеров подобный пробел в ассортименте уже непростителен. Пока дело ограничилось назначением менеджера, ответственного за развитие в этой области.

В данный момент, по словам Роберта бишопа, SGI находится «в точке бифуркации»: новая стратегия предусматривает существенное смещение акцентов от специализированных закрытых решений к открытым системам в духе Linux-lntel. Предполагается, что в будущем доходы компании будут разделены поровну между вышеназванными секторами рынка. Правда, остается вопрос а что в этом случае произойдет с суперкомпьютерным подразделением? Ведь сейчас именно оно обеспечивает вторую половину оборота Silicon Graphics (первой всегда являлся бизнес, связанный с трехмерной графикой и связкой 02-0ctane/IRIX). Впрочем, простим эту маленькую несуразицу Бишопу — возможно, он имел в виду только бизнес, нацеленный на рынок рабочих станций. Ведь если верить его заявлениям, в данный момент корпорация находится на очередной своей свет лой полосе.

Дізнайтесь більше про мікро-ЦОД EcoStruxure висотою 6U

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Про ТВ рассмешило.
Чувак видит, что кинескопы (мониторы) приходят по определенной цене, в случае трубки высокого разрешения они таки дорогие, но не настолько, чтобы не сделать это массовым. Ессно у него сразу в глазах выпадает $$$_$$$ и он начинает этой мыслью страдать, представляя как он будет втюхивать всё это с наценкой от SGI.

Прошло 20+++++ годков:

а) Андройд телевизоры так и остались тормозами без апгрейда
б) Андройд приставки стали настолько некачественными, что еще немного и они не смогут загрузиться после распаковки.
в) Сами "современные ТВ панели" не везде доступны за вменяемую цену, пойдите накупите Vizio по 350$ за 65" в ближайшем супермаркете, за пределами США.

Игровые консоли на МИПСах тоже есть в то время.

Но ничего из его визионерства не получилось.
На смену пришел ПК подключенный к ТВ панели большой диагонали. И эта парочка всё еще требует игровую приставку в виде Плойки или Х-Коробки

У Силиконов не было ни ОС для таких устройств, ни инфраструктуры.
Я не знаю за какой время идёт разговор, но кажется тогда TFT панели были маленькими, а большие стеклянные кинескопы уже слишком неудобными. Да и технологии еще не отвоевали - ПЛАЗМА\жидкие крисаллы.

С точки зрения потребителя - Irix является полнейшей невменяшкой.

Я не помню статью про Java-pc или терминал. присоединялась ли SGI к этой тусовке?

С точки зрения потребителя - работали мы с компами Silicon Graphics, в конце 90-х. Они использовались для генерации сигналов: титры, графика, эмуляция фона в автоматизации телеэфиров начинающих, на тот момент, телеканалов в Украине: 1+1,Интер. Никакой альтернативы, в этом качестве, для них не было. На тот момент, эти "машины" вытворяли абсолютно удивительные вещи с интерактивным рендерингом и работой с альфа-каналами. Несколько лет, в профессиональном кругу, "силикон графикс" было именем нарицательным. Но, всё проходит...

:-)) Тогда это было очень круто. Не знаю часто ли приходилось переустанавливать Ирикс. Но по роликам Бачило стало понятно, что там полный с этим делом завал на несколько часов.

Но и вы не входили в исключительно ограниченный круг любителей Windows98 на 99.9% десктопов.

Я работал на платформе Silicon Graphics в 1993-1999.
Даже старенький IRIS 4d35 работал в 100 раз быстрее чем писюк.
Не говоря уже про возможности графики и надежность IRIX.

В 2000м году в КО была статья про выбор систем для САПР и экосистемы в целом.
И там реально автор угадал, что лучше перекатываться, стремглав, на Виндовс2000, пока дешево и популярно.

Последующие успешные релизы ХР и Вин7, скорее всего, сэкономили кучу баблища тем, кто вовремя спрыгнул именно с проприетарных юниксов и не успел вляпаться в Линукс.

 

Slack подает жалобу на Microsoft и требует антимонопольного расследования от ЕС

 
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT