Рынок TFT-мониторов: становится жарко

19 май, 2004 - 23:00Владимир Исаев
Несмотря на общемировой дефицит панелей для компьютерных ЖК-мониторов, долгосрочные прогнозы объемов продаж, сделанные маркетологами еще в 2002 г., по их же утверждению, пересматриваться не будут. Например, по оценкам агентства iSuppli, к 2006 г. доля TFT-дисплеев в структуре продаж мониторов должна достичь 75%, и недостаток панелей во второй половине прошлого года вряд ли серьезно изменит эту цифру. Возможно, украинский рынок и не сможет достичь таких же показателей в ближайшем будущем, но шанс приблизиться к ним весьма высок.

15 дефицитных дюймов

В отличие от мирового украинский рынок TFT-мониторов, по мнению поставщиков, пострадал от дефицита матриц весьма сильно. Основная причина этого -- высокий спрос на дисплеи с диагональю 15", недостаток которых остро ощущался в период с августа прошлого года по март нынешнего. Как результат -- стоимость 15-дюймовых моделей уже к октябрю 2003 г. выросла в среднем на 10--12% по сравнению с ценой в августе. Если в I кв. 2003 г. доля продаж устройств с такой диагональю среди всех TFT-дисплеев составляла около 76%, то "благодаря" дефициту в I кв. 2004 г. она снизилась до 60%. Как отмечают поставщики, не будь нехватки матриц, в январе--марте 2004 г. данный показатель мог бы уменьшиться лишь до 65--68%.

На фоне этих событий следовало бы ожидать увеличения поставок 17-дюймовых мониторов. В принципе, так и произошло -- их доля повысилась с 21% в I кв. 2003 г. до примерно 37% за такой же период 2004 г. Однако вслед за подорожанием 15-дюймовых устройств цены на 17-дюймовые также немного выросли. В связи с этим некоторые категории покупателей, весьма чувствительные к цене, предпочли приобрести 17--19-дюймовые ЭЛТ-устройства.

В настоящее время дефицит панелей уже почти не ощущается. По данным Евгения Легкоступа, менеджера по IT-продукции украинского офиса LG, большинство производителей ЖК-панелей смогли справиться с ним, и к началу II кв. 2004 г. спрос на 15-дюймовые мониторы удалось удовлетворить практически полностью.


Лидеры прежние

Рынок TFT-мониторов становится жаркоСогласно оценкам поставщиков, сделанным в начале января, объем реализованных мониторов в 2003 г. в Украине составил порядка 890 тыс. единиц: 85% ЭЛТ- и 15% ЖК-устройств. В нынешнем году продажи мониторов впервые превысят "миллионную планку" и вырастут до 1,15 млн. шт. Доля же TFT-дисплеев может увеличиться до 27%, а в "штучном" выражении превысить 300 тыс.

На локальном рынке по-прежнему лидируют Samsung и LG. На их долю приходится в общей сложности около 87% продаж мониторов всех типов и до 65--68% TFT-дисплеев. Розничные цены на самые дешевые модели этих производителей начинаются с $350--370.

"Второй эшелон" брендов (исходя из объемов продаж) объединяет несколько торговых марок, в числе которых ViewSonic, Hansol, BenQ и, возможно, некоторые другие. По итогам IV кв. 2003 г. и I кв. 2004 г. каждому из них удалось завоевать примерно по 5--10% рынка.

Отдельно стоит выделить Sony и NEC/Mitsubishi. На сегодняшний день эти мониторы покупаются в основном для узкоспециализированных приложений и благодаря нестандартному дизайну -- для дома. Розничная цена их на- чинается с $430--450 за 15-дюймовое устройство, тогда как у LG и Samsung примерно столько же стоят младшие 17-дюймовые модели.

Естественно, ассортимент ЖК-мониторов в Украине не исчерпывается пере численными торговыми марками. Общее число вендоров, так или иначе присутствующих в Украине, сегодня приближается к 20. Правда, объем продаж большинства из них, несмотря на порой довольно низкие цены, не настолько значителен, чтобы влиять на рынок в целом.


Какими они бывают

Еще год назад определить четкую структуру рынка было не так-то просто. Помимо распространенных сегодня TFT-мониторов с диагоналями 15, 17, 19 дюймов, на которые приходится 99% продаж, существовала и так называемая промежуточная диагональ -- 18". В настоящее время в прайс-листах поставщиков она встречается значительно реже: вендоры предпочитают придерживаться "традиционных" стандартов, оставшихся "в наследство" от ЭЛТ-дисплеев.

