Хотя предварительные итоги развития индустрии ПК в точности не совпали с ранними прогнозами экспертов, очевидно, что глобальный рынок приходит в себя после тяжелого 2009 г.
Уровень проникновения ПК в мире все еще довольно низок, что можно считать залогом стабильного роста продаж в ближайшем будущем. Разумеется, в основном растет популярность ноутбуков, но неплохие перспективы имеют и недорогие настольные компьютеры, в том числе категории all-in-one, ориентированные на работу с медиаконтентом.
Первую скрипку, как мы уже отметили, играют портативные решения. По динамике увеличения продаж среди них все еще лидируют нетбуки, но и этот сегмент вот-вот войдет в зрелую фазу развития. На рубеже полугодий прирост продаж этих устройств существенно затормозился, остановившись около отметки 20%, тогда как в предыдущие кварталы достигал 70% и более. В числе основных причин – не только острая конкуренция со стороны множества относительно недорогих полноценных ноутбуков, но и в большей степени – переключение потребительского интереса на медиапланшеты начиная с iPad. Так, один лишь Азиатско-Тихоокеанский регион в текущем году предположительно освоит не менее 1,3 млн планшетов, а к 2014 г. при минимальном среднем росте продаж в 65% доведет объемы годового потребления до 9,6 млн устройств.
Еще одним ключевым фактором подъема рынка компьютеров следует считать оживление в корпоративном секторе. Если продажи ПК домашним пользователям после двух кварталов роста стали постепенно замедляться, то в профессиональном сегменте все только начинается. На зрелых рыночных направлениях свои плоды дает мощная подпитка спроса государственным сектором. Что характерно, на плановый цикл обновления систем тотальное сокращение бюджетов оказало незначительное влияние. К слову, именно благодаря корпоративному сегменту продажи настольных решений превзошли самые смелые прогнозы, хотя этот класс ПК и считается увядающим. Ожидается, что уже во втором полугодии позитивные тенденции в полную силу поддержит сектор SMB, а также крупные потребители решений масштаба промышленных предприятий.
Таким образом, II квартал 2010 г. закончился на оптимистической ноте. По подсчетам IDC, с апреля по июнь в дистрибьюторские каналы было отгружено 81,5 млн ПК без учета серверов х86. Высокие объемы поставок позволили улучшить результат аналогичного периода 2009 г. на 22,4%. В то же время ранние прогнозы аналитиков (22,9%) не оправдались. Расхождение объясняется переоценкой объемов поставок в США и Азиатско-Тихоокеанском регионе. С другой стороны, признаки быстрого восстановления в потребительском и корпоративном сегментах весьма неожиданно продемонстрировал рынок EMEA. Согласно выводам Gartner, в чьей методологии фигурирует число размещенных заказов, по итогам квартала глобальный рынок вырос на 20,7% к прошлому году, «освоив» 82,9 млн ПК. Справедливости ради отметим, что сначала ожидания аналитиков из Стэмфорда не превышали 19,3%.
Позиция | Вендор | II квартал 2010 г. | II квартал 2009 г. | Изменение, % | ||
Поставки, тыс. шт. | Доля рынка, % | Поставки, тыс. шт. | Доля рынка, % | |||
1 | HP | 14 765 | 18,1 | 13 154 | 19,7 | 12,2 |
2 | Dell | 10 616 | 13,0 | 8910 | 13,4 | 19,1 |
3 | Acer | 10 238 | 12,6 | 8475 | 12,7 | 20,8 |
4 | Lenovo | 8344 | 10,2 | 5665 | 8,5 | 47,3 |
5 | Toshiba | 4343 | 5,3 | 3441 | 5,2 | 26,2 |
5 | ASUS | 4318 | 5,3 | 2352 | 3,5 | 83,6 |
Другие | 28 880 | 35,4 | 24 611 | 36,9 | 17,3 | |
Всего | 81 505 | 100,0 | 66 608 | 100,0 | 22,4 | |
По данным IDC. |
В американской экономике все еще присутствует неопределенность, накладывающая отпечаток в том числе и на ИТ-рынок. По предварительным подсчетам IDC, поставки готовых решений возросли на 12,6% по сравнению со II кварталом 2009 г., однако ожидалось, что по самым скромным прикидкам эта цифра превысит 18%. Рост, отличающийся от прогнозируемого (16%), зафиксировали и в Gartner. В натуральном выражении квартальные отгрузки достигли 17,9 млн устройств. Тем не менее аналитики надеются, что уже во втором полугодии покупатели будут смелее пересматривать расходы на ИТ в сторону увеличения, что благоприятно отразится на объемах поставок.
