Семейство ATI HD Radeon 2600/2400 – дети лейтенанта Шмидта

17 август, 2007 - 18:25Евгений Слободянюк

Не секрет, что сначала отложенный, а затем растянувшийся на месяцы анонс решений массового сегмента с поддержкой DirectX 10 от AMD является очень важным этапом для будущего бизнеса компании в секторе дискретной графики. По ходу дела выяснилось, что новоявленные продукты относятся не совсем к среднему классу, как было заявлено, скорее, они займут место в нишах от бюджетного уровня до начального массового.

Выхода этих видеокарт ждали с нетерпением, ведь у AMD была реальная возможность компенсировать долговременное отставание от NVIDIA, тем более что последняя выпустила не слишком удачное семейство GeForce 8500/8600.

Семейство ATI HD Radeon 2600/2400 – дети лейтенанта Шмидта
ATI Radeon HD 2400 XT обладает шиной памяти 64 бит и поддержкой CrossFire
Семейство ATI HD Radeon 2600/2400 – дети лейтенанта Шмидта
На Radeon HD 2600 XT устанавливается очень быстрая память GDDR4
Семейство ATI HD Radeon 2600/2400 – дети лейтенанта Шмидта
Тепловыделение Radeon HD 2400 Pro позволяет обойтись без активного охлаждения

Важно и то, что видеопроцессоры серии Radeon HD 2600/2400 впервые в индустрии выполнены по 65-нанометровому техпроцессу. Это наилучшим образом сказалось на частотном потенциале, тепловыделении и энергопотреблении устройств. Все без исключения новинки не требуют дополнительного питания – от такого мы уже успели порядком отвыкнуть. Нагрев также невысок, кроме, пожалуй, Radeon HD 2600 XT, но и у этой платы он далек от критичного. Максимальный вклад в него вносит сверхскоростная память GDDR4, функционирующая на частоте 2200 MHz.

Отдельно стоит отметить видеовозможности серии, ведь они превосходят не только таковые у старшей Radeon HD 2900 XT, но и у конкурентов. Новое поколение технологии AVIVO – AVIVO HD ускоряет воспроизведение большинства видеоформатов, в том числе высокой четкости (HD). Основное преимущество в скорости и качестве перед семейством GeForce 8500/8600 достигается за счет выделенного видеопроцессора UVD, который, в частности, поддерживает аппаратное декодирование алгоритма VC-1 на всех этапах, разгружая таким образом центральный CPU от этой ресурсоемкой задачи.

Основные технические характеристики новинок можно найти в сводной таблице, отметим лишь несколько моментов. Во-первых, разрядность шины памяти была сокращена с 512 бит у Radeon HD 2900 XT до 128 бит у Radeon HD 2600, и до 64 бит у Radeon HD 2400. Функциональные блоки также подверглись масштабному урезанию – число унифицированных вычислителей равно 120 у серии Radeon 2600 XT (по сути, корректнее все же их считать как 24 универсальных модуля), и 40 – у Radeon HD 2400. Количество TMU/ROP составляет 8/4 и 4/4 для этих семейств соответственно. Именно блоки текстурирования и растеризации, по сути, и являются узким местом в архитектуре новых ускорителей.

Как и старшая модель Radeon HD 2900 XT, новинки поддерживают передачу звука через порт HDMI (посредством специального переходника DVI-HDMI)

Об основных особенностях и возможностях линейки R600/RV630/RV610 мы уже неоднократно писали (ko.itc.ua/30469), теперь же настало время на практике изучить их производительность.

Результаты тестирования

Семейство ATI HD Radeon 2600/2400 – дети лейтенанта Шмидта
Семейство ATI HD Radeon 2600/2400 – дети лейтенанта Шмидта
Семейство ATI HD Radeon 2600/2400 – дети лейтенанта Шмидта
Семейство ATI HD Radeon 2600/2400 – дети лейтенанта Шмидта
Семейство ATI HD Radeon 2600/2400 – дети лейтенанта Шмидта

Старшая модель линейки – Radeon HD 2600 XT – позиционируется производителем как конкурент GeForce 8600 GT, а вовсе не GeForce 8600 GTS, как можно было бы предположить. Уровень цен установлен соответствующий, поэтому сравнивать будем так, как рекомендует AMD, что вовсе не мешает привести результаты GeForce 8600 GTS для ориентирования.

