Рынок ЖК-панелей: маятник качнулся в обратную сторону

9 апрель, 2002 - 23:00Алексей Гвозденко
К происходившему на протяжении прошлого года снижению цен на ЖК-панели, независимо от их типа, все уже как-то привыкли и думали, что продолжаться оно будет еще очень долго. И вдруг несколько месяцев назад все радикально изменилось: ЖК-дисплеи начали дорожать, причем весьма и весьма быстро.
В общем-то, сложившаяся на сегодняшний день ситуация стала большой неожиданностью и для специалистов. Так, минувшей осенью ведущие аналитики высказывали прогнозы, что, по крайней мере в текущем году, существенных колебаний цен на ЖК-дисплеи ждать не стоит, ну а основанием для подобной точки зрения послужили меньшие, чем ожидалось, продажи ноутбуков, карманных устройств и т. д.

Рынок ЖК-панелей маятник качнулся в обратную сторону Действительно, по итогам прошлого года общий оборот на рынке жидкокристаллических панелей (включая дисплеи как для мобильных устройств, так и для ноутбуков, настольных мониторов и т. д.) в сравнении с 2000 г. уменьшился на 14%, до 16,3 млрд. долл.

Перемены наступили в октябре, когда потребность в ЖК-дисплеях начала увеличиваться (причем рост спроса на использующие их устройства, прежде всего мониторы, наблюдался даже в традиционно считающемся временем затишья первом квартале), и цены поползли вверх. Дальнейшее же развитие событий на рынке было обусловлено несколькими обстоятельствами.

Взять хотя бы тот факт, что, согласно оценкам аналитической фирмы DiplaySearch, мировой объем капитальных инвестиций в оборудование для выпуска ЖК-панелей сократился примерно с 7 млрд. долл. в 2000 г. до 1 млрд. долл. в 2001 г., а их предполагаемый размер на текущий год составляет лишь 3 млрд. долл.

Далее, существенно повлияла на развитие рыночной ситуации начавшаяся ощущаться где-то в феврале нехватка стеклянных подложек, входящих в число ключевых элементов ЖК-дисплея. По имеющимся на данный момент сведениям, толчком к нему послужило закрытие в конце прошлого года японской фирмой NHT (контролирующей около 10% мировых поставок) одного из своих заводов вследствие проблем с защитой окружающей среды. Усугубило положение увеличение потребности в стеклянных подложках, вызванное ростом популярности устройств с диагональю 17 и 19 дюймов и в среднем оцениваемое в 10% в месяц.

Ну и, как обычно бывает в подобных обстоятельствах, не последнюю роль сыграл и панический спрос.

В конечном итоге производители оказались неспособными адекватно отреагировать на увеличение потребности в ЖК-панелях, которого они, по всей вероятности, должны были так ожидать. Но, кроме этого, некоторые наблюдатели (в частности, эксперты аналитической фирмы Nikkei Market Access) указывают на определенные стратегические просчеты ряда японских компаний, изготовляющих ЖК-дисплеи: стремясь избежать ценовой войны на рынке продуктов с большой диагональю, они в течение 2000--2001 гг. одна за другой переориентировались на выпуск панелей для карманных устройств (с малой и средней диагональю). На первый взгляд, в ушедшем году ситуация здесь выглядела лучше, чем на рынке в целом: спад составил 8%, а оборот -- 5,2 млрд. долл. Более того, персональные электронные секретари и мобильные телефоны на предстоящие несколько лет считались гораздо более перспективным направлением. Однако, как известно, в первом случае прирост оказался заметно меньше ожидаемого, а во втором в отдельные периоды вообще наблюдалось уменьшение мировых объемов продаж. В итоге несоответствие спроса и предложения достигло еще больших масштабов, чем в сегменте панелей для ноутбуков и мониторов, и улучшения ситуации для поставщиков, по крайней мере в нынешнем году, не предвидится. По мнению специалистов все той же Nikkei Market Access, именно данный сегмент будет "тормозить" весь рынок, где на 2002 г. прогнозируется 14%-ное увеличение оборота до 19,3 млрд. долл. В дальнейшем же многое зависит от того, насколько популярными станут мобильные телефоны с цветными дисплеями, а значит, от появления служб, оптимизированных под их возможности. В значительной степени надежды производителей связаны с европейским рынком, где сдвиги (на сей раз) ожидаются во второй половине текущего года. Но если ситуация так и не изменится, то, скорее всего, объемы выпуска панелей для карманных устройств снизятся еще больше, а потом... Потом, не исключено, повторится то, что сегодня мы наблюдаем на рынке ЖК-дисплеев с большой диагональю.

