Radeon 9700: veni, vidi, vici

1 октябрь, 2002 - 23:00Сергей Макаров
Еще со времени анонса Radeon 9000 было ясно, что этот чипсет -- лишь промежуточный шаг между R250 и R300. Пользователи с нетерпением ждали выхода Radeon 9700, тем более что и NVidia не стояла на месте, держа рынок в напряжении обещаниями скорого выпуска нового поколения GPU -- NV30. Тем интереснее было посмотреть, чье же решение окажется лучше на этот раз...

Не взять то, что даровано Небом, значит, себя наказать.
Не действовать, когда приходит время, значит, себя погубить.
Избранные Чаньские изречения

Вспомним, чем закончилась первая серьезная попытка ATI вернуть себе былые позиции на рынке игровых ускорителей -- выход Radeon 8500 должен был ознаменовать собой новый восход звезды ATI Technologies и составить реальную конкуренцию тогдашнему фавориту GeForce3. Однако на деле все вышло не так гладко. Несмотря на то что с инженерной точки зрения чипсет R200 получился весьма неплохим, некоторые факторы помешали ему занять не то чтобы доминирующее положение на рынке, а даже поделить с NV20 этот рынок пополам.

Radeon 9700 veni, vidi, vici
Вот так выглядит чип R300. Так же как и Matrox Parhelia 512, он выполнен в конструктиве FCPGA, но в отличие от последнего не имеет верхней металлической крышки на кристалле

Во-первых, R200 был выпущен позже своего конкурента, что сразу же поставило его на роль догоняющего. А аутсайдеров, как известно, на рынке не любят. Кроме того, именно из-за позднего выхода на рынок вскоре конкурировать этому ядру пришлось уже не с NV20, а с более мощным NV25. А это, как говорится, "уже совсем другой коленкор".

Во-вторых, известная проблема ATI -- драйверы -- и тут дала о себе знать. Несмотря на то что они серьезно исправлены и доработаны, некоторые сложности со стабильностью и совместимостью все же возникали. Да и потом, производительность нового чипсета от ATI хоть и была на уровне, но не настолько высока, чтобы пользователи простили этому чипу перечисленные выше недостатки. Как говорили китайские мудрецы: "в котле с кипящей водой нет холодного места". Сколь бы ни был интересен R200, он так и остался уделом фанатов и энтузиастов, но никак не массовым продуктом.

Однако, видимо, роль вечно второго производителя графических 3D-чипов, пусть и имеющих ряд уникальных преимуществ, явно не устраивала ATI. А для того чтобы изменить текущее положение дел, требовался резкий рывок, который бы показал рынку, что эта компания способна не только догонять лидера, не давая ему расслабиться, но и обгонять его. Опять же, цитируя философов древнего Китая, "вторая попытка не стоит и половины медяка". Поэтому эта "вторая попытка" должна была быть настолько мощной и убедительной, чтобы у пользователей не осталось сомнений -- сегодня нет явного лидера на рынке графических чипсетов, есть два равных игрока, идущих "ноздря в ноздрю".

Начало этого "прорыва" было весьма успешным -- выпуск Radeon 9000 еще раз подтвердил известную народную мудрость: "свято место пусто не бывает". Если один производитель не может занять какой-то сегмент рынка, это тут же сделает другой. Новый продукт ATI практически "вышиб" чипсеты NVidia из нижнего ценового диапазона. Теперь оставалось только продолжить столь успешный старт.

И у канадской компании это получилось! Первый в мире DirectX 9.0-ускоритель она выпустила раньше своего конкурента! Более того, это практически единственный случай, когда производитель опередил не только своих конкурентов, но и разработчика графического API, т. е. акселератор уже есть, а вот финальная версия DirectX 9.0 еще не вышла...

Технические характеристики видеочипов

Не поспешила ли ATI? Не вышла ли на рынок очередная "пустышка", интересная лишь своими спецификациями, но никак не реальными характеристиками? Удалась ли "вторая попытка" канадскому производителю? Именно на эти вопросы мы и попытаемся ответить в сегодняшнем материале.

