Radeon 9000: учиться нужно на чужих ошибках...

20 август, 2002 - 23:00Сергей Макаров
Текущий год можно смело назвать "годом аутсайдеров". В течение весьма непродолжительного времени многие компании, на которых пользователи уже практически поставили (или собирались это сделать) крест, неожиданно "подняли головы" и начали теснить на рынке, казалось бы, признанных фаворитов. И сегодняшний материал -- еще одно подтверждение тому, что в такой динамичной сфере, как IT-индустрия, "почивать на лаврах" не разрешено никому, сколь незыблемым не выглядело бы со стороны твое положение...
Введение

Рынок игровых акселераторов, казалось бы, уже раз и навсегда разделенный, превратившийся в своеобразную "тихую заводь" компьютерной индустрии, в которой практически безраздельно властвовала NVidia, неожиданно стал если не наиболее динамичной областью, то уж точно утратил звание "самого изученного и практически стабильного".

Radeon 9000 учиться нужно на чужих ошибках...
А вот так выглядит RV250
Сначала -- весьма неплохой старт практически ушедшей в тень компании ATI, выпустившей Radeon 8500 -- не "виртуального", а вполне реального конкурента тогдашнему фавориту от Nvidia. Затем -- резкий взлет уже почти исчезнувшей с арены игровых чипов компании SiS с новым графическим ядром Xabre. На фоне всех этих событий довольно неоднозначное поведение лидера, компании NVidia, выпустившей несколько... скажем так, странный чипсет, который то ли по недосмотру, то ли из-за не совсем честной маркетинговой политики получил в свое название цифру "4" (речь идет о серии GeForce4 MX), заставило покупателей со все возрастающим интересом вновь наблюдать за развитием ситуации на рынке видеоакселераторов.

И вот сегодня перед нами -- следующий виток этой динамично раскручивающейся спирали. Компания ATI выпустила еще одно многообещающее графическое решение -- Radeon 9000, имеющий кодовое название RV250 и являющийся преемником всей линейки бюджетных ускорителей, построенных на базе Radeon 7500. Кроме того, именно карты на основе этого ядра должны составить, по замыслу производителя, прямую конкуренцию семейству акселераторов GeForce4 MX. Рассмотрим же более детально новинку, представленную ATI на этот раз.


"Россия п ри Америке напоминает мне умную жену при дураке муже"

Технические характеристики видеочипов
Именно с этой фразы Михаила Задорнова хочется начать раздел, посвященный описанию нового чипсета. Несколько странный выбор названия, но после более близкого знакомства с этим ядром станет ясно, что оно вполне оправданно.

Итак, Radeon 9000. Чип, нацеленный, в первую очередь, на бюджетный сегмент рынка, в котором доминирующими являются акселераторы с ценой в районе $100. Именно такую сумму готовы выложить большинство домашних пользователей за видеокарту. Именно на этот сегмент приходится наибольший объем продаж. И именно сюда была ориентирована серия GeForce4 MX от NVidia.

Radeon 9000 учиться нужно на чужих ошибках...
Видеокарта Sapphire Radeon 9000 Atlantis. Ориентировочная стоимость -- $97. Продукт предоставлен компанией Compass: тел. (044) 531-9730
Чем же примечательна новинка, разработанная ATI? Вспомним, что же так возмутило покупателей в "новых МХ"? В первую очередь -- явное противоречие между цифрой в маркировке чипсета и его реальной функциональностью. Полное отсутствие поддержки пиксельных шейдеров и, как оказалось впоследствии, "полуаппаратные" вершинные никак не сочетались с понятием "несколько урезанный по функциональности GeForce4".Поэтому эти чипы и не были популярными у игроков. Им предпочитали практически равные по стоимости, но гораздо более функциональные GeForce3 Ti200.

Видимо, этот факт и использовала ATI при попытке "подрезать ноги" конкуренту на рынке бюджетных видеокарт. Именно поддержкой пиксельных шейдеров и привлек к себе внимание чипсет SiS Xabre.

Несложно догадаться, что же примечательно в RV250. Да, это -- именно полноценная поддержка DirectX 8.1, включающая в себя не только механизмы шейдеров, но и реализованные в чипе так называемые N-патчи, позволяющие акселератору работать с кривыми поверхностями, ощутимо повышающими реалистичность трехмерных моделей. Напомним, что с помощью N-патч тесселяции и реализована фирменная технология ATI -- TrueForm. Вкратце ее суть заключается в том, что каждый из треугольников, составляющих трехмерную модель, по определенным алгоритмам, задаваемым разработчиком, "выгибается" в процессе рендеринга. Это позволяет получать более реалистичные модели по сравнению с теми, которые "собраны" из плоских треугольников. Текстура натягивается на более округлый и естественный с точки зрения человека "каркас", поэтому даже при равном количестве полигонов модель, полученная с помощью тесселяции N-патчей, выглядит натуральнее именно из-за отсутствия резких, угловатых форм.

