Поспешай не торопясь

5 октябрь, 2010 - 13:43Володимир Поздняков

Аналитики IDC зафиксировали во второй четверти текущего года выразительную позитивную динамику поставок персональных компьютеров в Украину, что послужило основанием для улучшения общего прогноза. Однако, по мнению специалистов, производителям ноутбуков следует очень аккуратно подходить к планированию, чтобы избежать нового затоваривания складов.

Поспешай не торопясь

Согласно данным последней сводки IDC, во II квартале 2010 г. в Украину было поставлено около 485 тыс. компьютеров, включая настольные и мобильные системы. Это на 136% больше, чем в прошлом году, и на 14% выше показателей предыдущего квартала.

Объем отгрузок десктопов составил 178 тыс. штук, и таким образом их доля на рынке снизилась с 57% во II квартале прошлого года до 37% за тот же период нынешнего. При этом несколько укрепились позиции А-брендов (с 6 до 8%) и Топ 10 локальных производителей (с 16 до 21%). Продолжился рост поставок систем all-in-one (их доля достигла 1%), в том числе благодаря компании ASUS, которая в минувшей четверти 2010 г. представила устройства такого типа в Украине.

Основные объемы поставок ноутбуков пришлись на вторую половину квартала, преддверие сезона Back to School. В результате в нашу страну во второй четверти было отгружено 307 тыс. мобильных ПК. Несмотря на то что первая пятерка вендоров не изменилась – как и прежде, Acer, ASUS, HP, Lenovo и Samsung вместе контролируют более 90% рынка – наиболее удачными прошедшие три месяца оказались для Lenovo. «Китайской компании удалось существенно упрочить свое положение и выйти по объемам поставок на второе место, – комментирует Сергей Мащенко, аналитик киевского офиса IDC. – Не последнюю роль в этом сыграли наличие в модельном ряду Lenovo большого количества бюджетных моделей, адекватная текущей ситуации ценовая политика и активная маркетинговая кампания, продолжающаяся вот уже более года».

Нетбуки, доля которых на протяжении последних кварталов составляла около 8%, с апреля по июнь продемонстрировали рост и вышли на уровень 12% рынка мобильных ПК. Такая динамика, по мнению IDC, вызвана не столько ростом спроса на подобные устройства, сколько дефицитом дешевых моделей, который наблюдался в Украине в первом полугодии.

Согласно уточненным прогнозам аналитиков, к концу 2010 г. в нашу страну может быть отгружено более 1,1 млн ноутбуков, что на 12–15% превышает результаты 2008 г. и фактически вдвое больше, чем в прошлом году.

Однако, по мнению представителей киевского офиса IDC, несмотря на столь позитивную динамику рынка мобильных ПК в этом году, у нас есть все основания для беспокойства о «здоровье» дистрибьюторского канала.

Во-первых, разрыв между объемами поставок ноутбуков в страну (sell-in) и фактическими цифрами продаж устройств конечным пользователям (sell-out) продолжает расти, что означает увеличение складских запасов. Чем это чревато для дилеров и дистрибьюторов накануне Нового года – мы уже знаем на печальном опыте 2008 г.

Во-вторых, постоянно меняющиеся правила деятельности таможни сильно затрудняют планирование поставок и приводят к нестабильной работе канала (дефицит сменяется затовариванием).

В-третьих, к концу года вендоры в погоне за перевыполнением плана находят новые аргументы для партнеров, стимулируя их размещать на производстве новые заказы. А с учетом того, что с момента оформления заказа до поступления на украинские склады дистрибьютора иногда проходит более трех месяцев, появление основной массы поставок IV квартала следует ожидать в стране в первой четверти 2011 г., т. е. в так называемый мертвый сезон.

Традиционно последний квартал года отличается максимальными объемами поставок. Однако в IDC считают, что на нынешнем этапе развития рынка ПК более рациональным стало бы замедление динамики. Это позволило бы оздоровить ситуацию в канале, сократить складские запасы, сбалансировать спрос и предложение. Насколько реалистичен такой сценарий, во многом зависит от политики дистрибьюторов. Однако, по мнению аналитиков, осторожность поставщиков в планировании закупок и взвешенный подход к формированию склада помогут избежать перенасыщения рынка, чреватого снижением прибыли или даже убытками самих дистрибьюторов и их дилеров.