Samsung Electronics: "Мы стремимся быть как можно ближе к потребителю"

23 февраль, 2004 - 00:00КО
Samsung Electronics, как вы, наверное, знаете, сегодня ведет бизнес весьма успешно во всем мире, у нас везде очень хорошие показатели и заметный рост, но я хочу особо отметить, что стран, где позиции компании были бы столь сильны, как в Украине и России, не так много. Что касается вклада данного региона в наши финансовые успехи, то можно сказать следующее, если исключить полупроводниковое направление, то на страны СНГ приходится около 10% мирового оборота Samsung Electronics.


А чем можно объяснить такой успех компании именно на наших рынках?

Samsung Electronics "Мы стремимся быть как можно ближе к потребителю"
"Если исключить наше полупроводниковое направление, то на страны СНГ приходится около 10% мирового оборота Samsung"
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно более подробно рассказать о том, как все начиналось. Десять лет назад, когда компания пришла на рынок СНГ, был финальный этап распада Советского Союза, и все республики пытались найти свой независимый путь развития. В течение нескольких лет бизнес шел очень хорошо, но в 1997--1998 гг. начался финансовый кризис. Многие компании, вышедшие на рынок одновременно с нами, решили тогда, что работать в таких условиях невыгодно, и свернули или приостановили свой бизнес в СНГ. Мы же осознавали весь потенциал рынка и понимали, что здесь не просто нужно продолжать работать, а необходимо использовать этот момент для активизации своих усилий. Была проведена реструктуризация и сделано все, чтобы наши позиции оставались стабильными даже в такой кризисной ситуации. Мы считаем, что это было по достоинству оценено и нашими партнерами, и конечными покупателями.

Второй фактор успеха Samsung, с моей точки зрения, заключается в том, что мы, работая здесь, очень большое значение придаем не только развитию бизнеса, Samsung активно участвует в различных благотворительных программах. Самые трудные времена после распада СССР наступили для таких сфер, как искусство и спорт. Мы активно поддерживаем всевозможные программы в области культуры, а одной из важнейших частей нашей маркетинговой политики является поддержка олимпийского движения как России, так и Украины.

Наконец, третья причина заключается в том, что на рынке стран СНГ наибольшим спросом пользуются простые и надежные решения, причем даже с бoльшим акцентом на последнее. Если, скажем, в Америке или Европе товары Samsung продаются с годичной гарантией, то здесь стандартом являются три года. И то, что мы можем обеспечить именно такую возможность, дает нашим продуктам существенные преимущества перед конкурентами.


Отличается ли стратегия Samsung в разных странах СНГ?

В каждой стране, конечно, есть свои нюансы, разная степень конкуренции в различных сегментах. В зависимости от этих факторов стратегия нашей компании немного отличается, но незначительно и, в общем, является одинаковой во всем регионе. Если говорить в целом о странах СНГ, то здесь я бы сформулировал наш основной маркетинговый постулат следующим образом -- "Быть как можно ближе к пользователю".


А если говорить об особенностях IT-продукции, которая поставляется в СНГ, -- есть ли разница между ней и той, что продается в других странах?

Если говорить об IT-индустрии в целом, то из-за достаточно жестких стандартов очень трудно предусмотреть в продукции какие-то уникальные характеристики. Но бывают и исключения. Например, оптические приводы с технологией Automatic Ball Balancing System -- с механическим подавлением вибрации диска. Их специальный выпуск для стран СНГ связан с распространением в этом регионе низкокачественных CD.


Расскажите, как компания выходила на новый для себя рынок ноутбуков?

Мы производим ноутбуки уже несколько лет, но на данный рынок они до 2003 г. не поставлялись. Когда было принято решение начать продажи и в этом регионе, мы решили предложить потребителю не просто некий ассортимент продуктов, а самые передовые устройства с лучшими на тот момент характеристиками.

Кроме того, в отличие от Европы или Америки, где для обеспечения спроса достаточно просто выпустить хороший ноутбук, в СНГ нужно предлагать законченное решение "hardware + software", и мы постарались по максимуму оснастить свои ноутбуки локализованными версиями ПО.

Мы работаем на рынке ноутбуков в России и Украине еще очень непродолжительное время, но уже добились весьма высоких результатов -- и в плане оценки наших продуктов потребителем, и что касается показателей продаж.


Продолжая тему рыночных позиций, нельзя не отметить тот факт, что в Украине доля Samsung в сегменте мониторов составляет около 60%, что само по себе уникальное явление. За счет чего удалось достичь такого результата?

Причин тому несколько. Мы очень рано полномасштабно развернули свой бизнес в Украине, раньше, чем многие другие вендоры, которые сегодня также присутствуют на рынке вашей страны. Как и во всем СНГ, мы продолжили здесь работать и во время кризиса конца 90-х гг.

