Radeon 9800XT: ASUS начинает и выигрывает

20 октябрь, 2003 - 23:00Сергей Макаров
Даже ярые поклонники NVidia наверняка достаточно давно почувствовали, что сложившаяся на рынке игровых ускорителей 3D-графики ситуация должна в самом ближайшем будущем измениться, и достаточно серьезно. Ибо сложно было не заметить, что американский разработчик графических чипов "доигрался". Причем доигрался в прямом смысле слова -- игры со сроками выпуска, ожидаемым и реальным быстродействием, наконец, со сменой линеек только что вышедших акселераторов и признание их неудачными довольно долго испытывали терпение пользователей. А пользователь (он же покупатель) только внешнее похож на индивидуума, послушно идущего в магазин и выкладывающего требуемую сумму за новый ускоритель. На самом деле разумные производители видеокарт очень тонко чувствуют ту грань, когда терпение покупателя уже на пределе, и пора если не сменить поставщика графических чипов, то, по крайней мере, укрепить свои тылы, расширив модельные ряды продукцией конкурирующего разработчика.

Radeon 9800XT ASUS начинает и выигрывает
Чипсет   Radeon 9800XT (R360) 
Объем видеопамяти  256 MB DDR 
Рабочие частоты (чип/память)  410/365 (730 DDR) MHz 
Интерфейс  AGP 8X 
Предоставлен  MTI: тел. (044) 458-3434 
+    Прекрасная оснащенность и функциональность; отличное качество
изготовления; наибольшая на сегодняшний день производительность в 3D 
-    Не выявлено 
!    Топовый акселератор с поддержкой уникальных технологий и функциями VIVO 
ASUS Radeon 9800XT

Именно так поступила сначала MSI, а теперь и ASUS. Ранее эти компании отличались редкой "NVidia-филией", но теперь громогласно заявляют о выпуске своих новых продуктов на чипах ATI. Шаг во многом значимый, особенно, если учесть политику NVidia в отношении "компаний-двоеженцев". Звучала она приблизительно так: "Хотите работать с ATI? Пожалуйста. Только не рассчитывайте потом на наши чипсеты". И долгое время такая постановка вопроса сдерживала даже ведущих производителей -- все-таки, как ни крути, еще совсем недавно NVidia была безусловным лидером в области 3D-ускорителей, и ссориться с ней не хотелось никому, даже ASUS...

Теперь все изменилось. Первой компанией, анонсировавшей полную линейку ускорителей на базе нового ядра ATI -- Radeon 9800XT, стала именно ASUSTeK. В то же время выпуск продуктов на решениях NVidia она пока прекращать не собирается, но вот грозные заявления и предупреждения "остаться без чипов" ее, видимо, уже совсем не беспокоят -- пришло время волноваться самой NVidia. Теперь уже не производители станут просить у нее чипсеты, а она сама будет стараться удержать около себя производителей...

Да, разумеется, по объемам производства чипов и по количеству проданных акселераторов ATI пока еще трудно тягаться со своим конкурентом, но если на ее стороне сегодня выступают такие гранды, как ASUS и MSI, ситуация очень скоро может измениться... Основная проблема канадского разработчика -- большая загруженность линий компании TSMC, у которой, собственно, ATI и заказывает свои чипы. И если она сама пока не смогла добиться от поставщика увеличения объемов производства, кто знает, может это удастся сделать ASUS?


Описание чипсета

Ну а теперь скажем несколько слов о том, что же представляет собой новая линейка ускорителей Radeon XT. В модельном ряду присутствуют два чипсета -- Radeon 9800XT (R360) и Radeon 9600XT (RV360), являющиеся развитием соответственно чипов Radeon 9800 и Radeon 9600.

