Глобальный рынок устройств для персональной навигации переживает смену пользовательских предпочтений. Совпав по времени с затянувшимся периодом макроэкономической нестабильности, это обстоятельство наносит ощутимый удар по позициям отраслевых лидеров, заставляя искать эффективные пути улучшения финансовой отчетности.
По оценкам аналитиков компании TomTom, крупнейшие потребители спутниковых навигаторов – Европа и Северная Америка – в I квартале совокупно поглотили 3,3 и 2,5 млн устройств соответственно. И если на европейском континенте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечено падение продаж на 13%, то в США и Канаде пока все наоборот – рынок PND вырос на довольно высокие 12%.
Под нарастающим давлением сотовых терминалов с GPS-модулями, ставку на которые как на действенный стимулятор роста продаж устройств с высокой нормой прибыли сделали почти все ключевые телефонные вендоры, менее практичные персональные навигаторы постепенно сдают позиции. Более того, наряду с ростом естественного интереса потребителей к навигационным функциям увеличивается количество стран, на законодательном уровне предписывающих обязательное внедрение в сотовые терминалы решений высокоточного определения местонахождения абонента для облегчения работы служб экстренной помощи.
С другой стороны, нельзя не отметить ускоренную адаптацию стандарта A-GPS, что, в свою очередь, подогревает интерес к созданию эффективных платформ для развития LBS-сервисов, способных принести дополнительные доходы не только операторам, но и своевременно сориентировавшимся производителям телефонов, нередко выступающим в роли провайдеров услуг. Согласно выдержкам из профильного отчета ABI Research, армия абонентов, использующих сервисы, основанные на определении текущего местоположения терминала, в начале нынешнего года уже превысила 18 млн человек.
Освоившись в сегменте высокоуровневых смартфонов, начиная со второго полугодия навигационные функции обещают появиться в первых терминалах среднего ценового диапазона, тем самым увеличив количество реализованных по итогам 2009 г. устройств с интегрированными GPS-чипами до 114 млн единиц. По оценкам аналитиков Berg Insight, при среднегодовом росте продаж подобных аппаратов в пределах 47% уже через пять лет годовой объем рынка «навигационных» телефонов может достичь 770 млн штук. Кроме того, заметный рывок в данный сегмент ожидается со стороны производителей потребительской электроники и устройств для мобильных вычислений. Если в первом случае к 2014 г. будет продаваться около 100 млн фотокамер, портативных медиаплееров и другой бытовой техники с функциями спутниковой навигации, то говоря о нетбуках и MID с GPS-чипами, к указанной дате эксперты прогнозируют объем продаж на уровне 26 млн устройств.
Исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры, некоторые производители традиционных PND (TomTom) делают ставку на создание и лицензирование специализированного ПО, другие (Garmin, Mio) стремятся выйти в телефонный сегмент с конвергентными разработками. Вместе с тем расширение спектра подключаемых к Интернету навигаторов заставляет производителей уделять особое внимание развитию собственных платных сервисов, формируя новую достаточно весомую статью доходов. В портфеле каждого вендора из Топ 3 уже есть ряд услуг, благодаря которым пользователь оперативно получает информацию о ситуациях на дорогах, погоде, стоимости бензина и т. д. По сведениям той же TomTom, с начала 2009 г. более 30% владельцев навигаторов, подключаемых к Интернету, подписались на платные сервисы после окончания бесплатного ознакомительного периода, и эта тенденция от квартала к кварталу демонстрирует позитивную динамику.