Страны Азиатско-Тихоокеанского региона в очередной раз стимулировали рост бизнес-показателей некоторых вендоров, ориентированных на этот рынок. В соответствии с прежними прогнозами здесь было продано на 35% больше, чем во второй четверти прошлого года, и на 15% – чем в I квартале 2010 г. Меньше ожидаемого оказался интерес к портативным системам, однако незначительный провал был компенсирован возросшим интересом к настольным решениям, в том числе в моноблочном исполнении. Хотя главной движущей силой дальневосточного рынка ПК по-прежнему остаются ноутбуки, демонстрируя описываемый двузначным числом рост практичес-ки в каждой стране региона. В Японии позитивная динамика также превысила 10%, однако результирующее значение не достигло 25%-ного уровня, продемонстрированного в традиционно более слабой начальной четверти года. Это позволило аналитикам Gartner прийти к выводу, что в странах региона за квартал было куплено 27,8 млн ПК, а за год потребность в новых устройствах здесь превысит 114,6 млн, что на 20,3% больше, чем в 2009 г. Свое дело сделают мощные правительственные программы по стимулированию приобретения ПК, в том числе нацеленные на развитие внутреннего потребления компьютеров в ряде экспортно-ориентированных экономик, столкнувшихся с перепроизводством вследствие прошлогодней рецессии в США и Европе. Ожидается, что 60% всех поставок в Азиатско-Тихоокеанском регионе по итогам 2010 г. придется на Китай, доля которого на мировом рынке составит 19%.
Многострадальный регион EMEA определенно пошел на поправку, после продолжительного падения второй квартал кряду показывая двузначный рост продаж. По подсчетам Gartner, с апреля по июнь в каналы было отгружено 24,1 млн ПК, тем самым на 21,6% улучшен прошлогодний результат. Что интересно, лидерами продаж оказались страны Центральной и Восточной Европы. Ключевым фактором успеха вновь стали портативные системы. Причем вопреки прогнозам экспертов доля нетбуков в общем объеме продаж не сократилась и продолжает занимать пятую часть всего сегмента мобильных ПК. С ролью не менее эффективного «спасателя рынка» должен справиться корпоративный сектор, спрос со стороны которого возрастет во втором полугодии.
Позиция | Вендор | II квартал 2010 г. | II квартал 2009 г. | Изменение, % | ||
Поставки, тыс. шт. | Доля рынка, % | Поставки, тыс. шт. | Доля рынка, % | |||
1 | Acer | 5141 | 21,3 | 3749 | 18,9 | 37,1 |
2 | HP | 4750 | 19,7 | 4122 | 20,8 | 15,2 |
3 | Dell | 2218 | 9,2 | 2002 | 10,1 | 10,8 |
4 | ASUS | 2054 | 8,5 | 1045 | 5,3 | 96,5 |
5 | Toshiba | 1371 | 5,7 | 1117 | 5,6 | 22,8 |
Другие | 8566 | 35,5 | 7789 | 39,3 | 10,0 | |
Всего | 24 099 | 100,0 | 19 824 | 100,0 | 21,6 | |
По данным Gartner. |
Среди производителей ПК продолжает лидировать HP с долей в 18,1%, у которой рост «квартал к кварталу» составил 12,2%. По итогам второй четверти 2010 г. вендор отгрузил 14,7 млн устройств. В США темпы увеличения поставок у этой компании выше, чем в среднем по рынку, расширилось также присутствие в странах Азии.
Реализовав 10,6 млн ПК, что составляет 13% рынка, на второй строчке рейтинга закрепилась Dell. Дождавшись наконец возобновления спроса в корпоративном сегменте, вендор безотлагательно этим воспользовался. Кроме того, были получены дивиденды от укрепления позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Латинской Америке. По отношению ко II кварталу прошлого года поставки компании возросли на 19,1%.
Замыкает первую тройку Acer, хотя ее отрыв от Dell и находится в пределах статистической погрешности. Направив в каналы 10,2 млн устройств, этот производитель ПК добился позитивной динамики продаж на уровне 20,8%, завоевав 12,6% глобального рынка. На развивающихся рынках, в частности во многих странах EMEA, Acer не сбавляет оборотов, планомерно наращивая поставки. Примечательно, что по версии Gartner, тайваньская компания обогнала Dell и вышла на первую строчку рейтинга с долей рынка 13%.
Значительного увеличения продаж – на 47,3% – добилась Lenovo. Отгрузив 8,3 млн ПК, китайская компания впервые взяла под контроль свыше 10% глобального рынка. Хотя рост продаж был зафиксирован во всех без исключения регионах, особенно хорошо (если не считать традиционно сильных позиций в Азии) вендор поработал в странах Европы и Средиземноморья, активно покупающих как портативные, так и настольные компьютеры.
Пятое место в мировом зачете делят Toshiba и ASUS. Эти компании, специализирующиеся преимущественно на портативных продуктах, движутся вверх практически синхронно. В активе каждой в среднем по 4,3 млн отгруженных в каналы устройств, что позволяет контролировать по 5,3% рынка. К слову, ASUS продемонстрировала наилучшую квартальную динамику продаж ПК – 83,6%. Тайваньцы не прекращают активно развивать собственные дистрибьюторские сети, и судя по всему, они опередят Toshiba в течение ближайших кварталов. Японцы, в свою очередь, вряд ли сдадутся без боя, о чем красноречиво свидетельствуют их отличные результаты не только в Северной Америке, но и в странах Азии и Европы.
Дальнейшая стабилизация экономического положения на ключевых рынках сбыта благотворно отразится на увеличении объемов поставок ПК. Ожидается, что по итогам текущего года этот показатель вырастет по отношению к прошлому на 12,6% – до 333,2 млн устройств. Двузначная динамика роста продаж сохранится вплоть до 2014 г., причем уже в 2012 г. более 70% отгружаемых в каналы компьютеров будут портативными.