Рынок проекторов: с проекцией на будущее

20 июль, 2006 - 15:07Владимир Исаев

Как мы уже сообщали, аналитическое агентство DTC определило объем продаж проекторов в Украине в прошлом году на уровне 7000 устройств, в то время как, по данным поставщиков, он вряд ли превысил 5500 шт. Не слишком активный спрос они связывают прежде всего с политическими событиями в начале года.

Лидерами этого сегмента рынка в 2005 г. оставались Toshiba и Epson, владеющие практически равными долями (23,9% и 23,6% соответственно), за ними с большим отрывом следовал NEC (9,3%), затем – группа торговых марок, которым принадлежат доли менее 5%.

В I квартале 2006 г., считают продавцы, в нашей стране реализовано уже порядка 3500 устройств, при этом около 1500 из них поставлялись в рамках нескольких тендеров, объявленных образовательными учреждениями и МОН Украины. Крупные закупки существенно изменили позиции вендоров: на второе место вышла Mitsubishi, чья доля в I квартале 2006 г. составила 21% (Epson принадлежало чуть более 16%), а Toshiba укрепила первенство, заняв 36% рынка.

Сфера образования на сегодняшний день – одно из наиболее активно растущих в Украине направлений сбыта проекторов: во многом это объясняется появлением качественных мультимедийных учебных пособий, оправдывающих установку в аудиториях большого экрана. Хотя пока что на образовательные заведения приходится не более 20% всех продаж (на российском рынке этот показатель как минимум в 1,5 раза выше).

Среди потребительских качеств устройств, как отмечают поставщики, определяющую роль по-прежнему играет стоимость – следствие того, что функционально продукт во многом пока остается «вещью в себе». Только узнав цену, покупатели интересуются собственно параметрами – световым потоком и разрешением. Именно по этой причине на модели бюджетного уровня сегодня приходится около 40% в структуре сбыта проекторов в Украине.

Грозный бюджетный класс

В эту категорию попадают аппараты с разрешением SVGA (800×600) стоимостью до $1000–1100. Помимо учебных заведений, они пользуются популярностью у покупателей, использующих данные устройства для просмотра видео и, соответственно, не слишком требовательных к разрешению матриц.

По данным руководителя департамента DiVision компании DataLux Сергея Дорофеева, несмотря на самую низкую маржу, в данном сегменте наблюдается наиболее ожесточенная конкуренция, и ценовые колебания здесь – не редкость. С октября 2005 г. стоимость аппаратов начального уровня упала на 15%, а цена самых доступных моделей начинается уже с $800.

Многих производителей общее падение рентабельности заставило пересмотреть бизнес-стратегии – основные усилия своих R&D- и маркетинговых департаментов они переключили на продвижение более прибыльных проекторов. Однако в линейках большинства вендоров остается по одной-две модели начального уровня, которые по-прежнему служат наиболее эффективным инструментом завоевания развивающихся рынков.

Офисный mainstream

Спрос на SVGA-модели со стороны бизнес-пользователей сегодня практически сошел на нет. Покупатели, ориентированные на демонстрацию презентаций PowerPoint в основном с ноутбуков, предпочитают приобретать XGA- (1024×768) и SXGA-модели (1280×1024).

Световой поток офисных аппаратов варьируется в пределах 1800–3500 ANSI лм, масса – от 2 до 3,5 кг, цена – от $1500 до $3500, а в структуре продаж всех проекторов они занимают порядка 35%. В отличие от бюджетных, модели бизнес-класса обладают и боóльшей функциональностью. Как правило, они снабжаются более широким набором разъемов, пультами ДУ (а иногда и двумя), поддерживающими расширенные опции управления презентациями, предполагают возможность автоматизированных настроек положения картинки на экране, фокусировки и корректировки трапециевидных искажений, причем как вертикальных, так и горизонтальных.

Одна из последних тенденций – оснащение проекторов разъемами для флэш-карт и USB-накопителей, позволяющих проводить презентации без компьютера, а также беспроводными интерфейсами.

Чемпионы в суперлегком весе

Рынок проекторов с проекцией на будущее

Примерно 5% в структуре поставок проекторов в Украину занимают ультрапортативные аппараты – к таковым принято причислять устройства массой до 2 кг.

