В недавно опубликованных отчетах аналитиков, посвященных рынку ЖК-панелей с диагоналями более 10", в III квартале отмечается достаточно стабильный рост спроса на продукцию со стороны трех крупнейших сегментов: ноутбуков, мониторов и телевизоров. При этом если до недавнего времени в двух последних лидировали корейские бренды, то, начиная с IV квартала, здесь все сильнее ощущается давление тайваньских поставщиков.
В июле–сентябре 2006 г. на рынок поставлено 77,4 млн ЖК-панелей, что на 29% больше, чем за тот же период предыдущего года. Стабильный рост сбыта позволил сгладить влияние негативного для производителей ценового фактора. Несмотря на то что средневзвешенная стоимость матрицы за III квартал упала на 6% (а за год – более чем на 16%), финансовые поступления отрасли за тот же срок возросли на 14% (годовые – на 9%), составив 13,5 млрд долл. Индикативная стоимость TFT-панели на данный момент колеблется у отметки $174.
После ценового шока, наблюдавшегося в первом полугодии (напомним, что тогда снижение отпускной цены панелей выражалось двузначными цифрами), текущие показатели оказались для производителей более обнадеживающими. Стоимость матриц, предназначенных для установки в настольные мониторы, упала всего на 3% за квартал, а панели для лэптопов продемонстрировали удешевление на 7%. Темпы снижения отпускных цен замедлились во многом благодаря оптимизации поставок и сокращению нереализованных складских запасов.
Подготавливая отчет, аналитики DisplaySearch не удержались от фирменной методики подсчета валового производства ЖК-панелей в эквиваленте площади футбольного поля. По их данным, матрицами, произведенными в III квартале 2006 г., можно полностью покрыть 1234 стандартных газона, что более чем вдвое превышает прошлогодние результаты. Таким образом, условная стоимость квадратного метра плоской панели за этот период составила $1453 – на 30% меньше, чем годом ранее. И хотя в преддверие сезона рождественских продаж и корпоративных закупок весьма высока вероятность, что данная цифра несколько увеличится, в среднесрочной перспективе благоприятные для потребителей тенденции в целом сохранятся.
Говоря о лидерах по производству ЖК-панелей, следует отметить, что в роли таковых по-прежнему рассматриваются южнокорейские компании, которые не сдают своих позиций тайваньским конкурентам. LG.Philips LCD и Samsung поставили на рынок в сумме 39% продукции, обеспечив тем самым 45% финансовых поступлений отрасли. При этом им удалось удержать стоимость собственных матриц на 16% выше средневзвешенной отраслевой отпускной цены. В то же время на тайваньские компании, реализовывающие свои изделия по цене, что на 13% меньше, чем в среднем по индустрии, пришлось 43% оборота всей отрасли.
Впрочем, уже по результатам IV квартала лидерство корейских поставщиков может быть оспорено как минимум в сегменте панелей для ЖК-мониторов. По итогам октября, первую строчку в рейтинге крупнейших производителей заняла AUO, уступавшая до этого Samsung. Ежемесячный объем выпуска AUO, по ее оценкам, достиг 2,5–2,6 млн панелей, тогда как в начале года, до объединения с QDI, составлял 1,7–1,8 млн шт.
Если динамика AUO сохранится, то прогнозы вполне оправдаются, ведь матрицы для компьютерных ЖК-мониторов лидируют по объему продаж – в III квартале их было поставлено более 39 млн шт. При этом наиболее востребованными остаются SXGA-панели с диагоналями 17" и 19", на которые в структуре сбыта подобных изделий приходится 42 и 26% соответственно. Третьими же по объемам продаж впервые стали широкоформатные 19-дюймовые матрицы, сместившие с этой позиции экраны 15" (1024×768 пикселов).
А вот в сегменте ноутбуков миграцию на широкоформатные панели можно считать завершенной. 75% сбыта здесь пришлось на модели с соотношением сторон 16:10 в основном с диагональю 15,4". Всего же за III квартал для лэптопов было поставлено 20,7 млн матриц – на 22% больше, чем в третьей четверти 2005 г., а их средняя отпускная стоимость снизилась на 28% – до $104.
Ну а наиболее активными темпами увеличивается сбыт панелей для ЖК-телевизоров. За отчетный период их разработчики приобрели в сумме почти 15 млн единиц (59% пришлось на экраны 32–36"), что на 70% больше показателей годичной давности, а сбыт «телевизионных» панелей обеспечил производителям доход на уровне 5,9 млрд долл. В 2006 г. первая строчка в Тоp 5 поставщиков таких матриц скорее останется за LG.Philips, но в следующем ее может сместить с пьедестала все та же AUO – в 2007 г. она рассчитывает поставить 20 млн матриц для ЖК-телевизоров.
Кстати, аналитики DisplaySearch склонны полагать, что в 2007 г. будет наблюдаться достаточно серьезный кризис перепроизводства матриц с диагональю более 30". Ожидается, что при объемах выпуска 88,8 млн панелей реально будут востребованы только 76,7 млн, т. е. 86%. Того же мнения придерживаются и эксперты iSuppli. В недавно опубликованном отчете они также утверждают, что в первом полугодии будущего года валовые поставки панелей для всех видов устройств приблизятся к отметке в 154,3 млн шт., что на 6,3% превысит суммарные результаты продаж в III–IV квартале года уходящего, которые составят 145,2 млн. Общий объем производства ЖК-матриц с диагональю более 10" в 2006 г. прогнозируется на уровне 270 млн шт.
Поставщик | Рыночная доля, % | Рост, % | |
II квартал 2006 г. | III квартал 2006 г. | ||
Samsung | 25,9 | 24,1 | 6 |
LG.Philips LCD | 20,0 | 20,7 | 18 |
AU Optronics | 14,7 | 15,3 | 19 |
Chi Mei Optoelectronics | 10,9 | 11,6 | 22 |
Chunghva Picture Tubes | 6,0 | 6,1 | 15 |
Остальные | 22,5 | 22,1 | 12 |
Всего | 100,0 | 100,0 | 14 |
По данным DisplaySearch |