Рынок IT: затяните пояса потуже

19 август, 2003 - 23:00Александр Черников

Себя продать, но подороже
Готов ровесник, выйдя в зрелость...
Игорь Губерман

Карьера -- успешное продвижение в какой-либо области деятельности.

На наш взгляд, в сфере информационных техно-логий достичь успеха не проще и не сложнее, чем в любой другой. Да и рекомендации, в принципе, те же самые: целеустремленность, знания, опыт. Нам кажется, для тех, кто связал или собирается связать свою профессиональную деятельность с IT, сейчас важнее другие аспекты "карьерного" вопроса: в каком сегменте перспективы выше, где и чему учиться, какую специализацию выбрать.

Все хотят быть востребованными на рынке труда, получать приличную зарплату и иметь перспективы роста. Безусловно, этого нельзя добиться без образования.
Но какого? Достаточно ли бакалаврского или обязательно учиться на магистра? И потом -- где и как провести свои студенческие годы: в аудитории престижного государственного вуза или совместить работу с учебой на вечернем отделении новомодного коммерческого университета? А может быть, строчка об обязательном высшем образовании в требованиях работодателей не так уж и важна, как, например, опыт работы и несколько практических уникальных навыков, подтвержденных двумя-тремя сертификатами?..

Ответам на эти вопросы мы посвятили в нынешнем выпуске журнала добрых 16 страниц. Надеемся, они помогут вам стать или остаться востребованным специалистом. И, конечно, продать себя подороже.



Одним из наиболее компетентных в отрасли информационных технологий считается ежегодный отчет World-wide IT Benchmark Report, который готовится МЕТА Group с 1995 г. и описывает деятельность и достижения компаний, входящих в список Global 2000, в этом направлении. В 2002 г. данные для исследования собирались в 34 странах и 24 отраслях и в общей сложности затронули свыше 25 тыс. IT-профессионалов, причем большинство из них работали в США. Треть от общего количества респондентов относилась к IT-компаниям.

Картина, полученная в результате опроса, довольно мрачная. Если в августе 2001 г. IT-бюджет всех исследованных компаний равнялся в среднем 4% от их общего бюджета, то к октябрю он упал до 3%, а в первой половине 2002 г. стабилизировался в пределах 3,41--3,59%, так ни разу и не достигнув максимальных значений предыдущего года.

Это означает, что практически все компании держат свои IT-департаменты наготове в ожидании оживления экономики, но выделяют им минимальные средства. На основании данных, приведенных в отчетах META Group и некоторых других аналитических фирм, можно получить представление о том, какие же составляющие информационных технологий сегодня считаются в корпоративном мире наиболее и наименее важными, что происходит в области разработки ПО и на что компании все же готовы "раскошелиться".


Приоритеты и расходы

Наибольшее значение сегодня в своей деятельности компании США придают (в порядке убывания): снижению затрат, "выравниванию" бизнеса (оптимизации всех его составляющих), повышению продуктивности, управлению проектами и повышению качества ПО. Это -- первый случай, когда "выравнивание" бизнеса попало в первую пятерку наиболее значимых факторов. В других странах мира приоритеты хотя и схожи с американскими, но имеют принципиальные отличия: в первую очередь -- повышение продуктивности и уже затем снижение затрат, "выравнивание" бизнеса, улучшение качества софтверных процессов и повышение качества ПО.

Зато наименее важные факторы одинаковы и перечислены в том же порядке компаниями всех стран. Что сегодня заботит их меньше всего -- так это наем рабочей силы и реинжиниринг бизнес-процессов.

Реинжиниринг считался "большой вещью" в середине 90-х годов, но в последнее время практически утратил свое значение. Он был призван обеспечить глубокое понимание бизнес-процессов и организацию тесного информационного взаимодействия между компаниями, но оказалось, что на практике реализовать и внедрить многообещающие методы не так-то просто.

О найме речь вообще почти не идет: в результате сокращений IT-персонала в прошлом году на улице осталось полмиллиона человек. META Group сделала вывод, что компании "в основном обратились к простой и эффективной тактике -- снижению расходов, и первое, что они делают, -- это увольняют людей".

Возросло число организаций, в той или иной форме использующих аутсорсинг, особенно в планировании и стратегическом управлении (рис. 1). Расходы на него в 2001--2002 гг. оставались стабильными -- около 10,5% IT-бюджета. Подтвердилась и еще одна тенденция -- наем относительно низкооплачиваемого персонала в других странах.

