Рынок консалтинга в последнее десятилетие является одним из самых быстроразвивающихся в мире. Его рост составляет 15-20% в год, что в два-три раза выше, чем темпы развития рынков наукоемкой продукции и потребительских услуг. Это свидетельствует о том, что компании всех отраслей осознали практический смысл использования в своей деятельности IT-сервисов и в течение нескольких ближайших лет постараются избавиться от части собственной IT-инфраструктуры, перейдя на варианты с лучшими показателями стоимости владения и окупаемости.
Согласно большинству прогнозов ежегодный рост общемирового рынка IT-консалтинга до 2010 г. составит в среднем 5,2%, причем каждый год объем будет немного повышаться. Таким образом, после довольно продолжительного периода стагнации данный рынок явственно демонстрирует положительные тенденции. Увеличиваются количество компаний, привлекающих IT-консалтеров, и доля внешних услуг при устранении целого ряда соответствующих проблем.
Наметилась стабилизация в стоимости определенных проектов и контрактов, и это оказало положительное влияние на число заказов. При этом корпорации предпочитают привлекать консалтинг не для решения второстепенных задач, а, например, для глобального пересмотра своей инфраструктуры (на что сегодня и уходят основные затраты отводимого на консалтинг IT-бюджета). Отмечается снижение чувствительности покупателей данных услуг к цене при выполнении серьезных проектов, заказываемых крупными компаниями, и последние являются сегодня основным источником доходов сервисных фирм. Продолжается увязывание IT-консалтинга с аутсорсингом, количество игроков рынка достаточно быстро увеличивается, а также формируется определенный портфель типовых проектов.
В настоящее время крупнейшими рынками IT-консалтинга являются Северная и Южная Америка, но ожидается, что к 2009 г. лидировать по затратам на эти услуги будет регион ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка), причем такое положение, вероятно, сохранится и в 2010 г. (табл. 1). Быстрее всего объемы рынка IT-консалтинга будут расти в Латинской Америке и регионе CEMA (Центральная Европа, Ближний Восток, Африка).
Регион | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Америка | 9,72 | 9,80 | 9,97 | 10,20 |
ЕМЕА | 9,05 | 9,65 | 10,32 | 11,05 |
Азия | 3,80 | 4,05 | 4,33 | 4,71 |
ВСЕГО | 22,57 | 23,50 | 24,62 | 25,96 |
Весьма осторожные оценки и прогнозы на ближайшее будущее основных видов IT-консалтинга сделала Forrester Research (рис.). Главные из них - соотношение между объемами указанных трех сегментов сколько-нибудь значительно не изменится, наиболее востребованными станут услуги в области построения успешной стратегии использования информационных технологий, компании продолжат работу по совершенствованию своих бизнес-процессов и время от времени будут пытаться с помощью независимых консультантов разобраться со своей аутсорсинговой стратегией.
Известно, что на развитие IT компании в среднем тратят до 3% своих общих доходов (табл. 2). Однако как в отраслевом отношении, так и в различных регионах мира эти цифры различаются весьма существенно. Как отмечалось выше, ЕМЕА уже к 2008 г. обгонит оба американских материка вместе взятых, но за счет инвестиций в какие сферы? Исходя из приведенных Meta Group данных, наиболее охотно покупать новые IT (в том числе и сервисы) будут телекомы, предприятия, занимающиеся перевозками, финансовые и государственные структуры. Малоперспективными в ЕМЕА для внедрения IT оказались здравоохранение, фармацевтика и фармакология, тяжелая, легкая и химическая промышленность - в отличие от США, где инвестиции в эти направления вдвое, а то и втрое выше.
Отрасли промышленности | США | ЕМЕА |
Телекоммуникации | 5,66 | 2,24 |
Здравоохранение, фармацевтика и фармакология | 4,37 | 1,68 |
Транспорт | 4,25 | 2,41 |
Тяжелая промышленность | 3,96 | 1,55 |
Легкая и пищевая промышленность | 3,94 | 1,7 |
Средства массовой информации | 3,85 | 1,94 |
Страхование | 3,54 | 2,24 |
Коммунальное хозяйство | 2,83 | 2,51 |
Электроника | 2,8 | 1,94 |
Химическая промышленность | 2,66 | 1,39 |
Розничная торговля | 1,69 | 1,59 |
Строительство и инженерия | 1,46 | 1,58 |
Если говорить об IT-услугах в Восточной Европе (табл. 3), то наименее интересной заказчикам показалась разработка заказного ПО - единственная позиция, по которой расходы сократятся к 2008 г. на 6-7%. Всего на два с небольшим процента возрастет интерес клиентов к услугам по развертыванию и поддержке ПО. Не получат сколько-нибудь серьезного увеличения объема своего сегмента ASP-компании. А вот на услуги по управлению работой приложений и поддержке системной инфраструктуры будет тратиться на 30-40% больше, чем в 2005 г. Общий вывод - чем сложнее и объемнее IT-проблема, тем с меньшей охотой за ее устранение компании будут браться собственными силами - и, кстати, тратиться на содержание собственного штата специалистов высокой квалификации.