Итак, встречайте -- Radeon 9700. Первый в мире акселератор, уже совместимый с еще не выпущенным API.


Radeon 9700 изнутри

Radeon 9700 veni, vidi, vici
PowerColor Radeon 9700 Pro: ориентировочная стоимость -- $437. Продукт предоставлен компанией K-Trade: тел. (044) 252-9222
Radeon 9700 veni, vidi, vici
Club3D Radeon 9700 Pro: ориентировочная стоимость -- $395. Продукт предоставлен компанией "Навигатор": тел. (044) 241-9494

Прежде чем перейти к описанию нового чипсета, скажем несколько слов о видеокартах на его основе. У нас на тестировании побывали два продукта от различных производителей -- Evil Commando Radeon 9700 Pro от Club3D и PowerColor Radeon 9700 Pro.

Оба продукта похожи как близнецы братья и отличаются лишь именем поставщика, поэтому в дальнейшем мы будем говорить просто о "Radeon 9700 Pro" без указания марки. Как нетрудно догадаться, обе карты, участвовавшие в тесте, построены на базе чипа Radeon 9700 Pro -- это старшая модель в серии R300. Кроме нее, имеется еще Radeon 9700, отличающийся более низкими частотами ядра и памяти.

Первое, что бросается в глаза при взгляде на основанные на новом ядре видеокарты, это дополнительный разъем питания. Да, прошло время, когда видеокартам хватало стандартного питания, обеспечиваемого AGP-шиной. Второй отличительной особенностью этих продуктов является отсутствие радиаторов на чипах памяти (интересный момент -- теперь и ATI использует в своих продуктах микросхемы в конструктиве mBGA). ATI по-прежнему придерживается той позиции, что охлаждать нужно только ядро, но не память. И это несмотря на возросшие тактовые частоты и измененную архитектуру. Но об этом несколько ниже.

А теперь перейдем непосредственно к техническим характеристикам нового чипсета. Основные параметры отражены в таблице, поэтому остановимся лишь на наиболее интересных моментах.

Итак, что же изменилось в новом ядре по сравнению с R200?

В первую очередь это ширина шины памяти. Теперь ее разрядность составляет 256 бит против 128 у предшественников. В настоящий момент R300 -- это второй после Matrox Parhelia 512 чипсет, оснащенный подобной шиной памяти. Кроме того, разработчиком заявлена возможная совместимость этой шины не только с имеющейся сегодня на рынке памятью DDR SDRAM, но и с будущей DDR II.

На поддержке пока еще "туманного" стандарта AGP 8X особо останавливаться не стоит, а вот кардинально изменившийся контроллер памяти следует рассмотреть более подробно. Традиционно ATI предпочитала применять в своих чипсетах одно- либо двухканальные контроллеры памяти, тогда как NVidia -- четырехканальные. Решение ATI более "лояльно" к микросхемам памяти, так как использует пересылку данных большими порциями без сложного механизма коммутации потоков и кэширования, следовательно, вызывает меньший нагрев чипов памяти (именно этим и объясняется наличие на ее продуктах только одного радиатора -- на графическом чипе). Однако подход NVidia более эффективен при решении сложных задач, требующих большого числа одновременно обрабатываемых потоков данных, идущих к различным блокам ускорителя. Подтверждением этому и является тот факт, что в R300 ATI отказалась от привычной схемы и теперь использует четырехканальный 64-разрядный контроллер памяти с внутренней коммутацией.

Далее, что касается технологий экономии полосы пропускания шины локальной видеопамяти. Тут R300 традиционно поддерживает механизм ранней проверки и очистки Z-буфера. Ее фирменная технология HyperZ получила дальнейшее развитие и теперь имеет название HyperZ III. Принцип ее работы остался прежним: еще в Z-буфере акселератор определяет видимые части пересекающихся полигонов, что позволяет текстурировать только те участки, которые реально видны в сцене, и отбрасывать те, что перекрываются соседними полигонами.