В мире существенно увеличилось использование типовых "коробочных" решений, соответственно выросла и доля их разработок. Все популярнее становятся средства обеспечения безопасности. Две трети респондентов отметили, что их затраты по этой статье находились в 2002 г. в диапазоне 0--5%, а у остальных же -- более 5%. Годом ранее это соотношение составляло 82/18. Однако если сразу после событий 11 сентября основные расходы были связаны прежде всего с копированием, резервированием и восстановлением данных, то сейчас акцент смещается в сторону обнаружения вторжений и разработки других более изощренных защитных программных средств.

Хотя нового бума развития IT пока не предвидится, аналитики сходятся во мнении, что худшее уже позади и ожидается небольшой подъем в этом направлении (или, по крайней мере, сохранение сегодняшнего уровня). Однако даже IDC предпочла перестраховаться -- дав прогноз роста IT-промышленности в 2003 г. 5,8%, она оговорилась, что в случае "негативных внешних условий" эта цифра может составить всего 2%. Aberdeen Group на основании своих исследований также пришла к выводу, что период сокращения расходов заканчивается и 2003 г. будет характеризоваться "скромным ростом". Прогноз AMR Research -- "скудный рост на уровне долей процента".

Не осталась в стороне и администрация Буша. Карлос Бонилла (Carlos Bonilla), специальный помощник президента по экономической политике, дипломатично отметил, что снижение затрат на IT может вызвать замедление работы всей промышленности в целом.

Тем не менее из 1400 опрошенных CIO компаний США 11% планируют увеличить штат и только 3% -- уменьшить. Темпы увольнений постепенно замедляются. Во втором квартале прошлого года они составили около 132 тыс. человек, а в третьем -- 91 тыс.


Как изменилась разработка ПО

В первую очередь увеличивается число компаний-разработчиков, прошедших сертификацию по стандартам серии ISO 9000. Сегодня их 21,6% в США и 33,2% в остальных странах мира, однако темпы роста сертификации в Америке выше. Быстро расширяются и масштабы применения метрик компаниями в США (51--58%) и в других странах мира (53--62%).

В программировании увеличивается доля использования языков четвертого поколения. От 20 до 50% компаний в различной степени применяют современные методологии и инструментальные средства: UML, автоматизацию проектирования, генераторы кода, повторное использование кода, объектно-ориентированные средства, генераторы тестовых данных, управление проектами, моделирование процессов и данных и т. д. (рис. 2).

По сравнению с 1997--2000 гг. в жизненном цикле ПО сейчас рассматривается больше этапов. Если раньше первым шагом разработки был анализ, на который приходилось 16--18% общей стоимости, то на данный момент ему предшествует этап определений. В 2001 г. вместе с анализом они составляли 26,3%, а в 2002 г. -- 23,1%. Фактически компании стали тщательнее относиться к планированию будущей разработки на ее начальных стадиях. Немного сократились затраты на дизайн нового приложения, а вот на кодирование -- значительно: до 23% (с 32% за предыдущие пять лет). Тестирование теперь также разделено на два этапа -- системное и интеграционное, а затем -- приемочное. Вместе они составляют 17%, и доля последнего в 2002 г. довольно сильно увеличилась -- слишком дорого обходятся разработчикам их ошибки. Меньше ресурсов стало выделяться на подготовку документации и внедрение и, возможно, как следствие этого, новым учитываемым этапом является поддержка, доля которой выросла с 5,8% в 2001 г. до 8,5% в 2002 г.

Представляется, что все эти меры направлены в первую очередь совсем не на создание солидного имиджа компании-разработчика (что у нас часто называют одной из причин сертификации). Цель в данном случае гораздо прозаичнее и практичнее -- снижение стоимости разработок, повышение их качества и стремление сделать свои продукты более привлекательными для клиента.


IT-персонал

Рынок IT затяните пояса потужеОдним из последствий глобализации отрасли и ее расширения на восток является весьма пестрая картина на рынке труда. Если уровень увольнений в США исчисляется несколькими тысячами позиций в неделю, то в Индии сегодня наблюдается бум спроса на сотрудников, знакомых с разработкой ПО и его поддержкой.

Вообще, термин "информационные технологии" в последние несколько лет охватывает все более сегментированный рынок. Разработчик микропроцессоров, ученый в проблемной R&D-лаборатории, администратор баз данных и дизайнер Web-страниц -- фактически работают в отрасли IT. Между тем очевидно, что рыночные тенденции для этих профессий на практике должны быть весьма разными. Поэтому судить о глобальном и повсеместном снижении или повышении спроса на IT-специальности достаточно сложно.

