"ПТА - Украина 2006": в поисках своего места

9 январь, 2007 - 16:42Евгений Карпенко

В прошлогодней публикации, посвященной этой выставке, впервые проходившей в Украине (itc.ua/22724), мы отмечали, что хотя она вряд ли станет в 2006 г. намного масштабнее, тем не менее свою положительную роль как отдельное мероприятие сыграет: поставщики получат более ясное представление о самом рынке и его потребностях, а заказчики смогут "единым взглядом" охватить доступные в нашей стране товары и услуги данного направления и познакомиться друг с другом. Почти так и получилось. Однако трудно было предсказать, что состав участников обновится более чем наполовину.

Статистика

Прежде всего следует разобраться с количеством участников - из указанных 60 в 2005 г. 17 представляли собой различные информационные ресурсы. Таким образом, компаний, занимающихся реальной автоматизацией, оказалось всего 43. В текущем году из 78 позиций официального каталога выставки журналам, интернет-ресурсам и т. д. принадлежало 22, т. е. "автоматчиков" оказалось 56 и прирост составил 30% - это почти точная копия того, что происходило в рамках московских выставок ПТА 2002 и 2003 гг. Если тенденция не изменится, то в течение ближайших трех лет можно ожидать постепенного увеличения числа экспонентов примерно на 15-20% в год.

"ПТА - Украина 2006" в поисках своего места
По сравнению с прошлым годом выставка стала более представительной. Однако ее истинную ценность покажет спрос отечественных заказчиков на "Передовые Технологии Автоматизации"

Во второй раз в 2006 г. были представлены 22 компании, в основном хорошо известные и достаточно солидные для того, чтобы расходы на участие не казались им чрезмерными - NATIONAL INSTRUMENTS, Schneider Electric, SIEMENS (ДП "Сименс Украина"), VD MAIS, "А-ТЕКС", "ЛОГИКОН", "МИКРОЛ", "Техноимпекс", "ТЭРА", "ХОЛИТ Дэйта Системс" и ряд им подобных. Только две из этого числа являются нерезидентами.

20 фирм (почти половина прошлогоднего состава) решили не участвовать повторно. Характерно, что в их числе пять российских компаний, для которых, видимо, первого опыта оказалось достаточно, чтобы оценить и местный рынок, и свои возможности на нем. 31 компания была представлена на мероприятии впервые. Российских среди них присутствовало всего две, зато интерес к Украине проявили три германские фирмы и по одной - из Дании, Чехии и Швейцарии.

Официальные статистические данные о прошедшей выставке на сайте организатора еще не появились, но вряд ли они будут содержать существенные качественные изменения по сравнению с информацией прошлого года. Тогда 57% из четырех тысяч посетителей были из Киева и Киевской области, что ничем, кроме территориальной близости к месту проведения, объяснить нельзя. Также довольно очевидно, что больше всего приезжих представляли области промышленного восточного региона и Львов, где существует ряд предприятий и организаций, традиционно сильных в автоматике. Отраслевой состав посетителей (в порядке убывания): приборостроение и электроника (20%), машиностроение и ВПК (18%), электроэнергетика (14%), металлургия, химическая и пищевая промышленность (8-12%), предприятия связи, промышленность стройматериалов и нефтегазовая (4-6%). Руководители отделов АСУ ТП, комплектации, КИПиА составили 35% посетителей, главные инженеры, энергетики, метрологи, технические директора - 20%, руководители предприятий - 15%, специалисты и представители вузов - по 10%.

Впечатления

Если в прошлом году доминировало PC-направление, то в этом выставка оказалась лучше сбалансированной и фактически представляла автоматику общего назначения. По-прежнему открытым остается вопрос, сможет ли "ПТА" в последующие годы привлечь и другие компании - в Украине их работает гораздо больше, чем было представлено.

Очевидно, что автоматизаторы - не столько те, кто продает то или иное оборудование, сколько системные интеграторы, предлагающие решения. На наш взгляд, организаторам стоит подумать о том, как привлечь именно эту категорию, поскольку большинство присутствующих здесь компаний покупатели давно и хорошо знают.

"ПТА - Украина 2006" в поисках своего места
Довольно часто у стендов можно было видеть группы молодых энтузиастов - к сожалению экспонентов, покупателей не сегодняшнего, а завтрашнего дня

Можно предположить, что методы решения сходных проблем привлекут представителей заводов и других потенциальных заказчиков, а сама выставка в итоге станет более "живой". Иначе она рискует превратиться в своего рода клуб для небольшого числа участников, в основном - дистрибьюторов.

Ассортимент, представленный последними, с прошлого года существенно не расширился. Можно лишь отметить увеличение числа компаний, предлагающих датчики и конечные исполнительные устройства.

Радует то, что достаточно устойчиво чувствуют себя отечественные производители приборов, встраиваемых контроллеров и т. д. - такие, как, например, ивано-франковская "МИКРОЛ". Огорчает часто имеющая место "варка в собственном соку". Например, едва ли не повсеместно используются свои средства разработки ПО для автоматизации, поскольку профессиональные среды оказываются чрезмерно дорогими для небольших коллективов.

Тем не менее привязка к общемировым стандартам необходима, так как уже сейчас чувствуется, что с началом активной работы в нашей стране мощных западных фирм на местном рынке останутся только те отечественные компании, которые будут ориентироваться на данные стандарты.

По сравнению с региональной выставкой в Харькове на "ПТА" меньше тех, кто поставляет приборы и т. д. промышленным предприятиям. Если киевское мероприятие, по сути, сегодня представляет собой витрину поставщиков и дистрибьюторов, то харьковское - ориентировано на крупный промышленный регион, где, в частности, существует устойчивый спрос на приборы и устройства для подразделений КИП, да и участие в целом там обойдется дешевле. В результате многим фирмам, в штате которых насчитывается всего несколько человек, на "ПТА" ехать, в общем, не слишком интересно.

Точно так же на сопутствующей конференции присутствовали, главным образом, доклады, не привязанные к конкретной рыночной ситуации, - читались обычные технические общеобразовательные презентации. Например, программистам-прикладникам такая информация не нужна.

Получается, что конкретная задача - "плясать от потребителя" - участниками в большинстве случаев вообще не ставилась, просто им хотелось показать, как говорится, товар лицом, что фактически превратилось не более чем в знакомство с самой компанией и ее ассортиментом. А следовало бы решать задачу проникновения, например, на определенный рынок или в отрасль. Характерно, что на специализированных мероприятиях ряд компаний-автоматчиков присутствует уже довольно давно.

Общая картина чем-то напоминает ту, которая наблюдалась несколько лет назад в области корпоративных систем, когда основными посетителями выставки были рядовые специалисты IT-подразделений. Только в последнее время этими вопросами прониклись лица, принимающие решения, и корпоративные системы начали активно внедряться. Одновременно увеличилось и число компаний, предоставляющих соответствующие консалтинговые услуги. Так, видимо, произойдет через некоторое время и в области автоматизации.

Возможно, неплохим вариантом было бы проведение более представительного мероприятия раз в два года, хотя это и не в формате "ПТА". Но, на наш взгляд, здесь должны демонстрироваться новинки - продукты, решения, направления, а в сфере автоматики, которая довольно консервативна, ежегодно это сделать сложно. Кроме того, в отличие от крупных европейских выставок, где можно составить достаточно полное представление о состоянии всей отрасли, на украинском форуме пока отсутствуют компании, продвигающие оборудование многих хорошо известных в Европе поставщиков.