Производители ЖК-дисплеев перестраивают свою деятельность

28 апрель, 1999 - 14:54Алексей Смалий

В рамках публикации архивных материалов предлагаем вашему вниманию статью из № 16 (185) «Компьютерного Обозрения» от 28 апреля 1999 г. Двадцать лет назад ЖК-мониторы были все еще диковинкой на рынке и доминировали в этом сегменте японские компании.

В середине апреля в Японии проходила конференция Electronic Display Forum, основной темой обсуждения на которой были проблемы рынка активноматричных жидко-кристаллических дисплеев, и в частности, вопросы их дефицита.

Размеры этого самого дефицита различными специалистами оцениваются по-разному — от 5 до 30%. Однако все они сходятся во мнении, что теперь производители не будут придерживаться прежней стратегии, предполагавшей для увеличения объемов производства привлечение новых крупных инвестиций. Подобная стратегия в сочетании с падением цен уже привела к тому, что в 1998 г. общий размер убытков в индустрии ЖК-дисплеев (японские компании, как известно, занимают ведущие позиции в данном секторе) составил 1,7 млрд. долл.

Кстати, два слова о ценопадении. По сообщениям DisplayResearch, являющейся признанным авторитетом в области исследования рынка ЖК-дисплеев, в 1998 г. снижение цены наблюдалось примерно для 30% всех доступных на рынке моделей, а увеличение — примерно для 20% (цены на оставшиеся 50% остались неизменны). При этом снижение цен происходило в основном на японском рынке, а их рост — на американском.

По утверждению специалистов, ничего удивительного в этом нет, поскольку в связи с увеличением курса иены значительно возросли затраты на производство и продажу ЖК-дисплеев за пределами Японии. Вследствие этого предсказывается увеличение ее доли на мировом рынке в 1999 г., а японская индустрия ЖК-дисплеев, по прогнозам, перестанет быть убыточной и принесет доход порядка 170 млн. долл. во многом благодаря возврату к схеме планируемых инвестиций.

Однако ликвидации дефицита ЖК-дисплеев, как считают аналитики, следует ожидать не ранее 2000 г., тем более, что сегодня большинству японских электронных гигантов приходится перестраивать свою деятельность, а это требует сбалансированного бюджета для каждого бизнес-направления. Естественно, в подобных условиях подразделения, занимающиеся выпуском ЖК-дисплеев, не могут позволить себе инвестиции в новые производственные линии.

Тем не менее это абсолютно не означает, что развитие производства остановилось совсем. Например, Matsushita собирается за счет усовершенствования уже существующих производственных линий (на это планируется потратить от 125 до 167 млн. долл.) увеличить ежемесячные объемы выпуска ЖК-панелей с 170 тыс. до 280 тыс. Аналогичные планы наращивания производства вынашивают также Sharp и NEC. А Toshiba вообще ввела в эксплуатацию новую линию по изготовлению подложек производительностью 10 тыс. штук в месяц, но это, наверное, именно то исключение, которое подтверждает правило (хотя, возможно, к Toshiba вообще надо подходить с совсем иными мерками — как-никак она является поставщиком ноутбуков номер один в мире). К концу года компания планирует запустить еще одну новую линию на 10 тыс. подложек, а к 2000 г. довести объемы производства до 50 тыс. штук в месяц.

Кстати, планы ввода в эксплуатацию новой линии давно существуют и в Sharp, однако реализация их все время откладывается вследствие стремительного изменения ситуации на рынке.

В то же время достаточно быстро наращивают выпуск ЖК-дисплеев южнокорейские производители, способствуя таким образом частичной ликвидации их дефицита, а к 2000 г. наладить производство таких дисплеев планируют сразу несколько тайваньских компаний. Правда, аналитики считают, что в 2000 г. объемы выпуска ЖК-дисплеев последними будут примерно эквивалентны 30 тыс. 12-nb дюймовых панелей. И хотя Тайвань способен начать производство быстрее и с меньшими затратами, чем та же Южная Корея (в частности, благодаря притоку технологий из Японии и возможности покупать у японских партнеров подержанное оборудование по сниженным ценам), к оценке ее перспектив в данном направлении аналитики подходят с осторожностью, отмечая, что, с одной стороны, для закрепления на рынке необходимы инвестиции, а с другой, производство должно приносить прибыль, и решить обе задачи одновременно в случае ЖК-дисплеев будет достаточно сложно, особенно если учесть быстрое изменение рыночной ситуации.

Говоря о перестройке деятельности производителей ЖК-дисплеев, нельзя также не коснуться их ориентации на различные рыночные сегменты. Не секрет, что в настоящее время 70–80% подобных изделий производится для использования в портативных ПК. Однако на ближайшие несколько лет аналитики предсказывают очень небольшой рост продаж ноутбуков — с 14,1 млн в 1998 г. до примерно 14,6 млн в 2000. Таким образом, делать ставку исключительно на рынок ноутбуков для производителей жидко-кристаллических панелей весьма рискованно, и, видимо, именно это заставляет их смещать приоритеты и налаживать выпуск как малых, так и больших ЖК-мониторов.

Например, компания NEC, ставшая по итогам 1998 г. лидером рынка ЖК-дисплеев, постепенно уменьшает выпуск 12,1-дюймовых панелей для ноутбуков, но в то же время наращивает производство крупных, 14,1-, 18-и 20-дюймовых панелей. Вполне возможно, что подобная переориентация окажется вполне оправданной, поскольку некоторые специалисты предсказывают в этом году примерное соответствие спроса и предложения на панели с диагональю от 15 до 17 дюймов. Правда, некоторые фирмы вообще стремятся свернуть производство 14- и 15-дюймовых ЖК-мониторов в пользу моделей с большей диагональю, потому что цены на аналогичные по размерам ЭЛТ-мониторы (17 дюймов) упали очень сильно, а заметно снизить цены на ЖК-панели вряд ли удастся, так как дешеветь им уже просто некуда.

Ну и наконец, многие профессионалы говорят о том, что производителям ЖК-дисплеев пора выйти за рамки индустрии ПК и обратить свои взоры на устройства других типов, например электронные книги, средства доступа к Web, портативные коммуникационные системы.