`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Розничные продажи в Uanet

+22
голоса

Продолжая публикацию архивных материалов предлагаем вашему вниманию статью из № 22 (238) «Компьютерного Обозрения» от 30 мая 2000 г. Какой 20 лет назад была онлайн-торговля в Украине? До выхода на рынок «Розетки» остается еще 5 лет.

Несмотря на относительную новизну, Internet-продажи (их еще называют «сетевым шоппингом») имеют достаточно глубокие корни. Считается, что своим происхождением они обязаны традиционной системе доставки товаров по почте, которая зародилась еще в середине прошлого века в Германии и Англии (сегодня таким видом сервиса пользуются, например, около 40% англичан). В США же система онлайновой торговли (заинтересовавшая коммерсантов исключительно эффективностью сделок) пришла на смену розничной всего пару лет назад. Собственно сама американская розница в том виде, в котором она существует в настоящее время, имеет лишь 10—15-летнюю историю — крупные универсальные магазины и торговые комплексы начали появляться в США в 80-х годах. Считается, что сегодня американцы делают покупки в Сети для того, чтобы сэкономить время, деньги, нервы...

Розничные продажи в Uanet

Сейчас трудно предположить, какой будет Internet-торговля через 10–20 лет. Возможно, к тому времени вообще сотрутся различия между электронной и обычной коммерцией, и даже в традиционных магазинах за покупки мы станем рассчитываться с помощью встроенного в мобильный телефон или часы электронного кошелька. Впрочем, некоторые черты будущих технологий видны уже сегодня. Но давайте посмотрим, как они проникают в нашу с вами жизнь.

Однако прежде чем обратить свой взор на торговые площади Uanet, поговорить с онлайновыми торговцами, дадим несколько базовых определений из области электронной коммерции. Тем более что сегодняшняя тема освещается на страницах «Компьютерного Обозрения» впервые (по крайней мере, в таком объеме).

КАКИЕ БЫВАЮТ ЭЛЕКТРОННЫЕ МАГАЗИНЫ?

Итак, под электронной коммерцией (e-commerce) понимают продажу товаров и услуг посредством электронных коммуникаций, как правило, через Internet. Существует несколько моделей построения торгового бизнеса в Сети, и онлайновый магазин (Web-shop, e-shop, е-магазин) является лишь одной из них (есть также каталоги-справочники, аукционы, торговые центры, информационные брокеры и др.), причем его основные функции фактически сводятся к двум: первое, предоставить клиенту информацию о товарах и услугах и, второе, получить от клиента заказ. Иногда (при подключении Internet-магазина к электронной платежной системе) появляется третья функция — осуществление расчетов с покупателями, а при торговле информацией еще и четвертая — отправка оплаченного товара.

Все многообразие функционирующих в Сети магазинов сводится, по большому счету, к трем решениям различного масштаба и назначения: Internet-витрина, торговый автомат и автоматический магазин.

Витрина — это простое расширение Web-сайта торговца, предназначенное для «выдачи» в Сеть информации о товарах и услугах. По сути, она является разновидностью рекламы, затраты на ее создание и поддержку довольно низки. Торговый автомат отличается от Web-витрины возможностью принимать заказы, которые затем передаются в службу работы с клиентами (по такой схеме, кстати, работают многие украинские онлайновые торговые площадки). Наиболее же продвинутым решением является автоматический магазин, позволяющий не только выбрать товар и оформить заказ, но и предоставляющий торговцу средства для их отслеживания, а в случае использования платежной системы он же принимает оплату и формирует заявки на доставку товаров покупателям.

E-МАГАЗИН КАК БИЗНЕС

Первые онлайновые магазины и витрины появились в украинской части Сети два-три года назад. Сегодня их число явно перевалило за сотню, но выделить среди них хотя бы несколько показательных проектов практически невозможно (особенно если сравнивать отечественные Web-магазины с российскими). Не думаю, что в Uanet в ближайшее время мы увидим аналоги XXL.RU, «Торг.Ру», «Доставка.Ру», «оЗон», но о некоторых наиболее интересных, с нашей точки зрения, вы можете прочитать в статье Александра Птицы.

Во время подготовки материала мне удалось взять интервью у руководителей нескольких отечественных онлайновых торговых площадок. Общее мнение — Web-магазин в Украине сегодня может существовать лишь как продолжение реального и уже состоявшегося бизнеса. Как правило, такие проекты пока не окупаются, создаются с целью маркетинга и выхода на перспективный в будущем рынок Internet-торговли.

Как отмечает Татьяна Тищенко, управляющая магазином «Бамбук» (www.bambook.com), данный проект изначально создавался для отработки технологии Системы Интернет-коммерции компании INT (открыт в начале 1998 г.). Сегодня уже можно говорить о рентабельности «Бамбука», а к концу текущего года его создатели ожидают, что он начнет приносить прибыль. По крайней мере, если в течение первых полутора лет оборот магазина оставался практически неизменным, то с декабря 1999 г. ежемесячно растет в полтора раза.

