Прокат DVD через Интернет: теперь и в Киеве

17 апрель, 2005 - 23:00Юрий Сидоренко

О подобных проектах мы, как правило, пишем лишь в контексте заатлантических событий, ну или, по меньшей мере, европейских. И тем не менее, бизнес, который может показаться в наших условиях даже несколько экзотическим, возможен и в Украине. Сегодняшний рассказ о киевской компании Yakaboo, занимающейся прокатом DVD-дисков, для чего активно используется Интернет.

С точки зрения рядового потребителя, организовать прокат DVD проще простого: достаточно арендовать помещения в разных точках города и поставить в них шкафы с дисками, на которые есть соответствующие прокатные удостоверения, и готово! Впрочем, когда дело доходит до экономических выкладок, красивая, на первый взгляд, схема лопается как мыльный пузырь… Это обусловлено и дороговизной денежных ресурсов, и высокой платой за аренду, и относительно небольшим спросом на услугу проката лицензионных дисков. Вместе с тем пустующая ниша не могла не привлечь бизнесменов. Когда Виталий Бутенко, основатель и директор Yakaboo, начал анализировать ситуацию, то стало ясно, что если вместо множества точек с аналогичным репертуаром иметь централизованный склад, то доходы будут покрывать издержки и компания станет прибыльной. Однако прежде чем такая идея смогла воплотиться в качественную услугу, потребовалось решить ряд вопросов. Во-первых – как ознакомить потенциальных клиентов с перечнем фильмов, предлагаемых к прокату. Во-вторых – как принимать заказы. И в-третьих – как обеспечить доставку дисков, прием платежей и т. п.

Прокат DVD через Интернет теперь и в Киеве

Ответ на первый вопрос достаточно прост – им стал (а вернее, стали) Web-сайт www.yakaboo.com, который пока дополняет и печатный каталог. Посетители сайта имеют возможность просматривать новые поступления, листать общий каталог (он удобно рубрицирован, есть и система поиска), причем информация может отображаться как в текстовой форме, так и сопровождаться обложками дисков. На сайте можно ознакомиться с мини-рецензиями к фильмам, есть рейтинг, в формировании которого участвуют и клиенты. Особенно приятны две вещи: личный каталог – в нем удобно хранить результаты просмотров и поисков, дабы не возвращаться к этим процедурам снова и снова, а также возможность в реальном времени посмотреть состояние своего счета.

Заказы, размещаемые посредством Web-интерфейса и полученные через call-центр, стекаются в офис компании и обрабатываются практически в режиме реального времени – около минуты. Сотрудники склада видят, какие диски им следует приготовить и когда их нужно выдать.

Анализ показал, что наиболее выгодной в нынешних условиях является собственная курьерская служба доставки.

И в этом аспекте бизнеса информационная система, разработанная, кстати, киевской компанией Finport Technologies, также играет важную роль. Поскольку компания гарантирует доставку заказанных фильмов в оговоренные трехчасовой промежуток времени и дату, вопросы планирования загрузки курьеров и оптимизации маршрутов очень актуальны, особенно с учетом западного подхода к качеству оказания услуг и принципов «клиент всегда прав» и «главное – удобство».

Информационная система позволяет изменить маршрут доставки, чтобы удовлетворить пожелание заказчика сместить время прибытия курьера, например с промежутка 19.00–22.00 на 21.00–22.00, или даже адрес.

Подобная забота о клиентах как минимум похвальна, однако информационная система – не только средство обеспечения бесперебойной работы всей цепочки от размещения заказа до возврата диска, но и серьезное подспорье для развития бизнеса. В реальном времени она может информировать менеджеров, к примеру, о том, что количество имеющихся на складе блокбастеров стремительно падает и в обозримом будущем дисков может просто не хватить, а следовательно, необходимо докупить еще несколько копий востребованного фильма. Или о том, что ресурс курьеров, обслуживающих определенный район Киева, исчерпан, а заказы продолжают поступать. Руководитель службы доставки имеет возможность тоже в реальном времени перераспределить своих сотрудников и обеспечить выполнение договорных обязательств.

В заключение стоит отметить, что информационная система написана таким образом, что масштабирование при росте количества клиентов не составляет труда, равно как и внедрение этой удачной бизнес-модели в других регионах страны.