Самая большая ошибка Джобса (и Apple)

22 январь, 2009 - 15:20Александр Пацай

Очень неплохая заметка ребят из Apple Matters о том, почему же на самом деле сейчас так много внимания достается Стиву Джобсу и Apple, после его ухода в длительный отпуск по состоянию здоровья. Крис Сиболд хорошо объясняет, почему дело вовсе не в колебаниях акций “на 50 центов”, как кто-то недавно написал в комментариях (они колеблются на 8-10%, что значительно больше, чем 50 центов), а в том, что колеблется уверенность в будущем самой компании. И это уже куда серьезней.
———————–
Финансовый мир — очень нестабильное место. Когда Apple была на коне с iPod и iPhone, аналитики метили акции Apple знаком “Халявная поездка на пони к жирной прибыли”. Достаточно письма от Стива Джобса и небольшого слуха — и после этого знак меняется “забирайте свою дохлятину, пока личинки не завелись”.

Ликующие гиены финансового мира не столько заинтересованы в повышении, сколько в понижении, поскольку они играют на разнице. Красные цифры или зеленые цифры — это все прибыль в руках умелого брокера, самое важное — чтобы стоимость акций менялась. Стабильность — это скука, неуверенность — это прибыль. Думаю, стоит ждать объявления от Стива, которое принесет немало прибыли в том или ином виде.

Что и приводит нас к Стиву Джобсу и самой большой ошибке Apple. Когда руководитель компании уходит, всегда есть реакция со стороны рынка ценных бумаг. Ничего удивительного, рынок питается информацией, любой информацией. С Apple дела обстоят немного по-другому. Для публики, людей, которые покупают компьютеры, Стив Джобс (используем затасканное клише) — это и есть Apple Inc. Они неразделимы. Нездоровый Стив Джобс означает нездоровую Apple. Нездоровая Apple означает заходящую звезду в технологическом секторе.

Но в этой ситуации речь идет не только о цене акций. Надо помнить о пользователях. У Apple много фанатов, но разделение между фанатами Apple (пользователями Маков и iPhone) и людьми, которые верят в Стива Джобса, очень мутное. Вы покупаете продукты Apple потому что вы верите в Apple или потому что верите в Джобса? Ответ, скорей всего — “сначала вам нравится продукт”. Но причина, по которой вы доверились продукту — это потому что вы поверили в Стива.

Это и есть самая большая ошибка Apple — очевиднейшее высокомерие Стива. Стив не спас бы Apple без посторонней помощи. Стив не превратил Apple в одиночку из мелкой компьютерной компании в крупную компанию по производству потребительской электроники.

Но люди не могут узнать это из PR. Если слушать Apple, можно подумать, что это все случилось благодаря влиянию Стива Джобса. У вас создастся впечатление, что каждый продукт, каждое обновление приложений, каждая программа несет на себе личное благословление Стива Джобса. На логическом уровне вы понимаете, что это нелепо. В одном дне недостаточно времени, и если бы Стив был настолько вовлечен во все эти вопросы, то на кампусе в Купертино стоило бы развернуть поиски Криптонита, потому что когда Супермен чувствует себя неважно, то этому есть только одно объяснение.

Частично проблема заключается в человеческой натуре. Это нормально для человеческой натуры приписывать слишком много достижений лидеру, в то же время обделяя тех людей, которые с этим лидером работают. Джо Монтана не был бы Джоном Монтаной без линии нападения впереди него. И Стив Джобс развернул Apple не собственноручно, а с помощью людей, которые с ним работают.

То, что Стиву сильно помогали, то, что были и другие ключевые игроки в Apple — эту тему никто особо никогда не продвигал. Конечно, это не проблема, когда Стив толстый (относительно) и здоровый, но это становится большой проблемой, когда Стив болеет. И страдает не только цена акций, но и вера в Apple у пользователей. Вы можете задуматься в следующий раз, когда соберетесь покупать новый Мак, потому что вы не уверены, что Apple останется той же компанией, когда из нее уйдет Стив Джобс.

И в этом основная проблема, из-за публичного создания себя единственным и самым важным фактором успеха Apple получается, что Стив слишком привязан к публичному восприятию компании. Это нечестно по отношению к пользователям и тем, кто работал над тем, чтобы Apple достигла своего текущего уровня успеха. Зато безопасно предположить, что Стив окружил себя невероятно компетентными личностями, которые смогут уверенно продолжить дела в его отсутствие. Грустно, однако, что из-за этого, тщательно разрабатываемого культа Джобса, всем придется доказывать свою компетентность под пристальным присмотром СМИ.

Могло бы быть и по-другому. Если бы Стив периодически отступал из центра внимания, сейчас бы не было такой неуверенности. Если бы Apple раньше делала что-то для того, чтобы и другие руководители компании были видны, сейчас не было бы этого ощущения непредсказуемости о том, что же значит для компании отсутствие Стива Джобса. Люди волновались бы о Стиве, вместо того, чтобы волноваться об Apple как о компании.

Оригинал