Рынок жестких дисков: страсти по Maxtor

17 октябрь, 2006 - 16:15Артем Юрченко

Почти подгадав к пятидесятой годовщине выхода первого HDD, аналитики агентства iSuppli представили доклад о суммарных поставках жестких дисков за первое полугодие 2006 г. Продажи этих устройств продолжают только расти, осваивая новые сегменты и активно заполняя уже традиционные.

По данным iSuppli, за первые два квартала 2006 г. было продано около 200 млн жестких дисков. И судя по всему, эти показатели во второй половине нынешнего года, на которую выпадают пиковые сезоны продаж – как ПК, так и бытовых устройств, окажутся не менее результативными.

Прогнозируя основные тенденции развития индустрии жестких дисков во втором полугодии текущего года, многие аналитики сходятся во мнении, что основная борьба производителей развернется за рыночную долю, которая ранее принадлежала Maxtor. И хотя эта фирма была поглощена компанией Seagate, тем не менее получить дивиденды от этого события пытаются все без исключения игроки, применяя в качестве наиболее действенного инструмента снижение отпускных цен на собственную продукцию. Так что главным катализатором повышенной активности в данном сегменте по-прежнему остается стремление извлечь максимальную выгоду из ситуации, связанной с завершившейся нынешней весной сделкой Seagate–Maxtor. И в ближайшее время Seagate вряд ли стоит рассчитывать более чем на половину доли поглощенной компании (по состоянию на конец прошлого года Maxtor контролировала 14,1% мирового рынка). Во многом благодаря этому агрессивные планы по освоению оставшихся 50% пытаются реализовать ближайшие конкуренты из числа представителей высшего эшелона. Что и говорить, для них это едва ли не единственный шанс в обозримом будущем увеличить собственное присутствие на рынке. В связи с этим необходимо учесть тот факт, что в конце II квартала наблюдатели рынка отметили существенное падение цен на многие виды продукции. В частности, по сравнению с I кварталом средние отпускные цены (ASP) на жесткие диски для настольных систем класса low-end и ноутбуков снизились примерно на 5–7%. Кроме того, можно отметить устойчивую тенденцию к увеличению складских запасов готовой продукции, а также снижение валовой прибыли.

Чистая прибыль удерживающей лидирующие позиции Seagate в 2006 финансовом году (завершившемся 30 июня) превысила 1 млрд долл. При этом, по состоянию на конец II квартала, ей удалось реализовать порядка 34,6 млн устройств, что составило 34,1% всех продаж на рынке. Во многом благодаря Maxtor рыночная доля Seagate увеличилась на 5,1%. В то же время средняя отпускная цена на продукцию этого производителя ($65) привела к снижению ASP Seagate с $77 до $75 за единицу. Согласно недавним заявлениям представителей Seagate, компания окончательно решила не отказываться от торговой марки Maxtor, аргументируя это получением дополнительных козырей в борьбе за ОЕМ-клиентов перед Western Digital и Samsung. Таким образом, наряду с собственными линейками HDD для настольных (Barracuda) и мобильных (Momentus) систем Seagate запустит в каналы дистрибуции обновленные решения от Maxtor – DiamondMax и MobileMax. При схожих рабочих характеристиках оригинальные изделия Seagate будут отличать премиум-сервис и фирменная пятилетняя гарантия, в то время как решения Maxtor – сопровождаться стандартной поддержкой и гарантией 3 года.

Несмотря на незначительное снижение норм валовой прибыли, чистый доход основного претендента на часть высвобождающейся после Maxtor ниши – Western Digital – во II квартале увеличился на 17 млн долл., составив 120 млн. Благодаря этому доля WDC на рынке выросла до 19,5%. Многие наблюдатели отмечают, что в случае удачного освоения технологии перпендикулярной записи данных к концу года компании вполне по силам преодолеть 20%-ный рубеж. Причем ее последние новинки (к примеру, мобильный PMR-диск (SATA) в формфакторе 2,5 дюйма, емкостью 160 GB) не дают повода в этом усомниться.

Ввиду существенного падения отпускных цен на устройства хранения данных для мобильных систем Toshiba переместилась на пятую строчку в рейтинге общемировых поставок, уступив компании Samsung. Однако, по мнению аналитиков IDC, IV квартал подряд Toshiba продолжает оставаться лидером в мобильном сегменте. В настоящее время ее влияние уже распространяется на 27% данного рынка. Основной доход японских поставщиков в сегменте HDD связывается с ростом спроса на диски формфакторов 1,8 и 0,85 дюйма. Кроме того, удержать завоеванные позиции помогут устройства формфактора 2,5 дюйма емкостью 200 GB, о выпуске которых было объявлено в начале осени.

Ожидается, что ценовые войны и борьба за благосклонность сборщиков ПК завершатся в преддверии рождественского сезона. По оценкам аналитиков, именно к концу нынешнего года эпопея с перераспределением рыночной доли Maxtor должна подойти к логическому концу, благодаря чему стабилизируются отпускные цены на готовую продукцию.

Показатели деятельности ведущих производителей HDD в 2006 г.
Позиция Компания Рыночная доля, % Изменение, %
I квартал II квартал
1 Seagate 29,0 34,1 5,1
2 Western Digital 18,5 19,5 1,0
3 Hitachi GST 14,4 15,1 0,7
4 Samsung 8,6 10,5 1,9
5 Toshiba 9,3 8,5 -0,8
6 Fujitsu 6,8 6,8 0,0
7 Maxtor 11,9 3,8 -8,1
8 Excelstor 1,2 1,5 0,3
9 Cornice 0,4 0,3 -0,1
10 GS MagicStore 0,0 0,0 0,0
По данным iSuppli, октябрь 2006 г.