После ознакомления со сравнительной таблицей становится понятно, что единственное отличие RV250 от старшей модели -- R200 (Radeon 8500) -- состоит в уменьшенном количестве блоков текстурирования -- их всего по одному на конвейер (а не по два, как у R200). В остальном же он не только не отстает от него, но и немного превосходит по функциональности: теперь ядро содержит не один, а два встроенных RAMDAC и встроенный TV-выход.

Radeon 9000 учиться нужно на чужих ошибках...
Видеокарта Power Color Radeon 9000 Pro. Ориентировочная стоимость -- $128. Продукт предоставлен компанией K-Trade: тел. (044) 252-9222
Окажись GeForce4 MX именно таким (несколько урезанной версией старшего чипсета с практически идентичной функциональностью, но меньшим быстродействием), судьба Radeon 9000 могла бы быть гораздо менее удачной... Но на сегодняшний день продукт ATI стал единственным на рынке полноценным DirectX 8 -- совместимым акселератором по такой цене.

Остановимся еще на некоторых особенностях новинки, которые не вошли в таблицу:

1. Radeon 9000 имеет один контроллер памяти с разрядностью 128 бит, тогда как Radeon 8500 -- два по 64 бита.

2. Алгоритмы анизотропной фильтрации также полностью идентичны Radeon 8500. И точно так же, как и он, новичок не может одновременно работать с анизотропной и трилинейной фильтрацией. По-прежнему не поддерживается анизотропная фильтрация для трехмерных текстур и карт отражения.

3. Что касается поддержки API DirectX 8.1 -- оба чипа опять же идентичны.

Можно сказать, что RV250 -- несколько менее быстродействующая вариация Radeon 8500, чем "несколько более расширенный" вариант Radeon 7500.

Вся линейка продуктов на основе RV250 включает две модели: Radeon 9000 и Radeon 9000 Pro. Единственное отличие состоит лишь в рабочих частотах.


Комментарии к результатам

Radeon 9000 учиться нужно на чужих ошибках...
Radeon 9000 учиться нужно на чужих ошибках...
Radeon 9000 учиться нужно на чужих ошибках...
Radeon 9000 учиться нужно на чужих ошибках...
Radeon 9000 учиться нужно на чужих ошибках...
Radeon 9000 учиться нужно на чужих ошибках...
Radeon 9000 учиться нужно на чужих ошибках...
Radeon 9000 учиться нужно на чужих ошибках...
Radeon 9000 учиться нужно на чужих ошибках...
Radeon 9000 учиться нужно на чужих ошибках...
Пришло время посмотреть на реальную производительность столь интересного по спецификациям акселератора. Но перед этим скажем пару слов о конфигурации тестового стенда и методике тестирования. Итак, тестовая платформа представляла собой систему, построенную на основе материнской платы ASUS P4S533 (чипсет SiS645DX), процессора Intel Pentium 4 2,4 GHz, 512 MB DDR2100, жесткого диска WD1000BB. В качестве ОС применялась Windows XP Professional. Для акселераторов серии Radeon использовались драйверы Catalyst 2.2.

Помимо собственно производительности акселераторов, проводилось тестирование нового чипсета и на разгоняемость. Продукт бюджетного уровня? Имеет Light-версию с пониженными частотами? Так почему бы не попытаться оценить тот максимум, который можно "выжать" из данного продукта?

Итак, разгон. Как видно из приведенных фото, на видеокартах Radeon 9000 Pro несколько изменилась система охлаждения. В то же время Radeon 9000 изготовлен по стандартной для подобного класса продуктов схеме -- только пассивное охлаждение чипа. Старший акселератор подтвердил уже успевшие сложиться вокруг него слухи как о "чипсете с очень высоким разгонным потенциалом". Без дополнительного охлаждения он прекрасно себя чувствовал на частотах вплоть до 305/305 MHz для чипа и памяти. А вот "младшенький" Radeon 9000 оказался не столь терпимым к нештатным режимам: 270/230 MHz -- это тот максимум, которого нам удалось достичь. Желающим же добиться от подобных продуктов большего быстродействия придется немного потрудиться и как минимум оснастить карту активной системой охлаждения. Однако и это не гарантирует работу памяти на частотах гораздо выше паспортных -- как правило, на карты такого уровня ставят далеко не самые высококлассные модули...

