Результаты четвертого квартала Apple

6 ноябрь, 2018 - 12:12Александр Пацай

Компания Apple объявила финансовые результаты четвёртого квартала 2018 финансового года, завершившийся 29 сентября 2018 г. Выручка компании за квартал составила 62,9 млрд долларов США, что на 20% больше по сравнению с годом ранее. Международные продажи составили 61 процент от квартального дохода, что тоже очень круто.

Сначала, как водится, самые главные показатели:
– Выручка, как я уже писал выше, составила 62,9 млрд долл (рост 20%)
– Продано 46,889 млн iPhone (рост 0%)
– Продано 9,699 млн iPad (снижение на 6%)
– Продано 5,299 млн Маков (снижение на 2%)
– Выручка по сервисам составила 9,981 млрд долл (рост на 17%)
– По другим продуктам выручка составила 4,234 млрд долл (рост на 31%)

На следующий квартал Apple прогнозирует выручку в пределах от 89 млрд до 93 млрд долларов, что тут же вызвало панику у инвесторов, потому что они почему-то считали, что должно получиться больше, вплоть до 100 млрд долл за квартал. Акции Apple в after-hours торгах просели на 6,6% (самое время покупать!). На самом деле просели акции в том числе и из-за другого анонса, об этом ниже.

То, что вызвало особенно сильный стон в стане аналитиков (в том числе и настоящих) — объявление Apple, что, начиная со следующего квартала Apple перестанет сообщать данные о количестве проданных iPhone, iPad и Маков (так же, как компания не сообщает сейчас количество проданных Apple Watch или HomePod, например). Аналитикам, которые серьезно занимаются функционированием этого рынка, придется гораздо сложнее в плане прогнозов выручки. Это также стало причиной снижения стоимости акций после закрытия рынка, потому что аналитики на Уолл-Стрит очень не любят скрытность публичных компаний. “Единица продаж менее важна на сегодня, чем это было в нашем прошлом”, сказал Лука Маэстри, финансовый директор Apple.

Результаты четвертого квартала Apple

Чем действительно можно объяснить такое поведение Apple? Официального ответа, конечно, вы не дождетесь, но очевидно, что дни безумного роста двузначными цифрами для главных продуктов Apple давно позади нас, и в ближайшие кварталы нас ждет фокус Apple на ASP и дальнейшем росте этого показателя. Конечно, финансовые показатели для Уолл Стрит первоочередные, но аналитики еще долго будут искать дополнительный скрытый смысл в таком шаге. Apple далеко не единственная компания, которая не раскрывает свои показатели продаж в штуках, и никаких особых бонусов от этого компания никогда не получала. (Точнее, ни одна крупная компания, продающая телефоны, компьютеры или планшеты, не раскрывает данные о количестве проданных устройств в рамках своих отчетов. Попробуйте найти какой-нибудь недавний официальный отчет Samsung, который будет включать в себя количество проданных телефонов). То, что вы видите в отчетах IDC и других компаний — это чаще всего либо оценки самих аналитиков, либо какие-то обрывочные данные, либо аппроксимация на основании частичных данных. Меня лично всегда подобная открытость Apple до этого момента удивляла (публичные компании вовсе не обязаны раскрывать продажи своих продуктов до такого уровня детализации), и, по мнению некоторых аналитиков, это нужно было сделать давно:

 

Так что крах, конечно, будет, но не прямо сейчас.

Что мне на самом деле жалко, так это то, что в будущем будет сложно получить статистику типа этой:

2018: 217.72 млн
2017: 216.76 млн
2016: 211.88 млн
2015: 231.22 млн
2014: 169.22 млн
2013: 150.26 млн
2012: 125.05 млн
2011: 72.29 млн
2010: 39.99 млн
2009: 20.73 млн
2008: 11.63 млн
2007: 1.39 млн
Всего: 1.5 млрд

Теперь давайте разберемся чуть детальней, что значат показатели отчетности этого квартала. (Я, насколько это возможно, постараюсь воздержаться от сарказма, потому что на аналитических болотах все равно раздается какой-то нечеловеческий вой).