Теперь посмотрим на число конвейеров и блоков текстурирования. По сравнению с R200 у нового чипсета количество конвейеров текстурирования увеличилось вдвое -- с 4 до 8. А вот с TMU ситуация обратная: теперь каждый конвейер имеет лишь по одному блоку, а не по два, как это было в R200. Но и функциональность заметно повысилась. Теперь, по сути, каждый конвейер снабжен полноценным RISC-процессором, который самостоятельно может исполнять код пиксельных шейдеров. Кроме того, каждый TMU в состоянии реализовывать анизотропную фильтрацию практически без потери скорости, и (наконец-то!) появилась возможность одновременного использования трилинейной и анизотропной фильтрации.

Говорить о реализации DirectX 9.0 пока еще рано, так как на сегодняшний день это больше теоретические, чем практические сведения, которые до выхода окончательной версии этого API представляют исключительно академический интерес. Мы только отметим, что поддержка этого API в R300 присутствует, т. е. поддержка именно в "железе", но пока еще не в драйверах, что, в общем-то, неудивительно.


Результаты тестов

Radeon 9700 veni, vidi, vici
Radeon 9700 veni, vidi, vici
Radeon 9700 veni, vidi, vici
Radeon 9700 veni, vidi, vici
Radeon 9700 veni, vidi, vici
Radeon 9700 veni, vidi, vici
Radeon 9700 veni, vidi, vici
Radeon 9700 veni, vidi, vici
Radeon 9700 veni, vidi, vici
Radeon 9700 veni, vidi, vici
Radeon 9700 veni, vidi, vici

В этот раз комментарии к результатам будут даны в несколько измененной форме -- тезисно. По одной причине -- практически все видно из самих диаграмм, и в пространных пояснениях они не нуждаются.

3Dmark 2001SE, общий балл. Практически во всех игровых подтестах этого пакета картина идентична -- налицо явное преимущество Radeon 9700 Pro над всеми имеющимися сегодня на рынке акселераторами.

3Dmark 2001SE, Car Chais. Лишь в этом подтесте из пакета 3DMark 2001SE результаты несколько выбиваются из общего ряда. Как в режиме Low Detail, так и в High Detail показатели GeForce4 Ti4600 и Radeon 9700 Pro идентичны. Даже разогнанному Radeon 9700 не удается вырваться вперед. Причина, видимо, -- в недостаточной мощности CPU.

Quake III Arena. Не самый новый OpenGL-движок, но тем не менее из-за огромной базы накопленных результатов все еще входящий в обязательную программу тестов. Как видно из диаграммы, Radeon 9700 Pro и в OpenGL показывает выдающееся быстродействие.

VillageMark. Тест, демонстрирующий эффективность алгоритмов работы ранней очистки Z-буфера различных чипсетов. Видимо, ATI весьма серьезно доработала механизм HyperZ, так как Radeon 9700 Pro оставляет далеко позади всех конкурентов при отрисовке сцен с большим количеством пересекающихся поверхностей.

Code Creatures. Тест аналогичен подтесту Nature из пакета 3DMark 2001SE и показывает реализацию пиксельных шейдеров, но в отличие от Nature является гораздо более тяжелым для акселератора. Результат впечатляющий -- по сравнению с Radeon 8500 у Radeon 9700 Pro производительность этого блока выросла практически в три раза!

Vertex, Pixel, Advanced Pixel Shaders. Три синтетических подтеста из пакета 3DMark 2001SE, демонстрирующих скорость работы соответствующих блоков ускорителя. Эти результаты лишь подтверждают тот факт, что блоки исполнения шейдеров в Radeon 9700 подверглись существенной переработке -- отрыв от бывшего чемпиона -- в 2--3 раза.

