"Рабочие лошадки" GPRS: выбираем бизнес-телефон

19 февраль, 2003 - 00:00Роман Хархалис
Наш разговор о GPRS был бы неполным, если бы мы обошли вниманием собственно "аппаратные средства" для пакетной передачи данных -- мобильные телефоны с поддержкой соответствующей технологии.
Развитие мирового и отечественного рынков услуг сотовой связи и мобильных терминалов происходило так, что на момент коммерческого запуска GPRS в Украине недостатка в GPRS-телефонах нет -- они доступны в магазинах в широком ассортименте, и, более того, уже достаточно распространены среди пользователей. За время, прошедшее с начала внедрения пакетной передачи данных в Европе и США, поддержка GPRS стала неотъемлемым атрибутом не только топ-моделей, но и телефонов среднего и даже начального уровня. Один из самых дешевых таких аппаратов -- Motorola T192 -- уже вполне реально купить по цене не выше $90. Однако сегодня мы поговорим не просто о телефонах с GPRS, а об устройствах, пригодных для более серьезных задач, которые принято относить к бизнес-классу.


О чем речь?

Характеристики мобильных телефонов бизнес-класса с поддержкой GPRS
Поиск ответа на вопрос: "Что есть бизнес-телефон?" и раньше был весьма непростым, а сегодня, в период смены приоритетов в разработке телефонов и пересмотра критериев образования ценовых классов, представляется делом практически невозможным. Однако мы пойдем дальше традиционных обтекаемых и неточных определений вроде "аппарат для профессионального использования", "...для зарабатывания денег" "модель стоимостью от $250 до $350" и постараемся заменить их более точными и соответствующими потребностям пользователей.

Для начала выясним, что скрывается под понятием "профессиональное использование". Разумеется, здесь речь идет не о профессиональном ведении телефонных разговоров -- в таком случае наиболее серьезными "профи" нужно было бы признать секретарей и телефонных диспетчеров. Доля правды в этом есть -- бизнес-телефоны ориентированы на людей, которые говорят часто и много. Но на самом деле "профессиональным" (в смысле серьезности и постоянства) следует считать интерес части пользователей (преимущественно технически грамотных специалистов и менеджеров) к изучению и максимально полному использованию возможностей своего аппарата, а также применению его для решения наибольшего числа своих повседневных задач. Естественно, для этого требуется довольно много дополнительных функций, которые производители, учитывая пожелания таких клиентов, охотно встраивают в свои продукты. Итак, в первую очередь "профессиональный", или бизнес-телефон, -- это многофункциональный аппарат.

Для чего можно приспособить современный "мобильник", если максимально эффективно его использовать? В нем можно хранить номера телефонов, адреса и прочую информацию о своих знакомых, причем такое досье иногда бывает весьма подробным. Телефон всегда находится при своем владельце, а значит, пригоден для ведения списка задач, упорядоченных по времени, и автоматического напоминания о них. В принципе, в него заносят и другие данные, например краткие текстовые или голосовые заметки. Все это в большей или меньшей степени необходимо занятому человеку. Другим словом, бизнес-телефон -- это устройство для хранения и обработки персональной информации.

Коммуникационные возможности современного "мобильника" не ограничиваются только передачей голоса -- он способен пересылать и принимать текстовые сообщения, электронную почту, а с недавних пор -- графику и мультимедиа. Телефон может работать с цифровыми данными с WAP-, а иногда и Web-серверов, как самостоятельно, так и в качестве беспроводного модема для портативных компьютеров. Данные возможности активно используются теми, кто много работает "на ходу". Аппарат для их бизнеса -- это устройство, подготовленное для приема/передачи самых разнообразных данных, причем как готовое для самостоятельной обработки и отображения цифровой информации, так и оборудованное удобными и функциональными средствами для взаимодействия с мобильными компьютерами. На практике одно из направлений в применении телефона -- для автономного хранения и обработки информации или для обеспечения мобильного компьютера коммуникационными возможностями -- обычно превалирует, и это влияет на выбор модели.

