Siggraph 2002: компьютерная графика из первых рук

20 август, 2002 - 23:00Артем Юрченко
Siggraph 2002 компьютерная графика из первых рукЕсли вам близок мир компьютерной графики, то слово Siggraph для вас отнюдь не пустой звук. Выставка-конференция под таким названием уже без малого тридцать лет является главным событием года для десятков тысяч специалистов и любителей современных визуальных технологий.
Наиболее активные обитатели мира IT-технологий в любое время суток безошибочно назовут дату и место проведения очередной выставки из серии Comdex, CeBIT или Computex. Игроманы всех возрастов и национальностей делят начинающийся год на периоды "до и после E3". Приверженцы компьютеров Apple, теряясь в догадках, чем же на этот раз попытается их удивить Стивен Джобс и Ко, считают дни до очередного Macworld Expo. В компьютерной графике на роль мероприятия столь глобального масштаба, безусловно, претендует выставка-конференция Siggraph. С 1973 года эта загадочная аббревиатура, полученная путем объединения первых букв в названии организатора форума -- Общества специалистов в области компьютерной графики (Special Interest Group on Graphics), -- словно магнитом притягивает к себе лучших специалистов со всех уголков земного шара. На несколько летних дней один из североамериканских мегаполисов превращается в настоящую Мекку для "делающих погоду" на этом рынке субъектов. В нынешнем году, приняв эстафету у Лос-Анджелеса, экспо-шоу разместилось в техасском городе Сан-Антонио.

Siggraph 2002 компьютерная графика из первых рук
На стенде Alias|Wavefront всегда многолюдно
Программа проводимых под эгидой Siggraph мероприятий состоит из множества пунктов. Это и разнообразные экспресс-курсы для желающих постичь азы компьютерного творчества, и уникальные мастер-классы, проводимые корифеями цифрового дизайна для художников со стажем, и неформальные встречи приверженцев того или иного программного обеспечения. Однако основные события все же происходят непосредственно на выставочной площадке.

В этот раз под крышей просторных залов Gonzalez Convention Center собралось более 200 участников. Как и ожидалось, особое внимание было приковано к стендам software-мастерских, специализирующихся на ПО для 3D-визуализации. Весенняя ценовая революция, инициатором которой стала компания Alias|Wavefront (напомним, стоимость ее headline-продукта Maya Complete снизилась с $7500 до $1999, а версии Unlimited -- с $16000 до $6999), спровоцировала на рынке цепную реакцию, в результате которой конкурирующие организации в лице NewTek, SideFX и SoftImage также заметно опустили ценовые планки своих детищ LightWave 3D, Houdini, SoftImage|3D, соответственно. В гордом одиночестве осталась лишь компания Discreet -- попечитель "народного" редактора 3ds max.

Siggraph 2002 компьютерная графика из первых рук
Фрагмент работы Томека Багински -- победителя CAF
Судя по обилию представленных новинок, стартовой позицией для ответного удара ею был избран именно Siggraph. Так, в Сан-Антонио состоялся премьерный показ пятого поколения пакета 3ds max, ранее известного как Luna. Усовершенствования коснулись всех модулей программы (особенно приятная метаморфоза произошла с rendering-механизмом -- традиционно слабым местом Студии), неизменной осталась лишь ее стоимость -- $3495.

Поменял номер своей версии и Character Studio -- верный спутник 3ds max, отлично дополняющий его стандартные средства высокоточной анимацией персонажей. Первую строчку в списке возможностей CS 4.0 занимает термин, обозначающий новую технологию взаимодействия объектов, приводимых в движение различными анимационными техниками (например, объединение данных, сгенерированных по имеющимся ключевым кадрам и полученных от устройств Motion Capture). Знакомые с прошлыми релизами продукта пользователи смогут воочию убедиться в востребованности широко разрекламированной технологии, придающей дополнительную плавность движениям находящихся "в разработке" актеров.

Siggraph 2002 компьютерная графика из первых рук
Первый взгляд на новый 3ds max 5
На Siggraph 2002 впервые демонстрировался коммерческий вариант системы рендеринга Brazil (больше известной как Ghost) от молодой компании SplutterFish. Различные pre-release-версии этого продукта уже давно "гуляли" по Сети, завораживая отличным качеством финальной "картинки" и высокой скоростью просчета насыщенных сложной геометрией сцен. На сегодняшний день вкус "готовой к употреблению" технологической начинки Brazil Rendering System смогут оценить конечные пользователи 3d Studio VIZ и 3ds max. К ее главным достоинствам стоит отнести: быстрый Ray Tracing-алгоритм, легко справляющийся с корректным отображением теней, преломлений и отражений; "фотонное" текстурирование (Photon Mapmethod), распределяющее световой поток в зависимости от физических свойств "принимающих" его поверхностей; мощные, полностью контролируемые шейдеры.