По сути, вся "новизна" этих продуктов ограничивается лишь повышением рабочих частот. Если для R350 они составляли 380 MHz для ядра и 340 (680 DDR)/350 (700) MHz для памяти (в зависимости от типа и объема последней; цифры приведены для версий 128 MB DDR и 256 MB DDR соответственно), то для R360 они равны уже 410/365 (730 DDR) MHz. Кроме того, на платах Radeon 9800XT установлены более емкие (256-битные) микросхемы памяти, что позволило сократить их число с 16 до 8.

То же самое касается и Radeon 9600XT. Рабочие частоты 500/300 (600 DDR) MHz против 400/300 (600 DDR) у Radeon 9600 Pro. Как видим, если в случае с R360 увеличились частоты как ядра, так и памяти, то вот у RV360 выросла только первая.

Собственно, вот и все "нововведения" этих чипов. Немного увеличилась производительность за счет повышенных частот (насколько, станет ясно ниже) и изменилась система охлаждения. То есть, не мудрствуя лукаво, ATI решила, не дожидаясь NV38 от NVidia (который, кстати, тоже является ничем иным, как разогнанным GeForce FX 5900 Ultra), еще более упрочить свои позиции на рынке 3D-графики, "подразогнав" имеющиеся чипсеты и предложив новому партнеру решения "с пылу с жару". Возникает смелое предположение -- уж не делалось ли семейство ХТ специально "под ASUS"? Тем более что учитывая возможности и, соответственно, аппетиты этой компании, можно решить, что R360 и RV360 к остальным партнерам ATI попадут не сразу...


ASUS Radeon 9800XT

Ну а теперь от чипа перейдем непосредственно к готовому продукту на его основе. Дизайн PCB по сравнению с референсным не претерпел особенных изменений, за исключением введения поддержки аппаратного мониторинга карты. Кстати, вполне в духе ASUS, выпуская акселератор на топовом ядре, превращать его в "Deluxe"-продукт. Об этом говорит оснащение данной модели микросхемой ATI Rage Theater, отвечающей за VIVO-функции видеокарты. Но удивление вызывает то, что несмотря на реализованную в референс-дизайне поддержку Rage Theater 200, здесь установлена предыдущая модификация данного чипа. Следующим неожиданным для ASUS шагом стала разводка двух выходов: D-Sub и DVI. Обычно в топовых моделях эта компания сознательно устанавливает два DVI-выхода, а для "бедных" предлагает соответствующие переходники. Здесь же все наоборот. Или, может, ASUS "стала ближе к народу"?

Вот что подверглось серьезным изменениям, так это система охлаждения. Она полностью переработана по сравнению с эталонной. Применена двухвентиляторная схема с массивным радиатором, имеющим медное основание с медным же оребрением. На оборотной стороне PCB микросхемы памяти закрыты алюминиевой пластиной. Видимо, разработчик не посчитал нужным устанавливать на них радиаторы.

В общем, изменения по сравнению с "эталоном" от ATI, безусловно, присутствуют, и довольно значительные. А сейчас посмотрим на то, чем всегда отличались видеокарты ASUS, -- поддержку ее фирменных технологий.

Разумеется, ставшие уже визитной карточкой ускорителей этой марки SmartDoctor и SmartCooling здесь реализованы. Механизм их работы также не изменился -- отслеживание значений питающих напряжений, температуры, частоты вращения вентиляторов и ручная регулировка, задание критичных порогов -- все это присутствует. Равно как и возможности по разгону. Правда, не слишком впечатляющие -- максимальные значения, до которых можно поднять рабочие частоты, -- 440/770 MHz для ядра/памяти, чем и обусловлен нынешний порог разгоняемости этой карты.К сожалению, ни одна из сторонних утилит на момент написания статьи не была в состоянии функционировать с Radeon 9800XT. Потому составлять окончательное мнение о разгонном потенциале ускорителя пока еще рановато. Также реализована и функция Video Security II, превращающая ваш ПК в центр видеонаблюдения (разумеется, при наличии видеокамеры).

