Рынок СУБД: "большая тройка" продолжает наступление

26 март, 2003 - 00:00Алексей Гвозденко
В середине марта аналитическая фирма IDC опубликовала предварительный отчет за 2002 г. по одному из важнейших сегментов индустрии программного обеспечения -- рынку реляционных баз данных, в котором весьма четко высветлен ряд текущих тенденций.
Согласно оценкам IDC, прирост оборота на мировом рынке реляционных СУБД в 2002 г. хотя и был, но весьма незначительным -- 0,7%, причем просматривается все более явная тенденция к переходу индустрии баз данных под контроль трех крупнейших поставщиков -- Oracle, IBM и Microsoft. При этом Голубой Гигант продолжает сокращать отставание от Oracle, рыночная доля которой в течение года сократилась, а Microsoft, хоть и находится пока весьма далеко позади них, наращивает свою долю довольно быстрыми темпами. Еще один факт: порядка 90% мировых продаж СУБД приходится на пять компаний, включая упомянутые три, а также Sybase и NCR Teradata.

Рынок СУБД "большая тройка" продолжает наступление Как отмечают аналитики, результаты деятельности различных поставщиков на рынке баз данных в 2002 г. были во многом обусловлены особенностями их стратегий.

"Достижения разных компаний в 2002 г. очень серьезно разнятся, -- подчеркивает директор по исследованиям службы IDC Information Management and Data Integration Software Карл Олофсон (Carl Olofson). -- Это объясняется главным образом существенными различиями в их бизнес-моделях, а также в том, какие сегменты рынка реляционных СУБД являются для них приоритетными".

В частности, снижение спроса на решения, ориентированные на крупные предприятия, от которых в значительной мере зависят Oracle и Sybase (к примеру, у первой существенная доля продаж приходится на базы данных, поставляемые в составе корпоративных ERP-систем, -- в этом сегменте она контролирует более половины рынка), привело к уменьшению годовых доходов и у той, и у другой компании. Однако значительно лучше у Oracle шли продажи урезанной, так называемой "стандартной", редакции ее СУБД -- Oracle 9i Standard Edition, предлагаемой по весьма умеренной цене и рассчитанной на использование в средах отделов больших фирм, а также в сфере малого и среднего бизнеса.

IBM, в свою очередь, поставляет достаточно широкий диапазон продуктов. В частности, компания смогла, по словам аналитиков IDC, извлечь максимальный эффект из своего сервисного подразделения, которое продвигает базу данных DB2 и ПО WebSphere в составе комплексных решений, оптимизированных под нужды конкретного заказчика (к примеру, CRM-систем). Кроме того, она имеет такой весьма стабильный источник дохода, как СУБД для ее мэйнфреймов и серверов семейства AS/400.

Наконец, Microsoft продолжает активное наступление на рынок баз данных за счет продуктов для малого и среднего бизнеса. Как считают эксперты, ее СУБД SQL Server особенно привлекательна для фирм--представительниц указанной сферы с их относительно небольшими бюджетами и ограниченным персоналом благодаря простоте использования и невысокой стоимости внедрения. К слову, именно редмондская компания является лидером по темпам роста на рынке СУБД.

Говоря о ближайших перспективах, наблюдатели предсказывают дальнейшее усиление конкуренции на рынке, особенно между тремя ведущими поставщиками. Высказывается предположение, что Oracle и IBM приложат значительные усилия для дальнейшего укрепления позиций в сегменте продуктов для среднего бизнеса, в то время как Microsoft с готовящейся к выходу 64-разрядной версией ее базы данных сможет начать продвижение в сферу масштабных корпоративных решений.

"Вполне очевидно, что общая масса доходов на рынке реляционных СУБД сосредоточивается в руках главных игроков, -- отмечает Олофсон. -- И каждый из них все активнее ищет пути проникновения в сегменты, до недавнего времени считавшиеся вотчиной других поставщиков".

И в завершение несколько слов о прогнозах для индустрии баз данных в целом. Как утверждают в IDC, в течение первых двух месяцев текущего года произошли отдельные положительные сдвиги в плане ситуации с денежными средствами, выделяемыми крупными компаниями на СУБД, однако об окончании спада говорить еще слишком рано. Тем не менее аналитики видят определенные поводы для оптимизма, полагая, что в 2003 г. продажи корпоративных реляционных СУБД по крайней мере не уменьшатся, а это, по их словам, хорошая тенденция как для всего рынка, так и для отдельных поставщиков.