Против течения

28 апрель, 2009 - 12:14Артем Юрченко

Несмотря на масштабное сворачивание традиционных рекламных рынков, весьма остро отреагировавших на процессы рецессии в мировой экономике, в быстрорастущем сегменте онлайновой рекламы наблюдается обратная ситуация – ключевые игроки стремительно увеличивают объемы выручки. Тенденции в основном формирует сектор интерактивного продвижения товаров и услуг США.

Против течения

Судя по свежим статистическим выкладкам аналитиков Interactive Advertising Bureau (IAB) и PricewaterhouseCoopers, в прошлом году рынок онлайновой рекламы отметил пятый год рекордно высокого роста доходов – в США объем выручки по сравнению с 2007 г. увеличился на 10,6%, до 23,4 млрд долл. Вопреки нарушению хрупкого макроэкономического равновесия в финальной четверти года квартальный оборот впервые преодолел шестимиллиардный рубеж.

Удерживая статус ключевой рекламной площадки, поисковые системы продолжают набирать вес. По итогам года прирост доходов в этом сегменте составил 20%, что в денежном выражении отвечает 10,5 млрд долл. В то же время по итогам последних месяцев прошлого года сегмент баннерной рекламы весьма серьезно «просел» – игроки рынка заработали лишь 2,1 млрд долл., что на 4% меньше, нежели годом ранее. За 2008 г. медийная ниша, включающая направления Banner Ads, Rich Media и Digital Video, в целом выручила 7,6 млрд долл., тем самым лишь на 8% улучшив прошлогоднее достижение.

Таким образом, благодаря поисковой рекламе компании в авангарде с Google получили, по крайней мере, 45% всех доходов от онлайновой, сократив с 34 до 33% присутствие медиапродуктов. Согласно подсчетам экспертов Hitwise, лидирующее трио поисковых систем держится без изменений. По состоянию на начало весны в годовом сравнении доля рынка успешно развивающего сервис AdSense сайта www.google.com возросла до 72%. С существенным отрывом (17%) за ней следует search.yahoo.com, показатели которого за год упали на 18%. Негативная динамика в районе 20% была зафиксирована и у search.msn.com (5,56%).

Как отмечено выше, баннеры формата Rich Media, расширенная функциональность которых подкреплена использованием технологий Flash, Java, RealVideo/Audio и т. д., также выделены в самостоятельный сегмент. В общей структуре доходов от интернет-рекламы на долю Rich Media пришлось чуть более 7%, что в денежном эквиваленте составляет 1,6 млрд долл.

Постепенно сдает позиции один из старожилов интернет-рынка – реклама по электронной почте. По итогам прошлого года объем сегмента специализированных рассылок подписчикам не превысил 2%.

В то же время с увеличением числа пользователей широкополосного доступа в Сеть изменяются доходы от рекламы, акцент в которой делается на применение полноценных видеофрагментов – в прошлом году в активе категории Digital Video было уже 3% рынка. О высокой динамике развития свидетельствует тот факт, что за год выручка от рекламы с цифровым видео возросла более чем вдвое – с 324 млн долл. в 2007 г. до 734 млн в 2008 г.

Услуги категории Lead Generation, направленные на определение с максимально возможной подробностью круга потенциальных потребителей того или иного продукта, остаются весьма перспективными. Специализирующиеся на них агентства увеличили доходность этого направления до 1,7 млрд долл., тем самым сконцентрировав на себе внимание более чем 7% нуждающихся в онлайновой популяризации заказчиков.

Нельзя не упомянуть наиболее действенный стимулятор интернет-активности 2008 г. – социальные сети. Согласно подсчетам Hitwise, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в феврале 2009 г. общее число посетителей 55 ведущих американских сайтов данной категории возросло на 4%. Взяв под контроль 53 и 36% рынка соответственно, лидирующие позиции занимают MySpace и Facebook. Что характерно, если в годовом сравнении у первой компании численность посетителей упала на 28%, то вторая добилась устойчивого роста в пределах 149%.

Итак, сдерживая натиск нынешних финансовых потрясений, рынок интернет-рекламы уверенно переходит в фазу зрелого развития.