Отдельного внимания заслуживает новая и, безусловно, интересная технология, получившая название GameFace. Отныне в многопользовательских играх вы можете оценить состояние вашего соперника не только по сухим текстовым сообщениям, но и непосредственно по выражению его лица. При наличии подключенной Web-камеры данная технология позволяет видеть вашего оппонента в отдельном окне на игровом поле. Разумеется, не многим эта функция покажется полезной, но тот факт, что реализм и удобство игр получили еще один толчок -- налицо.


Тестирование

Radeon 9800XT ASUS начинает и выигрывает
Radeon 9800XT ASUS начинает и выигрывает
Radeon 9800XT ASUS начинает и выигрывает
Radeon 9800XT ASUS начинает и выигрывает
В качестве тестовой платформы использовалась система на основе материнской платы Abit IC7-MAX3 (i875P), процессора Pentium 4 3,2 GHz, 512 MB RAM (2 256 MB PC3200 Corsair) под управлением ОС Windows XP Professional SP1.

Что касается списка тестовых приложений, то он, в принципе, остался стандартным, за исключением одного игрового. Впервые мы используем в качестве "мерила игровой производительности" только что вышедший отечественный 3D-шутер FireStarter от известной киевской компании GSC Game World. Геймерам, внимательно следящим за продуктами этого разработчика, данный проект скажет о многом.

Для ускорителей на базе чипов NVidia использовались драйверы Detonator FX 52.13, а для карт ATI -- Catalyst 3.8.

Ну а теперь посмотрим на быстродействие. В принципе, вполне прогнозируемый результат -- Radeon 9800XT оказался несколько быстрее своего предшественника Radeon 9800 Pro и в общем зачете очередной раз стал самым производительным на сегодняшний день 3D-ускорителем.

Отдельного внимания заслуживают итоги FireStarter. Но не в свете того, что в этом тесте продукт ATI показал какие-то особенные результаты (нет, он просто в очередной раз оказался быстрее чипов NVidia), а с позиции того, как нужно писать игровые движки... На сценах с общим числом полигонов больше 300 тыс. при максимальных настройках качества была продемонстрирована скорость около 200 fps в разрешении 1280 x 1024 -- а это, знаете ли, наводит на любопытные размышления: "Можно ли так писать игры?". Если игровые продукты последнего поколения будут вполне комфортно себя чувствовать на ускорителях среднего, а то и нижнего класса, не "подкосит" ли такой подход индустрию 3D-акселераторов? Вопрос интересный... Однако наши отечественные разработчики, по крайней мере, продемонстрировали, что такое возможно.


Выводы

"Симбиоз" ATI и ASUS только начался, пока за кадром остались еще карты на основе 9600XT, 9600SE и бюджетного 9200SE. Но уже по топовому продукту на базе 9800XT можно предположить, что этот процесс будет весьма и весьма результативным, а выходящие из новой "кузницы" акселераторы -- более чем удачными.

При рекомендованной розничной цене порядка $499 (именно рекомендованной, сколько он будет стоить у нас -- лишь дилерам известно) ASUS Radeon 9800XT получился одним из самых оснащенных, функциональных и уж точно самым быстродействующим на сегодняшний день ускорителем трехмерной графики. Ранее наиболее "навороченные" карты на Radeon выпускала либо сама ATI, либо немногие ее партнеры (знаменитая серия All-in-Wonder). Теперь же модельный ряд high-end-видеокарт на чипах ATI значительно расширится с приходом сюда не менее знаменитой серии Deluxe, ранее доступной только поклонникам решений на базе чипсетов NVidia.

Что же касается самой линейки ХТ, то она не привнесла ничего революционного, просто -- "стало еще чуть-чуть быстрее", а вот название подобрано достаточно удачно -- создается впечатления нового ядра, на котором новые партнеры станут производить новые видеокарты. И если все они будут такого же качества, как и ASUS Radeon 9800XT, то кое-кому очень скоро придется несладко...

Видеокарта Sapphire Radeon 9800 Pro Atlantis предоставлена на тестирование
компанией Compass, тел. (044) 531-9730