Поставщики отмечают некоторое снижение спроса на такие модели. Как известно, основная область применения сверхкомпактных устройств – выездные презентации. Однако «мобильные» докладчики, отправляясь к партнерам или клиентам, в последнее время либо вообще не берут с собой проекторы, предпочитая пользоваться «местными», либо согласны мириться с лишней нагрузкой ради экономии $300–500 (именно такова разница между офисными и ультрапортативными аппаратами со схожими характеристиками), поскольку передвигаются в основном на автомобиле.

Впрочем, поставщики отмечают, что если разница в стоимости снизится хотя бы вдвое, у сверхлегких моделей «откроется второе дыхание». Кстати, отчасти этому будет способствовать и появление LED в ассортименте. С учетом нынешних цен (не менее $1000) и характеристик (малый световой поток и, следовательно, небольшая диагональ изображения) их вряд ли можно назвать массовыми. Однако в перспективе такие устройства с аккумуляторами и весом всего 400–600 г скорее всего станут более предпочтительными для обслуживания презентаций с небольшим количеством участников.

Как повысить прибыльность

Еще около 5% приходится на поставку инсталляционных моделей – они характеризуются массой от 4 кг и световым потоком от 3500 ANSI лм. По аналогии с профессиональными фотоаппаратами такие проекторы обычно поставляются без объективов – оптическая система заказывается отдельно и подбирается под конкретные условия эксплуатации. Собственно, это и является одним из факторов, мешающих росту продаж таких устройств в Украине. Если держать на складах запасы инсталляционных проекторов дистрибьюторы еще готовы, то закупать для них объективы в ассортименте (их стоимость, как правило, начинается с $1000) могут позволить себе далеко не все. В результате клиенты, не желающие ждать 3–4 недели доставки необходимой оптики, часто соглашаются на установку офисных аппаратов с несменными линзами, смирясь с их более скромным световым потоком, меньшей функциональностью и даже меняя вариант установки проектора относительно экрана.

В этом контексте стоит подчеркнуть, что и офисные, и инсталляционные модели предполагают продажу целого комплекса сопутствующих сервисов. Как правило, на них приходится от 15 до 50% стоимости оборудования.

По словам вице-президента «Литер» Валерия Кирмасова, почти половина бизнес-проекторов, реализуемых его компанией, включают услуги по разработке, монтажу и настройке проекционного комплекса. При этом, отмечает он, в сегменте простых решений, состоящих из собственно проектора, экрана и коммутационного оборудования, в последнее время появилась конкуренция с так называемыми «черными внедренцами», не имеющими специальных навыков. Как правило, в их роли выступают электрики, чьи услуги значительно дешевле, чем у специализированных компаний, правда, уóже и спектр решаемых задач.

В случае же, когда проектор с экраном являются лишь частью аудиовидеокомплекса стоимостью несколько десятков тысяч долларов (он может объединять систему озвучивания и конференц-систему, источники и усилители сигналов, систему дистанционного управления оборудованием), надеяться на неспециалистов, считают в «Литер», как минимум, опрометчиво. Профессиональные фирмы, помимо прочего, могут предложить заказчикам еще и индивидуальные услуги, например разработку специального ПО для управления аудиовидеокомплексом, VIP-сервис, предполагающий его регулярную профилактическую обработку на месте, и т. п.

Домашние любимцы

Приблизительно 20% рынка, по оценкам поставщиков, в 2006 г. придется на домашние проекторы. Спрос на них существенно вырос, в том числе благодаря и чемпионату мира по футболу, – это событие позволило увеличить в апреле-мае продажи аппаратов на 20–25%.

Покупатели таких устройств все чаще заказывают дополнительные услуги по проектированию, установке и наладке, и предпочитают обращаться в компании, поставляющие полный комплекс аудиовидеооборудования для домашних кинотеатров. Как утверждает ведущий специалист по проекторам компании «Фокстрот» Евгений Петренко, с сопутствующими сервисами реализуется около 50–60% аппаратов для дома. При этом будущие владельцы устройств бюджетного уровня (стоимостью до $2000) порой рассчитывают справиться собственными силами, а заказчики моделей среднего класса ($3000–7000) и выше пользуются услугами почти в 100% случаев.

