Растет ли спрос на контекстную интернет-рекламу?

27 октябрь, 2009 - 11:32КО

По данным аналитиков, интернет-реклама – едва ли не единственный сегмент профильного рынка, сохраняющий свои позиции в современных условиях. О его объеме и перспективах, а также о качественных изменениях, происходящих в нынешнем году, мы спросили у представителей ряда специализированных агентств.

Денис Мазлов

менеджер отдела интернет-рекламы компании «МПГ Украина»

Растет ли спрос на контекстную интернет-рекламу?

Собственной статистики касательно всего рынка интернет-рекламы в Украине мы не ведем и отталкиваемся от данных ВРК (www.adcoalition.org.ua). Согласно исследованиям этой организации в прошлом году его объем составил 100 млн грн, а в нынешнем ожидается рост на 5%. При этом весь рекламно-коммуникационный рынок в нашей стране, по прогнозам, снизится с 11,5 млрд грн в 2008 г. до 7,8 млрд в текущем (т. е. даже в гривне сократится на треть). Основной тенденцией 2009 г. стало уменьшение доли телерекламы и перераспределение части высвобожденных средств для размещения в Интернете.

Наша компания осуществляет мониторинг присутствия различных брендов в Сети, однако в связи с тем, что практически все ресурсы перешли на динамическое размещение, точно оценить объемы по каждому отдельному бренду теперь весьма затруднительно.

Одной из наиболее заметных тенденций на рынке интернет-рекламы стал отказ большинства сайтов от прайс-листов в долларах и переход на гривну. Кроме того, крупным рекламодателям сейчас, как правило, предлагается фиксирование цены на год. К таковым относятся представители телекоммуникационной отрасли, автодилеры и компании, торгующие бытовой техникой.

Спрос на контекстную рекламу, безусловно, увеличивается, и от «пробных включений» в план за последние полтора года дорос уже до пятой части общего объема размещения.

Андрей Панчук

управляющий партнер агентства ADPRO

Растет ли спрос на контекстную интернет-рекламу?

В нынешнем году, несмотря на общее падение рекламного рынка примерно на 30%, сегмент интернет-рекламы вырастет (игроки по-разному оценивают динамику, однако в том, что она будет положительной, сомневаться не приходится). По моему личному мнению, в 2009 г. его объем увеличится на 20–25% и составит 120–125 млн грн. Основная проблема заключается в выработке единой методики подсчетов. Например, до сих пор нет общей позиции по вопросу, следует ли учитывать политическую рекламу, работы по оптимизации сайтов, «шумы» в социальных сетях, реализацию промопроектов и т. п.

По различным оценкам, в текущем году рыночная доля интернет-рекламы равна приблизительно 3% (для сравнения – в прошлом году она не превышала 1,5%). Объяснить это довольно просто – в период кризиса заказчики стали оптимизировать свои бюджеты, сокращая имиджевую составляющую (если только она не влияет напрямую на количество клиентов). Все чаще предпочтение отдается Интернету как средству, позволяющему наиболее точно выходить на целевую аудиторию (targeting). Хотелось бы отметить, что эта тенденция наметилась уже давно, а кризис лишь ускорил процесс смены приоритетов у рекламодателей.

Традиционно основными заказчиками интернет-рекламы являются операторы связи. На втором месте идут автомобильные компании, банковская сфера. Крупные клиенты, как и ранее, работают только с оплатой по факту – в этом году лишь увеличились отсрочки.

Спрос на контекстную рекламу растет из года в год – ведь она в силу своей специфики направлена не на продвижение бренда, а на продажу конкретного продукта либо услуги. Это особенно важно сейчас, когда рекламодателям как ни когда необходима «мгновенная» отдача. Оценить же соотношение между различными видами онлайн-рекламы довольно сложно, так как системы контекстной рекламы в основном ориентированы на работу непосредственно с небольшими клиентами, не пользующимися услугами агентств, и на их долю приходится около 80% размещений со смысловой привязкой. Если говорить конкретно о наших заказчиках, то их затраты на такой вид рекламы составляют около 12%.