Подчеркивают текущую ситуацию на рынке промежуточные итоги развития ключевых нишевых игроков, оперативно корректирующих собственные стратегии. В стане TomTom оживилось освоение активов Tele Atlas с вытекающими из этого намерениями закрепиться на LBS-арене. С января по март доходы компании в квартальном выражении «просели» на довольно ощутимые 60%, достигнув отметки 289 млн долл. В канал было отгружено 1,4 млн устройств, что указывает на падение поставок на 29% по сравнению с прошлым годом. При этом средняя стоимость навигатора снизилась на 15%, до $99. Отчасти резкое уменьшение ASP стало следствием попыток усилить позиции в массовом сегменте рынка. Так, были выпущены недорогие представители мобильного ряда ONE и XL, наделенные функциями, ранее доступными лишь в высокоуровневых решениях серии GO. Несмотря на спад в автомобильной отрасли, компания подписала ряд довольно выгодных контрактов, открывших дорогу продукции TomTom на бюджетные модели Renault и Toyota. Подразделение Tele Atlas запустило свежую версию популярной базы Speed Profiles, помогающей рассчитывать примерное время прохождения маршрута по данным измерения скоростей (в зоне покрытия оказалось свыше 35 млн км дорог в 26 странах). Кроме того, уверенно растет количество подписчиков HD Traffic, Fuel Prices и других платных сервисов LIVE, представляющих актуальную информацию владельцам премиум-аппаратов серии GO x40.
Приоритетным рынком традиционно остается EMEA, на долю которого приходится 69% всех доходов компании. Вместе с тем за прошедший год на 7% снизилось присутствие TomTom в Северной Америке – под ее контролем остается лишь четверть этого динамично развивающегося региона.
Главный конкурент голландцев также не может похвастаться былой результативностью. Минувший квартал выдался худшим с 2000 г., когда Garmin стала публичной компанией. Объем выручки в годовом сравнении упал на 34%, составив лишь 437 млн долл. Впрочем, это обстоятельство все же не помешало нарастить свободные денежные потоки до 1,2 млрд долл. Если учесть, что у TomTom в этой графе отчетности значится долг в размере 1,56 млрд долл., достижение неоспоримое.
Так или иначе, но единственным показавшим рост сегментом для Garmin оказался Outdoor and Fitness – здесь объем выручки увеличился на 13%, до 80 млн долл. Для закрепления успеха уже анонсированы оптимизированные под автомобильную и пешеходную навигацию ультратонкие модели nuvi 1200 и nuvi 1300. В спортивном сегменте выйдут в серию наручные Forerunner 405CX и 310XT, способные фиксировать информацию о местоположении и пройденном расстоянии, при необходимости рассчитывая потребление калорий по частоте сердечного ритма. В помощь туристам подготовлены модели Oregon 550 и 550t со встроенными фотокамерой и компасом.
В то же время резкий спад в пределах 43% был зафиксирован в стержневом сегменте, объединяющем автомобильные и мобильные решения, что стало следствием распродажи складских запасов старых моделей и нескоординированной финансовой политики в дистрибьюторском канале.
Не все так гладко и с GPS-телефоном nuvifone, ставку на который компания сделала после проигранной битвы за Tele Atlas. Столь перспективный проект все больше претендует на зачисление в разряд долгостроев. Начало продаж совместных с ASUS продуктов G60 и M20 вновь перенесено, на этот раз ближе к концу года. Срыв сроков разработчики аргументируют сложностями, возникающими при создании «с нуля» аппаратов под управлением Linux и Windows Mobile.
Замыкает первую тройку MiTAC, выпускающая PND под брендами Mio, Navman и Magellan. В тесном сотрудничестве с азиатскими контрактными производителями компании удается удерживать под контролем около 10% глобального рынка, демонстрируя уверенное лидерство на Тайване, а также опережая Garmin и TomTom в целом по региону APAC. Экспериментируя с функциональным насыщением собственных моделей, MiTAC привлекает покупателей возможностью просмотра ТВ-трансляций, встроенными медиаплеерами и другими дополнительными функциями.
Таким образом, ближайшая перспектива «чистых» PND представляется не очень радужной. В нынешнем году аналитики ABI Research ожидают роста продаж «классики» лишь в регионе APAC. Впрочем, контрастом стремительно падающему европейскому рынку будет едва заметная позитивная динамика сбыта в Северной Америке. В количественном выражении это приведет к реализации по итогам года не более 39 млн устройств.