Вид услуги | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Аутсорсинг в области информационных сервисов | 29,5 | 31,7 | 33,9 | 36,3 |
Системная интеграция | 23,5 | 24,9 | 29,6 | 28,4 |
Развертывание и поддержка программного обеспечения | 18,9 | 19,8 | 21,0 | 22,2 |
Развертывание и поддержка аппаратного обеспечения | 15,8 | 15,9 | 16,0 | 16,2 |
Аутсорсинг в области поддержки сетей и рабочих мест конечных пользователей | 10,8 | 11,7 | 12,5 | 13,3 |
Консалтинг в области информационных сервисов (IS Consulting) | 8,3 | 8,8 | 9,4 | 10,0 |
IT-тренинги и обучение | 8,0 | 8,3 | 8,5 | 8,7 |
Разработка заказного ПО | 6,3 | 6,1 | 6,0 | 5,9 |
Управление работой приложений | 5,9 | 6,5 | 7,1 | 7,8 |
Услуги в области поддержки системной инфраструктуры | 5,6 | 6,2 | 6,9 | 7,8 |
Консалтинг в области сетей и интеграционных сервисов | 5,5 | 5,9 | 6,3 | 6,7 |
Провайдинг приложений (ASP) | 0,5 | 0,5 | 0,6 | 0,7 |
Всего по IT-услугам | 138,6 | 146,3 | 157,8 | 164,0 |
Источник: данные IDC, 2004 |
В России IT-консалтинг является самым крупным сегментом консалтингового рынка, причем его доля здесь постоянно увеличивается. Уже в первом полугодии 2002 г. этот сектор вырос на 68,5% по сравнению с аналогичным периодом 2001 г., а в целом его доля на рынке достигла 36,3% (против 30,2% годом ранее).
Инвестиции в информационные технологии ведущих российских компаний за последние пять лет возросли на 65% и составляют сегодня около трети общего объема капитальных вложений. По экспертным оценкам, рост российского IT-рынка составит от 20 до 40% в год. Увеличение расходов на информационные технологии на 50% в 2004 г. планировали более трети российских предприятий. Согласно прогнозу инвестиционной компании Brunswick, к 2010 г. продажи IT-услуг и продуктов дадут не менее 2% российского ВВП (против 0,5% в настоящий момент).
Ежегодный рост доходов универсальных консалтинговых компаний, которые способны решать проблемы своих клиентов в области и управления, и технологий, составляет 15-25%, в то время как у узкоспециализированных консультантов он обычно находится на уровне 10-13%.
По оценкам CNА, за 2005 г. российский рынок IT-услуг (три основных направления которого - аудит, консалтинг и обучение) составил около 1,5 млрд долл. Погрешность этой оценки около 3%, что связано с разницей, возникающей при использовании двух методик подсчета - по объему услуг, оказанных IT-компаниями, и по уровню их потребления предприятиями и организациями.
Однако следует отметить, что данный рынок "остывает", и это происходит быстрее, чем прогнозировалось ранее. В первом полугодии 2004 г. его объем был равен 1,1 млрд вместо ожидаемых 1,3 млрд долл. В 2005 г. рост рынка по отношению к предыдущему году составил 34%. Поэтому, как отмечают аналитики, есть основания считать, что стабилизация темпов на уровне 30-40% (которая, как полагали ранее, займет не менее двух-трех лет) фактически уже произошла.
Формально за пять лет, в 2000-2005 гг., доля IT-услуг в ВВП России увеличилась более чем в три раза. Конечно, столь бурное развитие обусловлено в значительной мере тем, что это был рост "с нуля", ведь на сегодняшний день в абсолютном выражении IT-услуги составляют не более 0,2% ВВП.
Однако главный вопрос состоит в другом: насколько он является обусловливающим, т. е. стимулирующим развитие экономики и рост благосостояния нации, а насколько - обусловленным, т. е. следствием сложившейся благоприятной рыночной конъюнктуры, которая определяется и поддерживается многочисленными экономическими и технологическими механизмами, никак не связанными с информационными технологиями.
В Украине емкость рынка консалтинга в 2005 г. оценивалась примерно в 160-170 млн долл., в том числе IT-консалтинг - в 33-38 млн долл. Доля IT-услуг в расходах на информационные технологии в нашей стране по сравнению с другими государствами остается мизерной, в то время как в Испании и Чехии она равна 37%, в Польше - 28%, а в России - 20%.