Игорь Потиевский

медиадиректор агентства Brainberry

Растет ли спрос на контекстную интернет-рекламу?

Рынок интернет-рекламы в Украине изменяется, причем позитивно. Появляются новые площадки и технологии, улучшается ценовая политика, а главное, все более пристальное внимание к нему проявляют рекламодатели. В прошлом году его объем был равен 100–110 млн грн, и в нынешнем он скорее всего останется на том же уровне, что в условиях сокращения многих видов бизнеса – неплохое достижение.

Доля данного вида рекламы в Украине составляет 1–2% при уровне проникновения Интернета около 20% (в мире эти показатели в среднем равняются 6–7 и более 40% соответственно). Говорить о ее конкуренции с другими медианосителями сложно в силу принципиальных различий как по охвату, так и по целевой аудитории. Скажем, сравнивать онлайн-рекламу с наружной можно будет не раньше чем лет через пять, когда интернет-аудитория у нас в стране вырастет хотя бы вдвое. Сейчас она, по разным оценкам, составляет от 7 до 14 млн, т. е. разброс довольно большой, однако все исследователи считают, что ее ежемесячный рост составляет 0,1–0,4%, и это главное.

Среди основных тенденций года хотелось бы отметить переход рынка на гривну и появление новых методов оплаты за рекламу (CPM, CPC, CPA). Крупнейшими заказчиками остаются мобильная (операторы и производители телефонов) и автомобильная отрасли.

Контекстная реклама – один из наиболее дешевых и адресных видов интернет-рекламы, поэтому неудивительно, что спрос на нее увеличивается. Ее доля в этом году имеет все шансы вырасти на 7%. Хотя сложная экономическая ситуация может этому помешать. На сегодня на нее приходится 20–25%, на баннерную около 70% и на остальные виды рекламы – 5–10%.

Алла Устименко

директор компании AdWork

Растет ли спрос на контекстную интернет-рекламу?

С начала года практически все интернет-ресурсы почувствовали значительный отток рекламодателей. Это привело к появлению более дешевых возможностей покупки медийной рекламы. Однако уже к концу весны некоторые сайты отказались от таких размещений либо ужесточили условия их покупки. Существенным отличием нынешнего года стало массовое возникновение или начало фактической деятельности агентств (sales house) с портфелем серьезных рейтинговых ресурсов, а также качественных, по сравнению с ранее существовавшими предложениями, баннерных сетей.

В целом, несмотря на наличие определенных сложностей, этот год принес ряд позитивных изменений. Поиск более эффективных или просто новых способов продвижения привел к появлению значительного количества смелых, оригинальных и интересных кампаний. Чаще стали использоваться интерактивные баннеры, «вирусные» ролики, на качественно новый уровень перешли промосайты. Причем, что отрадно, готовность воплощать новаторские проекты проявляют и клиенты, и агентства.

Значительно изменился портрет рекламодателя. Достаточно решительно вышла реклама товаров повседневного спроса (FMCG – Fast Moving Consumer Goods), существенно увеличилась активность ИТ-сегмента (его доля выросла примерно вдвое). При этом автомобильные компании, банки и даже производители мобильных телефонов сократили свое присутствие в Сети.

Что касается объема рынка интернет-рекламы, то, на мой взгляд, учитывая экономическую и политическую ситуацию, он останется максимум на уровне прошлого года, т. е. 100 млн грн. Несмотря на ее доступность и эффективность, многие рекламодатели по-прежнему выделяют бюджет на нее по остаточному принципу. Понятно, что данный канал коммуникаций не может быть основным для массового сегмента товаров, но, я думаю, перераспределение бюджетов с традиционных каналов, по каким-либо причинам утративших свою эффективность, на Интернет происходит слишком медленно.