Пока не приносит прибыли и другой Web-магазин — Azbooka (www.azbooka.com). Правда, его руководство уверено, что это произойдет уже в ближайшее время. Дмитрий Казбан убежден, что выход онлайновых магазинов хотя бы на уровень самоокупаемости во многом зависит от благосостояния граждан и позиции государства по отношению к электронной коммерции. Антон Дундий, директор магазина MegaMart (www.megamart.kiev.ua), также считает, что говорить о рентабельности подобных проектов еще рано. «Uanet уже является хорошей рекламной площадкой, где есть возможность заработать фирмам, занимающимся предоставлением рекламных услуг, — говорит он. — Но розничная торговля здесь пока еще убыточна. Вот и MegaMart сегодня — это бизнес, приносящий некоторый доход, но не прибыль».

Убыточным является и Web-магазин Matrix (www.matrix.com.ua). По оценкам его директора Игоря Маньковского, Matrix как торговое предприятие станет рентабельным не раньше, чем через год. До этого времени источником финансирования магазина может быть, в том числе, и сетевая реклама.

Internet-магазин «Фуршет» (www.furshet.com.ua), разработанный студией Art-S, — один из немногих представителей супермаркетов в украинской Сети. Его директор Александр Янишевский говорит о том, что руководство не ставило перед собой цель добиться прибыльности и даже окупаемости магазина в ближайшие полгода. «Мы хотели быть первыми среди отечественных супермаркетов, кто вышел на рынок Internet-коммерции, — поясняет он. — И к тому времени, когда онлайновые продажи приобретут популярность, у нас будут и опыт, и постоянные покупатели, и своя доля рынка». Сегодня цены в торговой сети «Фуршет» и виртуальном магазине одинаковы, несмотря на то, что затраты на содержание онлайн-магазина выше и не покрываются продажами через него.

Юрий Чубатюк, президент компании e.service, считает, что к Internet-магазину необходимо относиться как к коммерческому предприятию, у которого должны быть и бизнесплан, и срок окупаемости, и финансирование и т.д. По его словам, проект e.store (store.e.com.ua), в отличие от многих других отечественных онлайновых торговых площадок, полностью интегрирован в бизнес-схему родительской компании. «Сегодня совершенно очевидно, что Internet-магазины — это продолжение реального бизнеса, — объясняет Юрий Чубатюк. — Идеально, если они логично вписываются в структуру компании, а привлечение небольшого числа специалистов, их поддерживающих, позволяет двигаться дальше и постепенно развивать данный проект с минимальными затратами». Сейчас e.store по большей части занимается информированием посетителей (о товарах и услугах компании, маркетинговых акциях), а также реализует механизм псевдоонлайновых продаж — когда решение о покупке принимается в Internet, а приобретение осуществляется обычным способом.

ЧТО, КОМУ И КАК МОЖНО ПРОДАВАТЬ В UANET?

В Украине через Internet теоретически можно продавать все. На практике успешно (в сравнении с другими товарами) реализуются книги, компакт-диски, компьютерные комплектующие и периферия. Впрочем, это совпадает с российской практикой — чем дороже и эксклюзивнее товар, тем меньше вероятность, что он будет продан в онлайне. Компьютеры, например, продавать в Сети намного сложнее, чем принтеры. Во-первых, у ПК масса индивидуальных особенностей, его покупатель в будущем сильно привязывается к продавцу (если это не брэнд). Конкретная модель принтера, напротив, обладает набором четко определенных технических характеристик и свойств, к тому же гарантия обеспечивается производителем, а не продавцом.

В Internet хорошо продаются продукты питания, но организовать торговый портал по их реализации труднее, ведь здесь требования к оперативности обслуживания покупателей намного выше, а средняя стоимость заказа невелика. Хотя, на мой взгляд, виртуальный супермаркет в Сети — очень интересный и перспективный ресурс, если, конечно, он сделан подобающим образом: с удобной системой выбора, поиска, оплаты и доставки товаров. Российский опыт это подтверждает. Например, ежедневный оборот XXL.RU составляет сегодня несколько десятков тысяч рублей при уровне доходности 8–10% с каждого заказа.

Не исключено, что в ближайшем будущем украинские пользователи также смогут оценить все достоинства онлайновых покупок — ожидаются расширение ассортимента Web-магазинов и более удобная работа с ними. Так, «Фуршет», как выяснилось, предполагает осенью этого года серьезно заняться продвижением своего Internet-магазина — переработать дизайн, начать рекламную кампанию в Сети, а в перспективе — подключиться к системе электронных платежей. В Matrix вскоре появятся расходные материалы и цветы, в «Азбуке» — аптечные товары. Многие ведут переговоры с экспедиторскими компаниями об организации системы доставки заказов по Украине.