А теперь посмотрим на результаты производительности. В Direct3D-тесте 3Dmark 2001 SE картина абсолютно идентична от подтеста к подтесту -- в лидерах Radeon 8500. Но очень-очень близко к нему подходит разогнанный Radeon 9000 Pro... и сразу же за ним идет Radeon 9000 Pro, работающий на штатных частотах. Эта "тройка лидеров" не меняется ни в одном из игровых тестов. Некоторая "мышиная возня" происходит только в "нижнем сегменте" -- то GeForce4 MX440 на несколько fps обойдет Radeon 7500, то наоборот. В целом же можно сказать, что в реальных D3D-приложениях Radeon 9000 как минимум не медленнее (практически везде несколько быстрее), чем GeForce4 MX440, а Radeon 9000 Pro при небольших усилиях по его разгону весьма близко подходит к Radeon 8500.

Если посмотреть на результаты синтетических тестов в том же 3DMark 2001 SE, картина получается, в принципе, аналогичная, за исключением того, что в некоторых подтестах разогнанный Radeon 9000 Pro обходит, казалось бы, более производительный Radeon 8500. Объяснить это можно тем, что отдельные задачи выигрывают за счет большего числа TMU на конвейере, а в других повышенные частоты чипа/памяти позволяют компенсировать меньшее число блоков текстурирования. При взгляде на диаграммы становится предельно ясно, в каких задачах какой чипсет оказывается быстрее, поэтому развернутые комментарии здесь излишни.

Но не везде картина одинакова. К примеру, Quake 3 Arena, достаточно старое OpenGL-приложение, явно предпочитает частоты, а не TMU... Отсюда можно сделать вывод, что мало иметь чип с более мощной архитектурой, используемые приложения еще должны уметь ее задействовать.

Ситуация с пиксельными шейдерами тоже неоднозначна. В подтесте Nature, безусловно, лидирует Radeon 8500, а вот в Code Creatures разогнанный Radeon 9000 Pro опять заставляет его несколько подвинуться.

Ну и, наконец, конек чипсетов ATI -- тест VillageMark, в котором наибольшее значение имеют алгоритмы раннего отсечения невидимых поверхностей. И вот тут-то нас ожидает сюрприз... Radeon 9000 проигрывает даже Radeon 7500! Вряд ли это недоработки драйверов. Скорее, производитель решил не устраивать пользователям совсем уж "райскую жизнь" и несколько "умерил пыл" этого блока в новом чипсете...


Выводы

Вот мы и подошли к самой "легкой" для прочтения части любого "железячного" материала. В нем нет ни цифр, ни описаний, ни спецификаций. А есть лишь подытоживание уже сказанного на основе графиков и результатов измерений, иногда "сдобренное" некими мыслями автора.

Итак, вышел новый чипсет. Ничего революционного. Просто хороший, качественный акселератор, который должен был, по идее, появиться достаточно давно. Но "лучше поздно, чем от NVidia". Это заявление может показаться несколько грубоватым, однако навеяно оно отнюдь не неприязнью автора к этой компании. Просто "почивание на лаврах" сгубило некогда весьма мощную компанию 3dfx. Теперь же, если на рынке вновь не возникнет острая конкурентная борьба, NVidia вряд ли станет баловать покупателей хорошими акселераторами за разумные деньги. А зачем, если она останется единственным серьезным игроком? Поэтому выпуски подобных Radeon 9000 чипсетов, которые не устраивают революции на рынке, но зато "больно кусают" слишком обленившихся конкурентов, следует только приветствовать.

Сейчас уже можно смело утверждать, что семейство GeForce4 MX обречено... И если его "родитель" NVidia в ближайшее время не предпримет кардинальных шагов, он рискует быть ощутимо потесненным в секторе бюджетных акселераторов. Поэтому в самое ближайшее время должны начаться весьма интересные события. Будет ли это выпуск очень туманного NV18, либо обвальное снижение цен на GeForce4 Ti4200, либо что-то еще -- в любом случае рынок всколыхнется. И от этого в конечном итоге выиграет только потребитель.

Ну а пока пользователь может реально приобрести полноценный DirectX 8.1 -- акселератор за весьма разумные деньги. Да и Radeon 8500 станет ощутимо доступнее рядовому покупателю. А ведь RV250 -- это только первая ласточка. Не за горами и R300 (Radeon 9700), а вот обещанный NV30 пока что не спешит "являться миру"...