iPhone
Как я написал выше, рост продаж iPhone в штуках составил около ноля процентов (на самом деле чуть больше — в этом квартале было продано на 212 тысяч iPhone больше, чем год назад. Зато выручка по проданным iPhone выросла сразу на 29% процентов, потому что average selling price (ASP) выросла с 618 долларов год назад до 793 доллара. Еще раз — средняя продажная цена на iPhone выросла на 175 долларов по сравнению с годом назад. Поздравляю всех нас, Apple еще более лучше научилась отнимать у нас наши деньги! На самом деле это, конечно же, означает, что в квартале хорошо продавались дорогие модели, и не только новинки XS и XS Max (которые поступили в продажу 21 сентября, то есть продавались в квартале всего 10 дней, и тоже приложились к повышению ASP в этом квартале).

Результаты четвертого квартала Apple

Этот квартал также характерен тем, что продажи iPhone в нем обычно существенно замедляются: все знают, что в сентябре Apple покажет новые iPhone, поэтому по возможности откладывают покупку до анонса и поступления новых моделей в розницу. Теоретически куда более популярный (в том числе и потому, что более дешевый) iPhone XR поступил в продажу 26 октября, и появится в статистике только следующего квартала.

iPad и Маки
Про эти категории как-то особо даже нечего сказать, поэтому я решил их объединить. С iPad вообще как-то все плохо, при снижении продаж в штуках на 6% продажи в денежном выражении снизились на 15% (тут как раз, видимо, выпуск более дешевых iPad для образования сыграл не очень хорошую шутку с Apple). Посмотрим, как новые iPad Pro, анонсированные на этой неделе, помогут Apple в следующем квартале. Интересный факт, которым поделился Тим Кук во время звонка: для почти половины новых покупателей iPad — это совершенно новое устройство.

С Маком ситуация лучше: при снижении продаж на 2% выручка выросла на 3%, благодаря апдейту MacBook Pro в июле. Подозреваю, что похожая ситуация может сохраниться и в следующем квартале, потому что Apple с новым модельным рядом явно начала ту же игру, что и в случае с iPhone — на повышение ASP. Хотя, конечно, после анонса новых MacBook Air, продажи этой новой модели вполне могут выровнять продажи или даже позволить продемонстрировать рост продаж.

Другие продукты
Интересно, что со следующего квартала эта категория будет называться “Wearables, Home and Accessories”, гораздо лучше описывая то, какие продукты туда входят. Выручка этой категории (там Apple ничего не разбивает на проданные единицы) выросла на 31%, и за это явно надо сказать спасибо новой модели Apple Watch. Сколько всего Apple продала смартчасов, мы так и не узнаем, возможно, никогда. Во время звонка кто-то сказал, что Apple по-прежнему едва успевает производить AirPods, тут же продавая все, что произведено, и это спустя 1,5 года после запуска в продажу.
Функцию ЭКГ Тим Кук пообещал позже в этом году, так что ждем. Про беспроводную зарядку AirPower Тим Кук не сказал ни слова, так что не ждем.

Сервисы
Сервисы, как я писал выше, выросли на 17% до почти 10 млрд долл. При этом год назад там была какая-то разовая корректировка в 640 млн долларов в категории Services (“due to a change in estimate based on the availability of additional supporting information”), без этой корректировки процент роста в этом квартале был бы еще лучше. У Apple теперь есть 330 млн платных подписчиков в экосистеме, в том числе на различные сервисы Apple и на 30 тысяч сторонних приложений, предлагающих свои сервисы через подписку. Самое крупное из них генерит 0,3% выручки категории Services (интересно, какое это?). Рост объемов Apple Pay — в три раза, больше транзакций, чем у PayPal Mobile. В следующем квартале компания будет также сообщать маржинальность категории Services.

Другое
– Рост продаж iPhone составил более 20% на некоторых рынках
– Выручка в Китае выросла на 16%
– За последний год Apple потратила 76 млрд долл на выкуп собственных акций
– Запас финансовых инструментов у компании — 237 млрд долларов

В качестве бонуса — ссылка на страничку журналиста Чарльза Артура, который сделал 14 графиков, демонстрирующих множество аспектов функционирования Apple. Его график с ASP я использовал выше.

Результаты четвертого квартала Apple