Сегментация коснулась и самих профессий. Если десять лет назад "программист" выполнял в общих чертах сходные функции и имел определенный набор знаний, то сегодня Java, .NET, LAMP или ассемблер могут быть его единственной специализацией. Поэтому аналитические компании, как правило, предпочитают рассматривать отрасль с точки зрения косвенных параметров -- таких, например, как средний уровень оплаты труда специалистов (табл. 1).

Таблица 1. Оплата труда IT-специалистов на американском рынке
Должность
Средняя годовая зарплата, тыс. долл.
Топ-менеджмент
Главный архитектор
151
CEO, президент
134
CIO
128
Вице-президент
123
CTO
119
Менеджмент среднего уровня
Архитектор
92
Менеджер по разработке ПО
87
Менеджер по управлению IT-проектами
84
Менеджер по управлению сетевой инфраструктурой
79
Менеджер по управлению IT-инфраструктурой
78
Сотрудники
Консультант
88
Программист
84
Программный аналитик
77
Администратор баз данных
75
Web-разработчик
70
Источник: InfoWorld


По сравнению с прошлым годом на рынке США он снизился на 3,44%. Казалось бы, процент небольшой. Но необходимо учитывать, что было нанято 2,1 млн. человек IT-персонала, и даже при минимальных окладах в 70 тыс. долл. в год американские компании сэкономили на них свыше 5 млрд. долл. Сохраняющаяся привлекательность аутсорсинга позволяет предположить, что вверх кривая зарплат поползет еще не скоро -- почти половина фирм США за прошедший год свела количество новых IT-вакансий к нулю (табл. 2).

Таблица 2. Тенденции в IT-подразделениях компаний США
Тенденция Наблюдалось за последние 12 месяцев, % компаний Предвидится в следующие 12 месяцев, % компаний
Дефицит нужной рабочей силы 20 18
Запрет на повышение зарплат 30 23
Запрет на найм новых сотрудников 49 33
Увольнения 44 27
Аутсорсинг 19 18
Источник: InfoWorld


Наиболее востребованными на рынке США сегодня остаются инженеры-тестировщики, специалисты по управлению процессами и качеством, бизнес-аналитики и инженеры службы поддержки. Труднее всего найти работу системным аналитикам, сетевым и системным архитекторам, Web-программистам и администраторам.

С другой стороны, несмотря на падающие зарплаты, 85% опрошенных сотрудников предпочитают IT другим профессиям прежде всего из-за объема зарабатываемых в отрасли денег. Люди остаются в IT и по другим причинам. Более, чем трем четвертям из них (76%) нравится оптимизировать деятельность компании, 72% не уходят из-за хороших взаимоотношений в коллективе, а 66% получают удовольствие просто от работы с новыми технологиями.

Наличие соответствующего образования и невозможность из-за этого устроиться в другую высокооплачиваемую индустрию заняло лишь пятое место в списке причин -- только 59% респондентов не могли бы заниматься иной профессиональной деятельностью без дополнительной учебы.

Впрочем, исследование InfoWorld, из которого взяты эти данные, основано на опросе, проведенном в США, и его результаты трудно проецировать на другие регионы.

Для тех, кто только собирается начать поиск работы (или располагает временем для самообразования), очень важно иметь представление о текущем спросе на IT-специалистов. Во главе списка наиболее востребованных специализаций уже довольно давно находятся C++ и Java. По сравнению с прошлым годом в лагере Java наблюдалась тенденция роста, в то время как C++ несколько сдал свои позиции. За пределами США второе место в рейтинге неожиданно занял, потеснив Java, COBOL -- не в последнюю очередь за счет аутсорсинга приложений, которые пишутся для legacy-платформ.

Оценить спрос на языки программирования и технологии можно и по-другому. Amazon постоянно обновляет список наиболее продаваемых книг, и судя по списку бестселлеров в разделе "Программирование", самыми популярными являются HTML/CSS, PHP, Java, Visual Basic, JavaScript и Perl. Однако следует учитывать (особенно молодым людям), что модное -- не всегда прибыльное. Уверенная победа Web-программирования в списке "зрительских симпатий" зеркально отражена в перечне востребованных профессий.