Подытоживая сказанное, можно вывести общее определение бизнес-телефона -- это модель, в которой реализовано максимальное количество актуальных на данный момент функций и технологий, ориентированная на интенсивное использование голосовой связи, хранение большого количества персональной информации и прием/передачу разнотипных данных в автономном режиме и оснащенная интерфейсами для связи с портативными компьютерами. "Вторичными признаками" бизнес-телефонов являются те особенности, которые соответствуют предпочтениям целевой аудитории, -- дизайн, актуальные на момент выпуска имиджевые функции и ценовой диапазон.

Опираясь на данное определение, можно вывести основные требования к современному бизнес-телефону:
  • наличие расширенной телефонной книги, в которой для каждого абонента хранится несколько телефонных номеров, адрес e-mail, а в идеале -- максимум контактной информации;
  • встроенный календарь-органайзер, позволяющий программировать напоминания о предстоящих событиях и задачах;
  • возможность синхронизации данных телефонной книги и органайзера с информацией PIM-приложения на настольном компьютере или ноутбуке;
  • наличие встроенного модема, инфракрасного порта (обязательно), адаптера Bluetooth, дата-кабеля в комплекте поставки (желательно);
  • поддержка GPRS (отныне это уже не задел на будущее, а реальная возможность ускорения передачи данных, так что такое требование тоже становится обязательным для бизнес-телефона).
Исходя из этих критериев, мы и отобрали для нашего обзора модели, достойные внимания современных бизнес-пользователей.


Что предлагают производители?

"Рабочие лошадки" GPRS выбираем бизнес-телефон
Alcatel OneTouch 715
"Рабочие лошадки" GPRS выбираем бизнес-телефон
Motorola T720
"Рабочие лошадки" GPRS выбираем бизнес-телефон
Nokia 6800
"Рабочие лошадки" GPRS выбираем бизнес-телефон
Nokia 7650
"Рабочие лошадки" GPRS выбираем бизнес-телефон
Samsung SGH-S300
"Рабочие лошадки" GPRS выбираем бизнес-телефон
Siemens S55
"Рабочие лошадки" GPRS выбираем бизнес-телефон
Sony Ericsson T68i
Случилось так, что компания Alcatel пропустила несколько циклов выпуска бизнес-телефонов (модели OneTouch 50x/70x трудно считать таковыми из-за недостатка коммуникационных возможностей) и только сейчас выводит на украинский рынок модель OneTouch 715, полностью соответствующую критериям бизнес-класса. Следует учитывать, что данный аппарат был представлен около года назад и разрабатывался с учетом требований того времени. Поэтому даже при всем богатстве его оснащения последние технологические новинки, в частности адаптер Bluetooth, цветной экран, поддержка Java и MMS, в нем отсутствуют. Недостатком является также чрезмерно оригинальная и неудобная конструкция разъема дата-кабеля (на задней стенке аппарата со съемной крышкой). Чтобы завладеть вниманием покупателей, Alcatel предлагает необычный, броский и весьма приятный дизайн в сочетании с низкой ценой, превращая OneTouch 715 в своеобразное "бюджетное имиджевое многофункциональное решение". Оно привлекательно благодаря как удачному соотношению цены и возможностей, так и стильному внешнему виду.

Несмотря на то что телефоны марки Ericsson уже сняты с производства, в украинских магазинах они еще имеются. Будучи выпущенными относительно давно, эти аппараты предлагаются по невысоким ценам и поэтому могут привлечь внимание экономных пользователей. Пожалуй, наиболее интересным из них является Ericsson T39m -- сравнительно недорогой телефон с поддержкой Bluetooth, большой адресной книгой и грамотной кириллизацией. Эти преимущества сочетаются с отличным качеством связи. Без недостатков, конечно же, не обошлось: у T39m очень маленький экран, нет поддержки Java и MMS, отсутствуют полифонический звонок и цветной дисплей, что, впрочем, для прагматичного пользователя несущественно. Самый доступный терминал с адаптером Bluetooth -- Ericsson R520, первая в истории модель с такой опцией. Она имеет все преимущества T39m, однако ее низкая чувствительность вызывает нарекания многих пользователей. И наконец, Ericsson T68 -- предшественник популярного нынче Sony Ericsson T68i, хоть и не может похвастаться поддержкой MMS, все же существенно дешевле своего наследника.