Первое, что следует отметить – это невысокое качество драйверов – как официальных Catalyst 7.6, так и бета-версий с пресс-ftp компании. В процессе тестирования неоднократно проявлялись как мелкие, так и крупные проблемы, что в финальной версии диаграмм видно на примере Far Cry – эта игра показала аномально низкие результаты на всех новых Radeon.

В обоих 3DMark видеокарты AMD с учетом скорректированного позиционирования смотрятся достаточно неплохо, а вот когда дело доходит до реальных игр, ситуация становится менее радужной. В то же время, радует тот факт, что с приходом поколения R6x компания все же сумела создать отличные драйверы под OpenGL – например в DOOM 3 Radeon HD 2600 XT даже обошел своего конкурента GeForce 8600 GT! Тем не менее, в целом результаты никак нельзя назвать позитивными для AMD.

Что касается видеокарт Radeon HD 2600 и ниже – тут не хочется даже вдаваться в глубокий анализ. Их производительность по современным меркам недостаточна на фоне конкурентов, а ведь изучая средний и бюджетный класс от NVIDIA, мы отмечали отставание этих продуктов по всем параметрам от прошлого поколения устройств той же NVIDIA.

Разумеется, поддержка DirectX 10 в данном случае не более чем фикция – даже игры одно-двухгодичной давности на данных платах показывают fps ниже уровня играбельности.

Зато ложка меда – это CrossFire. На сегодняшний день ни по удобству организации, ни по получаемым преимуществам тандемы видеокарт от AMD не уступают SLI от NVIDIA, а в чем-то даже превосходят их. Две платы Radeon HD 2600 XT в CrossFire почти во всех случаях показывают приросты производительности, близкие к двукратным.

Итоги

Приходится констатировать некий регресс в области доступных видеокарт начальных классов. Как NVIDIA, так и AMD выпустили не самые удачные решения, зачастую уступающие своим же предшественникам. Особенно это касается AMD. Впрочем, не будем забывать, что речь идет о самом первом поколении продуктов DirectX 10, и, как первопроходцам в этой области, им простительно некоторое несовершенство. Что касается новых Radeon, то не будем судить строго – в конечном итоге все решает цена, и вот с ней-то как раз у новой линейки все в порядке – все четыре видеокарты выглядят достаточно привлекательно на фоне конкурентов (пусть даже это наверняка сделано в ущерб окупаемости столь длительного процесса разработки). Другой вопрос, что же будет завтра? Сейчас у AMD реально нет симметричных предложений в целом ряде классов, и если до недавнего времени это касалось преимущественно уровня high-end, то теперь в линейке продукции появляется еще одна брешь в верхней части массового – весьма востребованного и прибыльного сегмента видеокарт, надо сказать. В то же время возможности по работе с видео у новых GPU превосходят таковые у GeForce 8500/8600, и для создания мультимедийных ПК и медиацентров они подходят лучше. Не будем забывать и о дискретной мобильной графике – в последнее время продукты ATI утратили свои былые позиции, но с приходом слабогреющихся 65-нанометровых процессоров вполне могут и должны взять матч-реванш. По нашему мнению, этому направлению AMD должна уделять максимальное внимание, даже если десктопная графика теперь будет числиться в приоритетах второго плана.

Конфигурация тестового стенда
Процессор Intel Core 2 Extreme X6800 (2,93 GHz)
Материнская плата Intel Desktop Board D975 XBX rev.304
Память Corsair CM2X1024-8888C4D, в режиме DDR2-800, тайминги 3-3-3-8
Жесткий диск Western Digital WD1600JB (160 GB, 7200 об/мин)
Блок питания SeaSonic SS-600HT APFC F3 (600 Вт)
ОС Windows XP Professional SP2, DirectX 9.0c june
Драйверы ForceWare 158.22 (NVIDIA), Catalyst 7.6, Catalyst beta (AMD)
Видеокарты предоставлены
Albatron «Небеса» nebesa.com.ua
MSI Представительство MSI www.msi-ukraina.com
Sapphire Compass www.compass.ua
ATI AMD www.amd.com/ru-ru