С ролью абсолютно нового блюда в выставочном меню Discreet неплохо справился продукт под названием plasma. Силами его инструментов (в большинстве своем заимствованных у 3ds max) стала возможной подготовка и последующая трансформация динамического 3D-материала в форматы Flash и Shockwave, минуя традиционный тандем "3ds max + специальный подключаемый модуль". Думается, для дизайнеров, работающих над оформлением Web-ресурсов, экономия приблизительно 3000 долларов будет весьма ощутимой.

Компания Alias|Wavefront всерьез и надолго закрепилась в статусе флагмана на рынке анимационного ПО класса Hi-End. Однако, отчетливо ощущая собственное лидерство, разработчики из канадского подразделения корпорации SGI почивать на лаврах и не помышляют. Продемонстрированный на Siggraph пакет Maya 4.5 позволит перевести дух многочисленным претендентам на 3D-престол, в том числе и 3ds max 5.

Общеизвестно, что имитация поведения жидкости, наряду с анимацией волосяных покровов и тканей, считается одним из самых трудоемких этапов "оживления" сцены. Сталкивающиеся с подобными сложностями художники теряют немало времени и нервов, прежде чем получают вполне удовлетворительные результаты. В Unlimited-варианте Maya 4.5 решению этой задачи было уделено наибольшее внимание. Вошедший в его состав модуль Fluid Effects обещает решить проблемы авторов с правдоподобной имитацией природных явлений. Примеры, размещенные на сайте www.aw.sgi.com, нередко заставляют усомниться в том, действительно ли эти бурлящие потоки лавы или "исходящая пеной" морская стихия не результат деятельности безымянного фотографа, оказавшегося в нужное время в нужном месте. Пользователей Complete-версии модуль Fluid Effects пока что обошел стороной, поэтому им придется довольствоваться дополненными новыми опциями средствами NURBS- и SubDiv-моделирования.

Свежий глоток кислорода сделают старые и новые пользователи системы 3D-графики Cinema 4D с выходом ее восьмой версии "Oxygen". Немецкая компания Maxon приняла оригинальное решение "расчленить" богатый арсенал редактора на семь независимых друг от друга частей. Теперь, приобретя базовый вариант CINEMA 4D Release 8, дизайнер сможет расширять его возможности, докупая только те инструменты, в услугах которых он действительно нуждается. К их числу относятся модернизированные модули характерной анимации, "объемного" рисования, пиротехнических эффектов, системы частиц, продвинутого просчета композиций, сетевого рендеринга и динамики.

В стане разработчиков "трехмерного" графического ПО второго эшелона также появились новобранцы (если таковыми можно считать новые релизы уже завоевавших определенную популярность программ). Наконец-то дала о себе знать компания Curious Labs -- одна из распорядительниц богатого наследства MetaСreations. Несмотря на то что выпуск пятого релиза знаменитого конструктора виртуальных персонажей Poser намечен на конец лета, посетители Siggraph уже смогли увидеть его в действии. Итак, распространяемая сейчас Pro Pack-версия пакета приобретет полностью переработанный механизм рендеринга FireFly, "по зубам" которому окажется высокоскоростной просчет наполняющих сцену объектов, заметно "потяжелевших" из-за дополнительного разбиения их полигональных тел. Не помешают достижению пресловутой фотореалистичности и опции, отвечающие за объемное размытие в движении, глубину резкости, правильное нанесение карт смещений.

Одежда цифровых персонажей будет отлично "приспосабливаться" к движениям скелета и адекватно законам физики реагировать на все проявления внешнего мира (например, реалистично развеваться под порывами ветра).

По заявлению Стивена Купера -- CEO и идейного вдохновителя Curious Labs, созданных персонажей максимально точно подгонят под реально существующие прототипы путем наложения текстур, основой для которых послужат оцифрованные фотографии. Вероятнее всего, этим дело не ограничится, и предшествующим фототекстуризации этапом станет получение геометрической формы из тех же снимков анфас и в профиль. Другими словами, в Poser зарождаются первые присущие фотограмметрическим программам функции.