Компания Motorola, чьей корпоративной политикой до недавнего времени было применение в телефонах максимального количества передовых технологий, в настоящий момент меняет приоритеты, ориентируясь на имиджевые решения и массовый рынок. Поэтому основу ее линейки бизнес-моделей составляют обновленные версии выпущенных еще год-два назад аппаратов -- T280i, v60i и v66i. Следует отметить, что потенциал, заложенный в эти модели, настолько велик, что даже сегодня они вполне конкурентоспособны в нижнем ценовом диапазоне (это, кстати, свойственно большинству телефонов Motorola). При обновлении был увеличен объем памяти, что позволило в два раза нарастить емкость адресной книги, а также добавлена поддержка Java, а это обеспечило "расширяемость" платформы. В пользу данных моделей говорят хорошие технические характеристики и низкая цена (в частности, v66/v66i -- самый доступный бизнес-аппарат в раскладном корпусе), против них -- относительно большой "возраст", отсутствие поддержки MMS, а также модных особенностей -- цветного экрана и полифонического звонка. Впрочем, это не имеет значения для прагматичных и экономных пользователей.

В качестве бизнес-телефона последнего поколения Motorola продвигает модель T720/T720i в раскладном корпусе. Это единственный аппарат такой конструкции, практически не уступающий по набору как имиджевых, так и деловых функций наиболее оснащенным моноблочным устройствам.

В противоположность американской компании финская Nokia в последнее время значительно расширила ассортимент бизнес-телефонов, хотя и до сих пор его нельзя было назвать недостаточным. Из моделей предыдущего поколения остаются актуальными весьма популярный имиджевый телефон Nokia 8310, обладающий полной бизнес-функциональностью, а также его аналог Nokia 6510, отличающийся более строгим дизайном и встроенным "электронным кошельком", причисляемый к "чистому" бизнес-классу. Весьма интересна модель Nokia 6310 и ее обновленная версия Nokia 6310i, являющаяся одним из наиболее богато оснащенных современных бизнес-телефонов. Все эти аппараты привлекают потребителей популярной маркой, хорошим качеством и эргономикой. "Конек" Nokia -- хорошая русификация и украинизация, причем не только в меню, но и при вводе текста: для обоих языков работает система ускоренного ввода T9. Первые два аппарата немного дороговаты как для своей функциональности, последние же являются одними из наиболее оптимальных покупок в бизнес-классе.

Лавина новых моделей Nokia, среди которых есть и ряд представителей бизнес-класса, по сути, состоит из незначительно разнящихся модификаций одной и той же базовой платформы, имеющей обозначение Series 40. Функциональные отличия между новыми рабочими телефонами Nokia 6610 и Nokia 6100, а также имиджевым Nokia 7210, скорее, косметические, в основном они различаются дизайном. Имея ряд полезных особенностей (удобную адресную книгу, поддержку Java и MMS) и модных нюансов (цветной экран, полифонический звонок, встроенный радиоприемник у Nokia 6610), они выглядят весьма привлекательно. Однако платформа не лишена существенных недостатков: отсутствуют диктофон и голосовые функции, нет адаптера Bluetooth. Но самый большой минус этих телефонов -- очень высокая цена, на сегодняшний день она не соответствует их возможностям. Иногда доходит до абсурда, когда телефоны новой бизнес-серии стоят в одном и том же магазине дороже, чем на порядок более функциональная Nokia 7650. Существенно отличается от "стандарта" только новейший бизнес-телефон Nokia 6800. Он выполнен в оригинальном корпусе и имеет полную алфавитную клавиатуру в дополнение к стандартной цифровой. Кроме того, устройство содержит полноценную почтовую программу, более емкую адресную книгу и FM-тюнер. Впрочем, скорее всего, в ближайшее время цена этого аппарата тоже будет высокой.