Согласно недавним сведениям азиатских СМИ, в апреле южнокорейские и тайваньские производители существенно подняли поставочные цены на эти устройства. В частности, дисплеи для настольных мониторов с размером диагонали 15 дюймов подорожали на 5--10%, а дисплеи с диагональю 17 дюймов -- более чем на 20%. Кроме того, увеличение цен на 14,1-дюймовые панели для ноутбуков составило около 20%, а на 15-дюймовые панели -- 15--20%.

Как полагают многие рыночные эксперты, проводя аналогию с 1999 г., в нынешнем году при сохранении текущего уровня спроса дефицит устранить вряд ли удастся. Существенного увеличения мировых объемов выпуска ЖК-дисплеев стоит ожидать не ранее второй половины года, когда ведущие корейские производители, такие, как LG.Philips и Samsung, должны ввести в эксплуатацию технологические линии пятого поколения. В начале 2003 г. то же самое планируют сделать и несколько тайваньских компаний -- AU Optronics, Chi Mei и Quanta.

Однако здесь следует обратить внимание на одно немаловажное обстоятельство: большинство новых заводов оптимизированы под изготовление ЖК-панелей с размером диагонали 17 и 19 дюймов, в то время как чуть ли не наибольшим спросом пользуются 15-дюймовые дисплеи.

По мнению наблюдателей, производители постараются сохранить тенденцию и максимально взвинтить цену на свою продукцию. Высказывается предположение, что главная их цель будет носить стратегический характер: добиться того, чтобы в дальнейшем, когда цены вновь начнут снижаться, этот процесс остановился на как можно более высокой отметке.

В наиболее сложном положении в данной ситуации окажутся, вероятнее всего, не конечные покупатели, а поставщики компьютерного оборудования.

Проблема заключается в том, что сегодня, в условиях насыщения рынка настольных систем в развитых странах, у компаний, занимающихся выпуском ПК, просто-напросто не получится заметно увеличить их стоимость. Ни для кого не секрет, что массовое распространение ЖК-мониторов происходило главным образом благодаря их стремительному удешевлению, к тому же оснащение ПК такими мониторами нередко использовалось в качестве одного из способов стимулирования покупательского спроса. Как подчеркивают аналитики, теперь компьютерные фирмы не могут дать задний ход и вернуться к ЭЛТ-мониторам. Что касается Apple, недавно объявившей о подорожании новых моделей iMac, то это, скорее, исключение из правила, тем более что место, занимаемое ею на рынке, в чем-то уникально, и она как раз может позволить себе подобные вещи. Как в шутку отметило одно западное СМИ, Apple, "положившая начало революции в области персональных компьютеров" (именно так говорит о себе компания в официальных пресс-релизах), на сей раз предложила другое изобретение -- подняла на них цену.

А вот где увеличение стоимости является практически неизбежным, так это в сегменте поставляемых отдельно настольных ЖК-мониторов -- к примеру, ожидается, что уже в текущем квартале средняя стоимость 15-дюймовых устройств увеличится до $350--400. Соответственно, здесь очень вероятно уменьшение покупательской активности.

Но как бы то ни было, перспективы производителей, по крайней мере ближайшие, выглядят вполне радужными: согласно прогнозу Nikkei Market Access, в нынешнем году оборот на мировом рынке ЖК-панелей с большой диагональю достигнет 14,2 млрд., увеличившись в сравнении с прошлым годом на 28%.