Siggraph 2002 компьютерная графика из первых рук
"Реальная" морская стихия -- результат использования модуля Fluid Effects
В одном из отсеков конструктора откроется виртуальная цирюльня. Ее единственное отличие от тех, к которым мы привыкли, в том, что благодаря нехитрому инструментарию клиенты не избавляются от волос, а, наоборот, обзаводятся вполне пристойными шевелюрами. По количеству редактируемых параметров и качеству "вживляемого" материала парикмахерское отделение Poser обещает работать в духе Shave и Haircut от небезызвестного Джо Альтера и других хрестоматийных образцов, присутствующих на рынке.

Наряду со второй версией "восставшего из пепла" 3D-редактора Carrara (более подробно о программе вы сможете узнать в одном из ближайших номеров "Компьютерного Обозрения") компания Eovia впервые показала модуль VectorStyle, расширяющий возможности Carrara Studio в части перевода созданных анимаций в компактный Flash-формат. В его основу была положена перспективная технология RAViX II от фирмы Electric Rain -- основоположницы популярного нынче направления 3D-2-Flash.

Из акватории software-верфи Caligari, известной еще со времен расцвета платформы Amiga, в большое плавание отправился шестой релиз пакета TrueSpace. Взорам знакомых с программой пользователей предстала абсолютно новая панель Scene Editor, координирующая все действия над находящимися в разработке проектами. Теперь именно отсюда будет вестись контроль за сценой на всех этапах ее создания -- от моделирования до визуализации. Наряду с реконструированным отделением NURBS-моделирования TS 6.0 разжился новой лабораторией, специализирующейся исключительно на лицевой анимации. Большое количество "пациентов" находится в специально отведенных виртуальных палатах и с нетерпением ожидает вашего приема. Их надежды на удачный исход "пластической операции" во многом зависят от работы модуля рендеринга. Но все опасения живущих по ту сторону экрана героев не имеют под собой оснований: ведь в "шестерке" Caligari заставила работать на своих клиентов относительно новую вариацию движка LightWorks 6.6 (разработчик -- компания LightWork Design), пользующегося заслуженным авторитетом в среде требовательных архитекторов и дизайнеров интерьеров за бесподобное отображение "в цифре" окружающей действительности.

Кстати, LightWork Design неподалеку от стенда хозяев TrueSpace презентовала седьмую версию упомянутой выше системы визуализации. Ее главный конек -- усовершенствованная технология рассеянного освещения Global Illumination, без которой сейчас не обходится ни один профессиональный Rendering Engine.

Венчал многочисленные мероприятия под эгидой Siggraph фестиваль компьютерной анимации, престижность победы в котором для мастеров синтетических иллюзий сродни получению "Оскара" в номинации "За лучшие визуальные эффекты". Главная тенденция нынешнего Computer Animation Festival -- значительный прорыв небольших анимационных студий и даже художников-одиночек в область, ранее считавшуюся безраздельной вотчиной солидных FX-мастерских. Неудивительно, что главный приз в категории "Best Animated Short" достался польскому аниматору Томеку Багински, без посторонней помощи создавшему настоящий шедевр цифрового искусства -- "The Cathedral". Имея под рукой джентльменский набор покорителя искусственной реальности, включающий в себя 3ds max (дополненный модулем character studio) и связку Photoshop-After Effects от Adobe, Багински потратил четырнадцать месяцев на шестиминутный фильм, который произвел неизгладимое впечатление на всех без исключения членов почтенного жюри и заставил выбрать его из более чем шестисот не менее сильных претендентов. Получить истинное наслаждение от просмотра фильма сможете и вы, посетив Web-ресурс www.platige.com. Кто знает, а вдруг увиденное станет для вас огромным творческим стимулом, и список лауреатов CAF в будущем пополнится фамилией, явно указывающей на украинское происхождение автора.

В заключение хочется отметить, что в фокус нашего внимания попал лишь небольшой участок широкого спектра технологий из мира компьютерной графики. Количество показанных новинок было настолько велико, что процесс знакомства с ними мог бы легко затянуться до следующего, юбилейного Siggraph. К слову, тридцатый по счету форум снова вернется в Калифорнию и пройдет с 27 июля по 1 августа 2003 года в Сан-Диего.