Нельзя обойти вниманием новаторский телефон Nokia 7650 на базе платформы Series 60, основанной на модифицированной ОС Symbian OS 6. Это своеобразное "связующее звено" между обычными телефонами и смартфонами. Аппарат оснащен большим цветным экраном, встроенной камерой, адаптером Bluetooth и всеми остальными функциями и технологиями, применяемыми сегодня. Задуманный как имиджевый, этот телефон получил распространение в значительной степени именно в качестве бизнес-модели благодаря своей уникальной функциональности. Он не лишен недостатков: его размер довольно велик, раздвижной корпус не слишком удобен, а время автономной работы при интенсивном использовании может быть меньше суток. Однако лучше оснащенной модели на сегодня нет, и это оправдывает покупку Nokia 7650 даже при его довольно высокой цене.

Samsung известна прежде всего как производитель не самых функциональных, но качественных имиджевых телефонов в раскладном корпусе. Эти дорогие шикарные игрушки пользуются большой популярностью. В последнее время Samsung активно занялась трансформацией этого класса аппаратов в бизнес-телефоны путем расширения их функциональности. Сильными сторонами Samsung традиционно являются продуманная конструкция, качественная сборка, привлекательный дизайн, а также лучшие экраны и полифонические синтезаторы сигналов вызова. В дополнение к этому в моделях SGH-S100 и SGH-S300 появились расширенная адресная книга на 500 записей, поддержка GPRS и Java. Однако по богатству "деловых" возможностей эти аппараты все еще уступают "комбайнам" от европейских компаний -- отсутствуют диктофон и голосовое управление, не поддерживается MMS, нет адаптера Bluetooth. Стоимость этих решений высока: имиджевые телефоны Samsung весьма дороги, а их более функциональные аналоги, в соответствии с логикой, еще дороже. Однако и эти телефоны вполне успешно находят своих покупателей.

Компания Siemens проводит последовательную и продуманную политику в сегменте бизнес-телефонов, вследствие чего уже в течение нескольких лет ее модели этого класса получаются удачными и популярными. Аппараты Siemens сочетают богатую функциональность с разумной ценой. В последнее время компания уделяет все больше внимания и имиджевой составляющей. Одна из традиционных черт маркетинговой политики Siemens заключается в том, что бизнес-модели прошлого сезона активно продвигаются на рынке наряду с новейшими, при этом цены на них весьма низкие, так что эти устройства быстро становятся самыми популярными среди многофункциональных терминалов. Сейчас такими являются Siemens S45/S45i и ME45, фактически представляющие собой модификации одной и той же модели. ME45 отличается от базового варианта наличием пылевлагозащищенного корпуса, причем защита эта оказывается достаточно надежной. При этом дизайн аппарата обращает на себя внимание и делового человека в противовес "экстремальным" молодежным телефонам. Долгое время стоимость S45 и ME45 была практически одинаковой, сейчас же вторая модель повсеместно дороже на $20--30, но все еще остается привлекательной покупкой. Siemens S45i представляет собой программную модификацию S45 с поддержкой Java и встроенным клиентом e-mail. Для всех моделей недавно была выпущена версия "прошивки" с возможностью ввода кириллицы. В итоге они весьма функциональны и выгодны при покупке, даже несмотря на отсутствие цветного экрана и полифонии, а также поддержки Bluetooth.

Все вышеперечисленные новшества реализованы в новой модели Siemens S55. Параллельно несколько изменен дизайн телефона, он получился более броским. Внесены небольшие улучшения и во многие другие функции. В результате Siemens S55 оказался наиболее богато оснащенным среди традиционных бизнес-телефонов ("полусмартфон" Nokia 7650 не в счет), но его цена вполне конкурентоспособна.

Совместное предприятие Sony и Ericsson до недавних пор представляло в бизнес-сегменте Sony Ericsson T68i -- доработанную модификацию весьма удачной модели Ericsson T68. Это также один из наиболее оснащенных телефонов современности, до появления Siemens S55 он удерживал пальму первенства по богатству функций. Некоторые из них реализованы в нем даже лучше и удобнее, чем в телефоне Siemens.

Из новых моделей Sony Ericsson интерес для бизнес-пользователей представляет T300. По сути это "урезанная" и удешевленная версия T68i, собранная в новом корпусе и снабженная полифоническим звонком, но лишившаяся адаптера Bluetooth, голосовых функций и части памяти. Зато стоимость новинки весьма привлекательна -- это самый доступный аппарат с цветным экраном, полифонией и поддержкой MMS.


