История о «динамическом ценообразовании» компании Amazon.com уже обошла газетные полосы и журнальные страницы большинства электронных изданий. А дело было так. Один из покупателей компании приобрел понравившийся ему DVD-диск за 26 долларов и 24 цента. Затем, избавившись от всех идентифицирующих его файлов cookie, он повторно посетил сайт Amazon.com уже как абсолютно новый клиент. Каково же было его удивление, когда цена того же DVD-диск а составила всего 24 с половиной доллара.
Представители Amazon.com сразу же признали тот факт, что сервер компании умышленно выставлял более высокие цены лояльным покупателям, оправдывая это проводимым исследованием. «Эксперимент заключался в том, что они проверяли уровень доверия своих покупателей, — считает Баррет Лад (Barrett Ladd), аналитик компании Gomez Advisors. — Теперь, когда клиенты узнали о подобных проделках, будет интересно проследить судьбу Amazon». Между тем динамическое ценообразование далеко не новость в мире торговли. Подобной практике не учат в деловых школах, и об этом не принято говорить в открытую, но взглянув на многие финансовые отчеты, можно с удивлением обнаружить, что товар, проданный одному покупателю, принес гораздо больше денег, нежели тот же товар, но проданный человеку победнее. В США это называется «Screw Your-fnends», и из определения понятно, что надувательству обычно поддаются наиболее лояльные покупатели, пользующиеся услугами компании уже не первый год и полностью доверяющие своему поставщику.
В обычных (не виртуальных) магазинах, где одни и те же товары продаются по разным ценам, такая практика более оправдана, поскольку каждый из них несет свои особые расходы, которые зависят от его размера, географического расположения, качества сотрудников и ряда других факторов. К примеру, в более дорогом районе выше арендная плата и стоимость недвижимости, что не может не сказаться на окончательной цене товара.
Другой пример — уличные торговцы, которые в большинстве своем при вопросе о цене вначале оценивают перспективность покупателя с финансовой точки зрения, а только затем уже называют стоимость.
Если говорить о мире виртуальном, то подобная практика долгое время пользовалась успехом среди туристических сайтов, которые при первой регистрации предлагали авиабилеты и гостиничные номера по заниженным ценам, а после спокойно наживались на наивном клиенте, свято верящем, что последующие сделки также будут включать всевозможные скидки.
Перспективы Internet могут вскружить голову любому торговцу. Возможность полного контроля за online-покупателем его действиями и предпочтениями — мечта любого маркетолога, Удивительно то, что эта тема всплыла лишь сейчас поскольку виртуальная среда изначально располагает к динамическому ценообразованию и подобным трюкам.
Отношение к таким вещам у самих покупателей безоговорочно негативное. Они с удовольствием присоединяются к программам поощрения лояльных и активных клиентов скидками либо призами, однако категорически не согласны платить большую цену, нежели покупатель, оказавшийся в магазине впервые. Это надолго может отбить у них охоту посещать одни и те же магазины.
Важно, что эта тенденция опасна не только для конкретных магазинов, хотя после обнаружения подобных фактов количесгво их клиентов неизменно сокращается. Опасность в данном случае состоит в том, что у покупателя исчезнет доверие к электронной коммерции как таковой.
Люди пользуются виртуальными магазинами из-за их удобства и цен, обычно более низких, чем в традиционных торговых точках. Дополнительным преимуществом является возможность индивидуализации интерфейса и адаптации его к нуждам конкретного покупателя. Теперь же, когда все эти плюсы внезапно становятся минусами, преимущества преимущества online-торговли для потенциального клиента не так уж и очевидны. По крайней мере, ценники в обычном магазине бумажные и не меняются в зависимости о того, кто на них смотрит.
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365