Сам себе провайдер
28 июль, 2003 - 23:00Александр Москалюк
Все участники первой десятки стран, лидирующих по числу DSL-каналов, в I квартале 2003 г. перешагнули миллионный рубеж -- к концу 2002 г. в Италии и Испании количество DSL-подключений не достигало 1 млн. Что касается популярности этого вида связи среди населения, то здесь стремительные успехи продемонстрировала Южная Корея, где доля DSL-каналов составляет 14%. DSL-операторам других стран пока приходится довольствоваться коэффициентами присутствия 4--8% рынка.
Американский DSL-провайдер SpeakEasy.net, предоставляющий услуги широкополосного подключения в различных регионах США, заметил весьма интересную тенденцию среди технически продвинутых пользователей -- их Internet-соединения чаще всего становились достоянием всех соседей, которые иногда за деньги, а порой из чисто дружеских отношений получали высокоскоростное подключение без покупки самостоятельного канала.
Падение цен и рост популярности аппаратного обеспечения для беспроводных Internet-соединений только усугубили ситуацию -- теперь соседи уже не прокладывали между квартирами CAT5, предпочитая расположить рядом с DSL-модемом беспроводную точку доступа.
В июле 2003 г. компания SpeakEasy решила провести эксперимент -- пользователям
было предложено приобрести статус провайдера и предоставлять доступ к своей линии
на коммерческих условиях. План
SpeakEasy
NetShare разрешает покупателю DSL-подключения зарегистрировать линию (цена
канала при этом не меняется) и затем предоставлять доступ всем желающим с помощью
сайта SpeakEasy. При этом компания берет на себя обработку платежей, создание
почтовых ящиков и, за отдельную плату, выделение статических IP-адресов. Пользователи,
покупающие Internet-доступ, расплачиваются со SpeakEasy на сайте компании, однако
со всеми техническими проблемами обращаются к оператору своего узла, который получает
весомую долю с продаж. 50% абонентской платы выдается, правда, не деньгами, а
в виде кредита к оплате DSL-канала.
SpeakEasy предоставила пользователям, желающим поделиться своим DSL-подключением, практически неограниченную свободу. Для удобства тарификации ежемесячные расценки на канал должны начинаться с минимальной отметки в $20 и увеличиваться пошагово на $5. Операторы узлов принимают самостоятельные решения об открываемых портах, разрешенных приложениях и ограничениях на используемые мощности. Провайдер, тем не менее, предупреждает, что в случае нарушений договора об эксплуатации (в который входит запрет на рассылку спама, нелегальную деятельность) будет отключен весь узел.
Лидеры глобального рынка DSL |
по количеству DSL-подключений
|
по распространенности DSL- подключений среди населения
|
Страна
|
1.
|
Япония
|
1.
|
Южная Корея
|
2.
|
США
|
2.
|
Тайвань
|
3.
|
Южная Корея
|
3.
|
Гонконг
|
4.
|
Германия
|
4.
|
Дания
|
5.
|
Китай
|
5.
|
Канада
|
6.
|
Тайвань
|
6.
|
Япония
|
7.
|
Франция
|
7.
|
Бельгия
|
8.
|
Канада
|
8.
|
Швеция
|
9.
|
Италия
|
9.
|
Финляндия
|
10.
|
Испания
|
10.
|
Германия
|
Источник: Point Topic |
Проект NetShare пока является экспериментальным, однако наличие на рынке дешевого оборудования для Wi-Fi и существующая практика использования широких каналов многими пользователями наверняка приведут к копированию подобной практики другими провайдерами. Если рассматривать бизнес-модель этого сегмента, то можно увидеть, что в структуре расходов Internet-провайдера присутствуют статьи как постоянные (оплата внешнего канала и аппаратного обеспечения), так и варьирующиеся (служба технической поддержки, затраты на установку оборудования у клиента). Последнюю группу расходов в эксперименте от SpeakEasy берет на себя оператор местного узла -- ведь установкой оборудования, обеспечением работоспособности клиента и решением технических проблем теперь занимается он, освобождая службу поддержки провайдера от перегруженных телефонных каналов.
Причем компания получает 50% взимаемой суммы (которая, напомним, должна составлять как минимум $20 в месяц), вкладывая весьма незначительные средства -- ведь при наличии инфраструктуры на открытие дополнительного почтового ящика или выделение IP-адреса требуются минимальные расходы.
Будем надеяться, что к концу года нам удастся подвести итоги эксперимента американского провайдера и заодно определить работоспособность такой модели предоставления доступа. По данным аналитической фирмы Allied Business Intelligence, к 2008 г. объем рынка беспроводного Internet-доступа через точки Wi-Fi составит 3,1 млрд. долл. США.