Немаловажной причиной нашего успеха стало то, что мы смогли найти партнеров в лице лучших IT-компаний Украины. Наконец, нужно отдать должное достаточно агрессивной в хорошем смысле маркетинговой и рекламной политике Samsung.


А в других странах СНГ успехи Samsung на рынке мониторов столь же значительны?

На других рынках, может быть, относительная цифра не так высока, как в Украине, но в любом случае мы находимся на первом или втором месте. Например, в России наша доля составляет около 35%, но нужно учитывать, что конкуренция на рынке мониторов там гораздо более жесткая.


Дефицит панелей для 15-дюймовых ЖК-мониторов, наблюдающийся сейчас на мировом рынке, некоторые компании стараются преодолеть, увеличивая производственные мощности, а другие, наоборот, близки к отказу от выпуска таких дисплеев в пользу бoльших диагоналей. Что предпринимает Samsung в этой ситуации?

Действительно, дефицит ЖК-мониторов с диагональю 15" можно отметить не только в СНГ, но и во всем мире. Решить эту проблему не так просто, как кажется на первый взгляд. Во-первых, запуск одной линии по производству LCD-панелей стоит несколько сотен миллионов, во-вторых -- поскольку сфера применения ЖК-панелей сейчас очень быстро расширяется, их недостаток ощущается независимо от того, насколько быстро расширяется производство.

При перманентном дефиците LCD-панелей выпускать мониторы 15" становится все менее выгодно. Мы знаем, что потенциальных потребителей таких мониторов в СНГ еще очень много, но, тем не менее, сосредоточим усилия на том, чтобы стоимость дисплеев с бoльшей диагональю смогла приблизиться к уровню цен на 15-дюймовые модели.


В сегменте крупноформатных дисплеев с диагональю более 30" Samsung поставляет и LCD-, и плазменные панели. Вместе с тем сферы применения этих устройств очень сильно пересекаются. Как ваша компания позиционирует их?

Если рассмотреть позиционирование дисплеев двух типов, то наши крупноформатные LCD-дисплеи ориентированы на использование в экранах с диагональю менее 40". Больший размер -- это все же область PDP.

Что касается спроса, то мы прогнозируем, что на LCD-панели он будет значительно выше, чем на PDP, потому что малый размер пикселов ЖК-панели позволяет получить более четкую картинку, и, кроме того, смотреть на нее можно с близкого расстояния. Если концептуально представить современный дом в ближайшем будущем, то, я думаю, что в просторных гостиных будут размещать PDP, поскольку особенности технологии предполагают просмотр со значительного расстояния, а в остальных, меньших комнатах -- LCD-дисплеи. Вообще, производством PDP и LCD у нас занимаются две структуры -- соответственно Samsung SDI, компания в структуре холдинга, и дивизион LCD-дисплеев в составе Samsung Electronics. Они постоянно взаимодействуют, сверяют и корректируют планы для того, чтобы по минимуму конкурировать друг с другом.

Кроме того, добавлю, что для любителей домашнего видео мы предлагаем новый DLP-проектор, а в сегменте небольших панелей, до 12--14", скоро будем позиционировать LED-матрицы.


А какая из этих технологий, по Вашему мнению, станет в будущем преобладающей?

Четкого ответа "одна технология уйдет с рынка, а другая останется" пока не даст никто. Это не "лобовое" противостояние, и в любом случае здесь не будет выигравших. А вот прецизионная конкуренция, если так можно ее назвать, продолжится. То есть какая из двух технологий в каждом конкретном случае максимально удовлетворит нужды потребителя -- такую он и выберет, поэтому я считаю, что LCD и PDP еще долго будут сосуществовать. Что касается споров между аналитиками, то пока все их суждения сводятся к тому, что и то и другое нужно по-прежнему производить. Компаний, которые отказались бы от производства продукции на основе одной технологии в пользу другой, пока нет. Наоборот, ежегодно на каждый из этих двух рынков выходят все новые и новые производители.


На выставке Infocomm America в 2003 г. вы впервые продемонстрировали проекционный модуль, который ориентирован на домашнего пользователя, но по техническим характеристикам вполне может продвигаться и на корпоративный рынок.

Да, действительно его можно использовать и для создания индустриальных видеостен. Однако на самом деле это все же продукт, предназначенный для домашнего применения. Мы пока не планируем позиционировать его для индустриальных целей, но в Америке он вызвал очень большой интерес именно у системных интеграторов. В нынешнем году мы собираемся поставлять его и в СНГ. Причем данный продукт занимает нишу между LCD- и PDP-панелями. Это касается и габаритов, и стоимости.


Когда Samsung начинала работать на рынке мобильных телефонов, ее стратегия несколько отличалась от привычной. Здесь вы начали с выпуска аппаратов высокого класса и только потом предложили более доступные модели. Оправдал ли себя такой подход?