Что выбрать?

Для начала назовем самый функциональный телефон, упростив выбор для максималистов, -- это Nokia 7650. Однако этот аппарат -- своего рода прототип, на нем "обкатываются" радикально новые конструкторские и программные решения, и потому он не лишен ряда недостатков. Из традиционных телефонов наиболее богато оснащен Siemens S55, от него незначительно отстают Sony Ericsson T68i и Nokia 6310i. Цены на первые два сегодня различаются мало, так что выбрать между ними сложно, хотя модель от Siemens имеет некоторые преимущества. Nokia 6310i существенно дешевле и по богатству "деловых" функций практически не уступает лидерам, хотя недостаток актуальных в настоящее время имиджевых особенностей, а также большой размер может кое-кому не понравиться.

За звание лучшей покупки в бизнес-классе для экономных пользователей могут побороться Alcatel OneTouch 715, Motorola T280/T280i, модели семейства Siemens S45/S45i/ME45 и Sony Ericsson T300. Все они имеют свои плюсы и минусы и при сопоставимой стоимости являются равноценными. Наиболее оснащена Motorola T280i: она допускает установку опционального адаптера Bluetooth и поддерживает Java, но ее цена несколько выше, чем у остальных моделей. Телефоны Siemens компактны и эргономичны, Alcatel обладает броским дизайном и большим экраном, но несколько менее удобен в работе, а Sony Ericsson T300 оборудован модными ныне цветным экраном и полифоническим звонком и весьма "комфортабелен", но дизайн его не самый привлекательный, и в нем недостает календаря и голосового управления. Еще один возможный кандидат на покупку -- Nokia 6510, но он несколько менее функционален при более высокой цене.

Все шире распространяется требование к наличию в телефоне встроенного или присоединяемого адаптера Bluetooth. К сожалению, стоимость моделей с этим компонентом остается достаточно высокой. Наиболее доступный из них -- Ericsson R520 -- нельзя назвать полностью удачным, а действительно интересный Ericsson T39m постепенно исчезает с прилавков магазинов. Так что в скором времени самым привлекательным аппаратом с беспроводным интерфейсом наверняка станет Nokia 6310/6310i, покупка которого, впрочем, оправдана и сейчас.

Существует отдельная, довольно многочисленная, категория покупателей, которые предпочитают телефоны в раскладном корпусе, но по требованиям к функциональности тяготеют, скорее, к бизнес-классу. Иными словами, возможностей "чистых" имиджевых моделей для них недостаточно -- желательны расширенная адресная книга, поддержка GPRS, наличие инфракрасного порта и т. д. К сожалению, на сегодня "раскладушки" практически всегда уступают по функциональности большинству моноблочных моделей бизнес-класса. Однако если требования к конструкции первичны (т. е. отказаться от раскладного корпуса покупатель не хочет ни при каких условиях), компромиссное решение найти можно. Самым оснащенным среди раскладных телефонов является Motorola T720/720i. Для тех, кто использует "мобильник" как автономное хранилище данных, его возможностей будет вполне достаточно (немного смущают только относительно большие размеры), при совместном же использовании с мобильным ПК возникает проблема отсутствия беспроводных интерфейсов. Более доступный и во многом оптимальный вариант выбора -- Motorola v66. Для тех, кто ставит на первое место дизайн, подойдет Samsung SGH-S300, достаточно функциональный, но при этом миниатюрный и привлекательный аппарат. Однако цена на него пока очень высока.

Как видим, многие телефоны бизнес-класса являются оптимальными (или близкими к таковым) вариантами выбора для различных категорий пользователей. Дело в том, что покупатели такого рода аппаратов вполне способны самостоятельно и четко сформулировать задачи, которые они будут решать с помощью телефона, а также требования к нему. Им мы советуем обратиться к спецификациям и более подробным обзорам моделей, а предложенные нами варианты могут послужить не только рекомендациями к покупке, но и "отправными точками" для самостоятельного выбора.