SPES viewperf 6.1.2 -- AWADVS, ProCDRS. Два подтеста из пакета, показывающего производительность в профессиональном OpenGL. И в обоих Radeon 9700 Pro оставляет далеко позади всех конкурентов. Кто-то еще помнит те времена, когда продукты ATI либо не проходили этот тест вообще, либо показывали чрезвычайно низкие результаты?

3DMark 2001SE, AA. И наконец, реализация полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации. Как и предполагалось, у Radeon 9000 анизотропная фильтрация "бесплатная", у Radeon 9700 Pro ее включение все же приводит к небольшому падению производительности, хотя и весьма незначительному. А вот сама скорость ее реализации существенно возросла.


Выводы

Для описания выхода на рынок семейства "девятитысячников" от ATI идеально подходит боксерский термин "двоечка": "попал -- добавь". Ощутимо "укусив" конкурента выпуском прекрасного бюджетного ускорителя Radeon 9000/9000 Pro, она тут же "добавила", выбросив на рынок куда более мощный и функциональный продукт -- Radeon 9700.

На сегодняшний день -- это самый быстрый DirectX 8.1-совместимый акселератор. Кроме того, этот чипсет пока единственный, полностью совместимый со спецификацией DirectX 9.0. Удар получился настолько мощным, что практически отправил NVidia в глубокий нокдаун -- в настоящий момент ей попросту нечего противопоставить чипу R300. И если в сегменте бюджетных ускорителей она еще как-то может конкурировать, резко опустив цены на GeForce4 Ti4200 (а кто сказал, что ATI не поступит точно так же с Radeon 9000 Pro?), то вот в секторе high-end ей представить нечего...

Полученный NVidia удар оказался еще тяжелее, так как ATI доказала не только свою способность быть неплохим ведомым, постоянно наступающим лидеру на пятки, но и показала всем, что может быть и хорошим ведущим. Что она может не только догонять, но и обгонять, казалось бы, безусловного фаворита на рынке игровых графических чипсетов. Способность этой компании разрабатывать концептуально неплохие продукты уже давно не вызывала сомнений, оставалось лишь одно слабое место -- драйверы. Но сегодня и эта проблема решена! Более никаких проблем с инсталляцией новой серии драйверов Catalyst не возникает. По простоте установки они ничуть не уступают серии Detonator от NVidia, а вот по количеству и удобству настроек даже превосходят их.

Да, можно говорить о том, что спецификация DirectX 9.0 еще до сих пор находится в стадии пусть не глубокой, но "беты", что еще неизвестно, как себя покажет сегодняшний чемпион после выхода окончательной спецификации этого API и т. д. Но факт остается фактом: ATI сумела обогнать NVidia в секторе DirectX 8.1-акселераторов и выпустила DirectX 9.0-совместимый продукт ощутимо раньше конкурента. Пока еще мифического NV30, весьма впечатляющего своими спецификациями, никто не видел "в железе" и, скорее всего, до Рождества и не увидит... А R300 -- вот он уже доступен на рынке, причем по разумной для ускорителей такого класса цене.

Кроме того, отлично исполненная ATI "двоечка" вполне может перейти в полноценную "троечку" с выходом на рынок Radeon 9500 (PowerColor, к примеру, уже анонсировала карту на этом чипсете) -- несколько урезанного по рабочим частотам и количеству конвейеров (с восьми до четырех) варианта Radeon 9700. И вот тут-то, еще до выхода NV30, ATI покроет все сегменты рынка графических ускорителей.

Что ж, рынок срывает красивые халаты спецификаций с конкурентов и показывает, кто зря посылал поцелуи зрителям перед началом матча, а кто реально готов и способен бороться за победу. Пока можно констатировать один-единственный факт -- первый раунд "чемпионата DirectX 9.0-акселераторов" закончился полной победой ATI. Пусть ее соперник все еще достаточно силен и вполне способен переломить ситуацию в свою пользу, но сейчас NVidia "на полу", и судья (пользователи) уже открыл счет...