Рынок проекторов с проекцией на будущее

Как и в целом по рынку, в сегменте проекторов для домашних кинотеатров также наблюдается снижение стоимости, в том числе и на бюджетные аппараты. Если год назад нижняя ценовая планка находилась на уровне $1600–1700, то сегодня она снизилась до $1200–1300. Такова минимальная стоимость моделей с разрешением 854×480 пикселов, на которые приходится основной спрос. Стоит сказать, что примерно в такую же сумму сегодня обойдется и плазменная панель 42" начального уровня. Однако любопытно отметить, что, вопреки сложившемуся мнению, конкуренцию проекторам эти устройства почти не составляют. По мнению Евгения Петренко, проектор и экран покупают для просмотра кино, тогда как PDP используются, в основном, в качестве телевизора.

Проекционное завтра

Несмотря на столь успешный I квартал 2006 г., в целом за год поставщики ожидают роста рынка проекторов не более чем до 7500 шт., что связано с политическими коллизиями во II квартале, а также не слишком эффективной политикой регулирования госзакупок. Его развитие во многом будет связано не столько с темпами изменения цены (поставщики утверждают, что она уже близка к минимуму), сколько с общей информированностью потребителей о возможностях устройств, их функциональностью и техническими характеристиками. В частности, уже сегодня, отмечает Сергей Дорофеев, покупатели даже бюджетных аппаратов приобретают как можно более яркий проектор – аппараты со световым потоком в 2000 ANSI лм постепенно становятся товаром массового спроса. Этого же мнения придерживается и Евгений Петренко, – он подчеркивает, что «Фокстрот» фактически прекратил поставки бизнес-техники с меньшими показателями.

Учитывая, что в линейках производителей есть достаточно большой выбор SVGA-аппаратов со световым потоком 2000 ANSI лм и выше, доля бюджетных проекторов в ближайшие годы вряд ли существенно снизится. Их основной потребитель – сфера образования – только начинает осваивать такого рода технику, а значит структура сбыта SVGA- и XGA-устройств, скорее всего, сохранится на нынешнем уровне (примерно 50:50).

Ожидается и повышение спроса на комплексные корпоративные проекты, где проектор является частью аудиовидеокомплекса. Однако одним из основных потребителей таких решений остается госсектор, сильно зависимый от политической стабильности и от законодательства в сфере госзакупок. Пока и то, и другое оставляют желать лучшего.

К слову, рынок комплексных аудиовидеорешений для корпоративных потребителей, несмотря на всю свою привлекательность, до сих пор не отличался высокой конкурентностью: активными его участниками являются 3–4 крупных игрока, которых можно отнести скорее к числу AV-интеграторов, чем к IT-компаниям. Отсутствие крупных системных IT-интеграторов Валерий Кирмасов объясняет специфичностью проектов, предполагающих выполнение целого ряда не свойственных для компьютерных компаний задач (например, расчет звукового поля для системы озвучивания). По его словам, последним сегодня гораздо проще привлекать специализированные фирмы в качестве субподрядчиков, чем реализовывать AV-комплексы самостоятельно.

В сегменте домашних кинотеатров ожидается появление в продаже аппаратов с поддержкой HDTV 1080p. Подобные устройства анонсировали почти все крупные производители домашнего аудиовидеооборудования. По оценкам Евгения Петренко, стоимость таких моделей на первых порах вряд ли будет ниже 15 тыс. долл., однако в дальнейшем, по мере популяризации источников сигнала и носителей, способных хранить фильмы в HD-качестве, цена, безусловно, будет падать.

Кстати, если производители проекторов для домашних кинотеатров уже давно перешли на широкоформатные матрицы, то для бизнес-устройств стандартным аспектным соотношением по-прежнему остается 4:3. Тем не менее некоторые поставщики уже приступили к разработке офисных проекторов с матрицами 16:9 и 16:10. Ожидается, что по мере популяризации широкоформатных ноутбуков и появления Microsoft Vista такие модели смогут отвоевать существенные доли сразу в нескольких бизнес-сегментах.