Одно из основных правил онлайновых продаж — стоимость товара в Internet должна быть ниже (по крайней мере, не выше). К сожалению, такой принцип сегодня исповедуют не все отечественные Web-магазины. По статистике владельцев подобных проектов, большая часть их клиентов к моменту покупки уже точно знала все характеристики товара, провела собственное маркетинговое исследование, сравнила цены. Ознакомившись с товаром в реальных магазинах, они затем заказали его в виртуальном, потому что здесь оказалось дешевле и с доставкой.

Вообще, если говорить о клиентах е-магазинов, то среди них есть множество людей, которые вдобавок ко всем удобствам онлайнового шоппинга (экономия времени и средств) ценят в нем еще одно удивительное качество — возможность совершать покупки, не вступая при этом в «личный контакт» с продавцом. Правда, в Украине Internet-магазинами пользуются преимущественно сотрудники различных фирм, прямо с рабочих мест заказывающие товары, которые затем доставляются к ним в офисы. Например, в MegaMart таких клиентов 60–70%, остальные совершают покупки из дома и, скорее всего, в будущем эта тенденция сохранится. Почему? Да не желают наши люди пускать в свои дома службу доставки продавца, и все тут!

По словам Юрия Чубатюка, в свое время компания столкнулась с тем, что подобные услуги остались невостребованными. Причины те же. Одни не хотят, чтобы менеджеры заходили к ним домой, другие стремятся получить максимум удовольствия от совершения покупки, убедиться в солидности фирмы. Ну и, наконец, у наших покупателей, в отличие от западных, просто есть свободное время, чтобы приехать в офис торговца.

ЗАВТРА УКРАИНСКОЙ INTERNET-ТОРГОВЛИ

Максим Агеев, вице-президент «Квазар-Микро» (одного из потенциальных игроков рынка Internet-коммерции), в ответ на вопрос о перспективах онлайновой торговли в Украине заметил: «Наш рынок в силу бедности и других объективных причин, сдерживающих его рост, в какой-то момент уже не может не реагировать на происходящее в мире. И начинает лихорадочно наверстывать упущенное, минуя целые этапы развития, подхватывая самые новые и актуальные технологии и тенденции. Я не уверен, что настоящий бум Internet случится у нас в этом году, но явный экспоненциальный рост Сети в стране совершенно точно выведет рынок на качественно новый уровень в следующем году. Первые украинские Internet-магазины еще достаточно несовершенны и часто напоминают Web-витрины либо полуавтомат для выписки счет-фактур. Но это, безусловно, явление временное, недолговечное».

Пока еще спрос на разработку и поддержку Internetмагазинов в Украине действительно отсутствует, а единичные заказы погоды не делают. При этом, как считает Михаил Дудник, директор компании Actis/Armitage, для того чтобы создать полнофункциональный торговый портал со всеми атрибутами магазина (история покупок, карта покупателя, корзина и пр.), у ведущих дизайн-студий есть все необходимое, а стоимость проекта составляет от 7 тыс. долл. Проблема, по его мнению, лежит в области маркетинга. «Сейчас в Uanet существуют, например, 4–5 книжных магазинов, но ни один из них не претендует на роль лидера, — говорит он. — Если к нам завтра придет заказчик и заявит, что желает построить книжный магазин и сделать его No 1, я думаю, это вполне реализуемая задача».

Многие владельцы магазинов одним из главных факторов, сдерживающих развитие Internet-торговли, считают менталитет отечественных покупателей, недоверие к продавцам. И в то же время процент клиентов, совершающих онлайновые покупки повторно, достаточно высок — 60–70%. Другие в качестве причины, препятствующей популяризации продаж через Internet, называют отсутствие удобных и надежных средств платежа.

Однако, мне кажется, дело не только (и даже не столько) в этом. Вспомните, на что вы обращаете внимание, когда впервые посещаете настоящий магазин, что на вас производит впечатление. Не способ расчетов, и даже не ассортимент и цены (это потом), а интерьер, удобство и скорость осуществления покупки, внимание продавцов, охрана и прочие «мелочи», на которых и формируется доверие или недоверие к торгующей организации. Так и в электронном магазине. К сожалению, как я уже говорил, отечественные торговые площадки, по большому счету, не вызывают доверия у посетителей (зайдите на www.xxl.ru и www.furshet.com.ua, сравните и почувствуйте разницу). Так что нежелание покупать в online — это, во многом, проблема контента.

Тем не менее перспективы онлайновых магазинов в Украине, на мой взгляд, прекрасные. Для этого у нас есть (или в ближайшее время будет) почти все: пользователи Internet, количество которых, как было сказано на недавнем Круглом столе «Компьютерного Обозрения», ежегодно увеличивается и достигает сегодня 150–200 тыс.; платежные системы и банки, заинтересованные в поддержке Internet-расчетов; торговцы, уже инвестирующие создание Web-магазинов; международный и российский опыт разработки и эксплуатации систем электронной торговли. Кроме того, у нас нет гигантских супермаркетов, в которых привыкли делать покупки американцы, и «шальных» денег на эксперименты (они оседают в Рунете). Вот только выходить на этот рынок следует обдуманно.


Вы можете подписаться на наш Telegram-канал для получения наиболее интересной информации

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT