Продаются детские ботинки, ни разу не ношеные

23 декабрь, 2008 - 11:15Вадим Уткин

Курс MBA программы в Киево Могилянской Бизнес Школе, который я веду, называется «Информационные технологии». Курс завершается не экзаменом, а написанием небольшого эссе на тему, близкую к ИТ. Я полагаю, что свободное изложение мыслей на заданную тему отлично раскрывает степень понимания материала, показывает общую образованность человека и позволяет получить «обратную связь». Среди эссе, которые я читал - а это около полусотни работ - встречаются самые разные - веселые, корявые, смешные, мудрые и неожиданные. Бывают эссе типа «контролсиконтролви» (для Mac пользователей: «коммандсикоммандви»). Бывают такие, которые я бережно храню, а бывают такие, за которые стыдно. Но не бывает скучных.

Скучно мне бывает, когда я читаю пресс релизы ИТ компаний. Вернее, тех компаний, которые занимаются бизнес приложениями (я их читаю постоянно - это часть моей работы).

Цитирую:

«На семинаре были представлены решения, внедрение которых позволяет реализовать оптимальные современные технологии предоставления услуг государственными ведомствами и возможности для реализации проектов, основанных на оперативном информационном взаимодействии различных государственных структур на разных уровнях иерархии государственной власти.»

http://www.sap.com/cis/company/press/2008/ua_publicsec_seminar.epx

Еще цитата:

«Требования, предъявляемые заказчиками к HRM системе, в таком случае акцентируются на возможности унификации и оптимизации решения с учетом особенностей всех субъектов, инвариантности относительно наличия или отсутствия ЦОДов и ЕРЦ, адаптивности решения к изменению периметра и структуры группы.»

http://www.tadviser.ru/release/56279/

Я понимаю слова, но я не понимаю смысла. Вернее так: смысл до меня доходит после того, как я продерусь сквозь вязкое и густое желе безобразных слов, собранных вместе. Замечу, эти цитаты были написаны профессионалами - либо PR агентствами, либо сотрудниками PR отделов самих компаний. Любое эссе, написанное моими студентами, понятней этой нелепости. А они за это денег не получают, наооборот - платят.

Проклятое слово в пресс релизах компаний, продающих и внедряющих ERP и CRM системы это слово «функционал».

«Функционал решения позволяет автоматизировать деятельность внутрибольничных аптек, фармацевтического отдела, экономической службы, инженерной службы, кадровой службы, бухгалтерии, подразделений, имеющих хозяйственные склады.»

http://www.tadviser.ru/news/56270/

Функционал - это числовая функция, определенная на некотором линейном пространстве. Она не «позволяет автоматизировать деятельность внутрибольничных аптек». То, что автоматизирует подразделения, «имеющие хозяйственные склады» - это функциональность.

Возвращаясь к Киево Могилянке. Я прошу слушателей MBA программы при написании эссе использовать.... «U.S. Army Writing Guide». Нет, я серьезно. Не смейтесь. Это руководство американской военщины начинается словами «Армия эффективна, только если информация и указания ясны».

Вот рекомендации по «ясности мысли»:

  1. Пишите выводы, рекомендации или основной смысл документа в первом, в крайнем случае - во втором параграфе, а не в конце.
  2. Используйте действительный залог. Речь идет о грамматической конструкции, конечно, а не о попытке обмануть финансовое учреждение. В русском языке, наверное лучше так: избегайте сложных деепричастных оборотов.
  3. Используйте короткие предложения. Пятнадцать или менее слов.
  4. Используйте короткие слова.
  5. Параграф должен состоять из шести или семи предложений.
  6. Пишите грамотно.
  7. Ипользуйте жаргон осторожно. А лучше - вообще не используйте.
  8. Пишите просто.

Как определить, что текст написан просто и ясно? У пентагонских ястребов и тут есть ответ на этот вопрос. Посчитайте «индекс понятности» (The Clarity Index):

  1. Подсчитайте количество предложений.
  2. Разделите количество слов на количество предложени.
  3. Подсчитайте количество громоздких слов (три и более слога).
  4. Разделите количество длинных слов на общее количество слов.
  5. Сложите результат вычисления шага 2 с результатом шага 4. Полученная сумма и есть «индекс понятности».

Цель - добиться «индекса понятности» близкому к 30. Если сумма менее 30 - очевидно, Вы пишите слишком «по-простецки», грубовато. Если больше - Вы рискуете остаться не понятым.

Эрнест Хемингуэй как то побился об заклад, что напишет полноценный рассказ, эмоциональный и наполненный смыслом, длиной всего лишь в шесть слов. И написал. Вот он «For sale: baby shoes, never worn». В русском переводе семь слов: «Продаются детские ботинки, ни разу не ношеные».