Американская профессиональная ассоциация ITAA (Information Technology Association of America) также ежегодно проводит свои исследования в области спроса на технологии программирования в IT-секторе. Результаты зависят от их упоминания в списках вакантных рабочих мест. "Хитами сезона", по мнению ITAA, сегодня являются C++, Java, Oracle и SQL-языки. Кроме того, определяются и самые оплачиваемые знания в пределах США. В 2002 году прирост сумм на банковских счетах был наибольшим у разработчиков ERP-систем, а также "знатоков" SAP, PeopleSoft и Sybase.

Индустрия офшорного программирования за относительно короткий период из незаметного игрока на узком рынке превратилась в сектор с миллиардными оборотами. Следует отметить, что при передаче определенной работы сторонней компании принято использовать два термина -- офшор (offshore) и аутсорсинг (outsourcing). Последний является более широким понятием и описывает любой факт вывода работы за пределы организации и передачи ее контрактору. Если к тому же работа уходит за границу, то аутсорсинг называют офшорным, о котором и идет речь. По оценке Gartner, в 2003 г. объемы таких разработок достигнут 1,8 млрд. долл.

Лидер в этой гонке (1,2 млрд. долл.) -- Индия, однако в соревнование не прочь вступить и Китай. Обе страны могут похвастаться миллиардным населением и огромным количеством свободных рабочих рук. Сегодняшний козырь Индии -- высокий процент специалистов, владеющих английским языком, но такое преимущество может оказаться временным.

Пока же, по данным ассоциации NASSCOM (National Association of Software and Service Companies), 185 компаний из списка Fortune 500 уже содержат офисы в Индии. Об увеличении своего штата в этой стране недавно объявили такие лидеры индустрии, как Microsoft, Oracle и Sun. В числе других регионов, в которых наблюдается рост офшорной IT-деятельности, Gartner указывает Филиппины, Польшу, Россию и Шри-Ланку.

Если говорить о направлениях деятельности, то наиболее вероятными кандидатами на аутсорсинг сегодня являются разработка нового и поддержка существующего ПО, управление базами данных, сетевое администрирование и консультирование пользователей.


Оправдались ли прогнозы?

Рынок IT затяните пояса потужеСогласно последним исследованиям NFI Research, подавляющее большинство компаний сейчас соглашаются с тем, что новые технологии -- это их стратегическое оружие в борьбе за конкурентоспособность в условиях улучшения экономической ситуации. Более того, IT и R&D называются ключевыми на ближайшие два года. Однако когда респондентов попросили назвать два подразделения, которые финансируются наиболее скудно, они указали эти же отделы.

Таким образом, основная проблема в настоящее время заключается не в том, чтобы определить приоритетность IT, а в том, чтобы реально начать развивать их. При стремлении максимально сократить текущие расходы очень непросто выдержать оптимальное соотношение затрат на маркетинг, IT и R&D. Очень многие владельцы сегодня находятся на распутье: что лучше -- выгодно продать компанию в том виде, в каком она есть, или начать инвестиции в ее развитие без ясных перспектив на будущее.

Как аналитики рекомендуют поступать компаниям, которые, с одной стороны, хотят быть среди лидеров, а с другой -- сэкономить ресурсы? Прежде всего, каким банальным это ни кажется, ничего не покупать без "благословения" первого руководителя. Настойчиво искать, оценивать и реализовывать проекты, являющиеся более важными для бизнеса, чем IT. Аксиомой становится то, что если внедряется новая технология, она обязана повысить производительность работы сотрудников, улучшить бизнес и обеспечить клиентам преимущества. Требование последних лет -- любая технология должна иметь определенное, измеримое в цифрах воздействие на бизнес.

Итак, новации уже никто не покупает только потому, что они существуют. Тем не менее компании все же продолжают приобретать аппаратное и программное обеспечение. Что сегодня пользуется наибольшим спросом?

В порядке убывания значимости: настольные компьютеры и ноутбуки, средства хранения данных, сетевое оборудование и ПО, серверы, беспроводные устройства, аппаратные и программные средства для организации электронной коммерции и обмена данными, беспроводные технологии.

Таким образом, в настоящее время наибольшие вложения компании предпочитают делать в развитие своей инфраструктуры. Расходы на нее можно вернуть хотя бы частично, в то время как оплата консалтинга и внедрения невозвратима, а с увольнением части сотрудников вообще появляются сомнения в необходимости прежней корпоративной системы -- в том виде, в котором она планировалась.

Расходы на персонал, наоборот, пока сокращаются. В случае оживления экономики и развития предприятий наниматься, в основном, будут уже другие люди, работающие на новых системах.