Само деление рынка, по большому счету, мало чем отличается от других ITсегментов. Популярностью здесь пользуются бюджетные модели, на которые приходится около 60% всех продаж. Такие устройства с диагоналями 15 и 17 дюймов обладают лишь базовой функциональностью -- разъемом D-Sub, нерегулируемой подставкой, минимальным количеством настроек.

Примерно на 10--15% дороже бюджетных стоят устройства бизнес-класса, хотя они пользуются популярностью и у домашних пользователей. Данные мониторы отличаются более широкими возможностями: наличием интерфейса DVI наряду с D-Sub, USB-разъемами в подставке, встроенными громкоговорителями, регулировкой положения экрана в нескольких степенях свободы, в том числе и функцией поворота монитора на 90° (pivot). Кроме того, в этом классе уже нередки устройства с минимальным временем отклика матрицы -- 12--16 мс. Растущая популярность среди домашних пользователей заставляет разработчиков придумывать и нестандартные дизайнерские решения.

Профессиональные мониторы реализуются на базе PVA TFT-матриц, что допускает более тонкие настройки яркости, контрастности, цветовых компонентов, а вот время отклика у таких дисплеев составляет 25 мс -- это заложено в самой технологии. Часто в мониторы профессионального класса устанавливается бoльшее число ламп подсветки, что благотворно сказывается на равномерности цветопередачи и яркости изображения.

К профессиональным можно отнести и широкоформатные TFT-дисплеи, оснащенные динамиками и несколькими разъемами для подключения видеоисто чников. Такие устройства приобретаются в основном в качестве домашнего видеоцентра. Модификации со встроенным ТВ-тюнером в последнее время уверенно завоевывают места в витринах магазинов бытовой электроники.

Мониторы с диагоналями свыше 17" все еще слишком дороги для отечественных покупателей. В среднем на их долю в I кв. 2004 г. пришлось не более 3% продаж.


Тенденции и перспективы

Развитие рынка TFT-мониторов в ближайшее время будут определять несколько экономических и технологических тенденций. Один из главных вопросов для дистрибьюторов -- полностью ли преодолен дефицит матриц или он в ближайшее время вернется?

Более вероятным кажется сценарий, в соответствии с которым при относительно равных в течение года предложении и спросе к концу 2004 г. недостаток 15-дюймовых матриц начнет ощущаться вновь, хотя, возможно, и не столь остро. Самым же конкурентным, по словам Владимира Болотникова, маркетинг- менеджера по IT-продукции Samsung, в нынешнем году станет сегмент 17-дюймовых ЖК-мониторов. По прогнозам Александра Грабовецкого, генерального менеджера DataLux, цены на 15-дюймовые модели в течение 2004 г. будут колебаться в пределах $20--25, а розничная стоимость дисплеев с диагональю 17" уменьшится с $470--500 до $410--430, что сделает этот товар более массовым. В этом случае объемы реализации мониторов обеих диагоналей могут стать примерно равными.

Массовая миграция офисов и домашних пользователей с ЭЛТ- на ЖК-мониторы идет полным ходом. Во всяком случае это видно не только по тенденциям роста рынка на ближайший год, но и по возросшему в последние несколько месяцев числу предложений подержанных ЭЛТ-дисплеев. Появление же вторич- ного рынка TFTустр ой стввнашей стране, по крайней мере схожего по объемам с продажами secondhand- ноутбуков, поставщики называют маловероятным. Разница в $50--100 в стоимости между новыми и б/у устройствами -- не такой уж убедительн ый аргумент в пользу последних.

Всего лишь полтора года назад к технологическим тенденциям рынка можно было отнести, например, появление моделей со встроенным в подставку блоком питания или выпуск матриц с минимально допустимым числом "мертвых" пикселов. Смена нескольких поколений мониторов, произошедшая с того времени, снизила актуальность этих достижений. Характеристики мониторов улучшаются и сейчас с каждым новым их поколением, но основные параметры, в том числе яркость и контрастность, по большому счету уже достигли оптимальных показателей, считает Алексей Гарусов, менеджер "Квазар-Микро" по продукции ViewSonic. Исключение составляет разве что время включения/выключения пикселов -- к концу года, по прогнозам Сергея Красношапки, руководителя отдела продаж компании "Навигатор", 12 мс должны стать стандартным показателем для большинства ЖК-мониторов. В 2005 г. на рынке вполне могут появиться доступные модели с временем отклика 8 мс.

Конкуренция на рынке мониторов вообще и TFT-дисплеев в частности все время ужесточается. Однако пока, по мнению поставщиков и производителей, здесь остается достаточно возможностей для новых торговых марок. С каждым годом в нашей стране появляются новые бренды, претендующие на свою долю.