Для нас в данном случае изначально важна была не доступность наших аппаратов, не валовые продажи дешевых телефонов, а чувство удовлетворенности пользователя Samsung. Поэтому мы начали именно с моделей класса high-end, сделав ставку на отличный дизайн и качество -- это был главный стержень. Потом, когда мы создали определенный имидж, то смогли позволить себе выпуск более доступной продукции. Сейчас наша доля на рынке GSM-телефонов, по разным оценкам, составляет от 17 до 20%. Эти цифры справедливы и для Украины, и для России.

Вообще, для стран СНГ существует достаточно четкая покупательская градация, определяющая, в каком регионе и в каком количестве должны продаваться телефоны разных категорий. Несмотря на то что такое теоретическое разделение есть, мы, конечно же, стремимся к тому, чтобы дорогих телефонов везде продавалось больше и наш имидж лишь укреплялся. Тем не менее я знаю, что реальная ситуация не всегда располагает к этому, и телефонов стоимостью $100 везде реализуется больше всего. Кстати, в Европе, Америке, в других регионах с относительно высокой покупательной способностью достичь роста продаж дорогих мобильных телефонов также достаточно сложно.


В сферу стратегических интересов Samsung входит и сегмент оптических накопителей. Не секрет, что DVD рассматривается в качестве замены CD. Какова политика Samsung на этом рынке?

Да, DVD, безусловно, в будущем заменят CD, правда, для того чтобы это произошло, потребуется еще очень много сделать, особенно для доступности данных приводов широким слоям потребителей. Хотя уже сейчас, по нашим подсчетам, доля DVD-приводов в продажах оптических накопителей составляет около 15% и с каждым годом увеличивается.

Samsung, со своей стороны, прикладывает все усилия для того, чтобы быть в русле данной тенденции. Вы наверняка слышали о том, что Samsung и Toshiba в ближайшее время начнут сотрудничать в области разработки и производства ODD. На этот альянс мы возлагаем очень большие надежды, и поскольку обе компании обладают достаточными средствами и возможностями, мы полагаем, что в перспективе нам по силам стать лидером и на данном рынке.


В 2004 г. Samsung приступает к производству HDD для ноутбуков. Считаете ли Вы, что это изменит ситуацию на рынке в целом?

В любом случае наши мобильные жесткие диски, конечно, дадут определенный толчок развитию IT-рынка. Возможно, мы получим какие-то плюсы в конкурентной борьбе, в частности в сегменте ноутбуков как конечных устройств. Но говорить о том, что новые HDD Samsung окажут какое-то революционное влияние на рынок и изменят его коренным образом, наверное, все-таки слишком пафосно.


Если продолжать тему о перспективных направлениях для Samsung, насколько важен для вас сегмент печати и каких успехов уже удалось достичь?

Мы считаем рынок печати одним из самых приоритетных. Лазерные принтеры являются стратегическим продуктом для нашего дальнейшего развития.

Что касается монохромных настольных принтеров, то в 2003 г., по разным оценкам, мы заняли первое место во всему СНГ, отвоевав долю в 40%. По нашим данным, мы лидеры по продажам этих устройств в России, Украине и Казахстане. Это дает уверенность в том, что успешно конкурировать с грандами рынка печати можно и дальше. В ближайшем будущем мы собираемся выпустить цветной лазерный принтер, что станет еще одной вехой в развитии направления печати Samsung. Но хочу сразу сказать, что в основном это будет неким прощупыванием почвы. Я думаю, что для выпуска широкой линейки цветных принтеров еще понадобится некоторое время. Оно уйдет на формирование ценовой политики и определение необходимой функциональности этих устройств.


Если говорить об IT-направлении Samsung Electronics в целом, то в какой стране СНГ оно сейчас развивается интенсивнее?

Наибольшая динамика наблюдается, конечно, в России -- здесь огромный по потенциалу рынок. Второе место -- Казахстан и Украина. Что касается стран Балтии, то в этом регионе мы начали работать немного раньше, а значит, темпы уже не такие высокие, как прежде. В Средней Азии пока относительно низкая активность. Хотя следом за Казахстаном по объемам сбыта идет Узбекистан, потом Туркменистан. В Закавказье лидирует Азербайджан, несколько опережая Грузию и Армению.

Украина делит второе место с Казахстаном. Ваша страна -- очень быстро развивающийся рынок. Здесь сравнительно высокие уровни базовых знаний технологий и культуры работы с электроникой. Это, на мой взгляд, главные причины столь активного роста.

Мы стремимся строить свою работу так, чтобы продукция Samsung не только ассоциировалась с мировым брендом и высококлассной продукцией. Для нас очень важно, чтобы потребитель, будь то в России или в Украине, воспринимал Samsung как местную компанию. Каждое наше локальное подразделение по сути своей -- местная компания, которая близка людям именно этой страны, потому что находится здесь, а не где-то за семью морями, знает их предпочтения, вкладывает средства в социальное развитие страны, следит за качеством сервиса и делает все, чтобы выполнить свою миссию.